Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами»
рабочая программа на тему
Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" для учащихся 2 и 4 классов на 2015-2016 уч. год.
Первый год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_2-4_kl-2015-16uch.g.docx | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 4
г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено и рекомендовано Утверждено
к утверждению на заседании приказом директора
Методического Совета по школе №____
МБОУ СОШ №4 «___»_________2015 г.
Протокол №1 Директор школы_________
от «_____»________2015 г. Брезицкая О.В.
Рабочая программа
кружка «Волшебный мир оригами»
для учащихся 2,4 классов
1 год обучения
Автор программы
Шашков Владимир Александрович,
учитель технологии,
высшая квалификационная категория
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Цель программы.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
Программа годичного обучения оригами рассчитана на обучение детей в начальной школе. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся 2-4 класса начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Занятия проводятся один раз в неделю. Оптимальное количество детей -10-15 человек. Общее количество часов - 35
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
2 класса
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами
4 класса
- научатся читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
• Участие в районных и городских выставках.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности во 2-4 классах
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. |
4 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Учебно-тематический план( 2 класс)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Формирование группы | - | 1 | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
3. | Диагностика обученности учащихся | - | 3 | 3 |
4. | Знакомство с оригами | 1 | - | 1 |
5. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 |
6. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 2 | 3 |
7. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 2 | 3 |
8. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 4 | 5 |
9. | Базовая форма «Конверт» | 1 | 2 | 3 |
10. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 5 | 6 |
11. | Летние композиции | - | 3 | 3 |
12. | Оформление выставочных работ | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 8 | 27 | 35 |
Содержание программы (35 ч)
Формирование группы (1 час)
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (3 час)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
Знакомство с оригами (1 час)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (5 часов),
«Воздушный змей» (3 часа),
«Двойной треугольник» (3 часа),
«Двойной квадрат» (5 часов),
«Конверт» (3 часа)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику 8 марта (6 часов)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (3 часа)
Пароход. Петушок. Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Оформление композиций.
Оформление выставочных работ (1час)
Оформление выставок работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Формирование группы | 1 | 03.09 | |
2 | Беседа по охране труда | 1 | 10.09 | |
3 | Диагностика обученности учащихся | 1 | 17.09 | |
4 | Знакомство с оригами | 1 | 24.09 | |
Базовая форма «Треугольник» (5 ч) | ||||
5 | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 01.10 | |
6 | Стаканчик | 1 | 08.10 | |
7, 8 | Лисенок | 2 | 15,22.10 | |
9 | Собачка | 1 | 29.10 | |
Базовая форма «Воздушный змей» (3 ч) | ||||
10 | Базовая форма «Воздушный змей». Самолетик | 1 | 12.11 | |
11, 12 | Лебедь | 2 | 19,26.11 | |
Базовая форма «Двойной треугольник» (3ч) | ||||
13 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 03.12 | |
14, 15 | Ракета | 2 | 10,17.12 | |
16 | Диагностика по итогам I полугодия | 1 | 24.12 | |
Базовая форма «Двойной квадрат» (5 ч) | ||||
17 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 14.01 | |
18, 19 | Корзинка | 2 | 21,28.01 | |
20, 21 | Квадратная коробочка | 2 | 04,11.02 | |
Цветы к празднику 8 марта (6 ч) | ||||
22,23,24 | Открытка «Букет гвоздик» | 3 | 18,25.02 03.03 | |
25,26,27 | Композиция «Тюльпаны» | 3 | 10,17,31.03 | |
Базовая форма «Конверт» (3 ч ) | ||||
28 | Базовая форма «Конверт» | 1 | 07.04 | |
29 | Мозаика из квадрата | 1 | 14.04 | |
30 | Мозаика из прямоугольника | 1 | 21.04 | |
Летние композиции (3 ч) | ||||
31 | Пароход | 1 | 28.04 | |
32 | Петушок | 1 | 05.05 | |
33 | Парусный кораблик | 1 | 12.05 | |
34 | Диагностика по итогам года | 1 | 17.05 | |
35 | Выставка работ учащихся | 1 | 24.05 |
Учебно-тематический план( 4класс)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
3. | Диагностика обученности учащихся | - | 3 | 3 |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 2 | 3 |
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 6 | 7 |
6. | Новогодние украшения | - | 2 | 2 |
7. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 |
8. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 5 | 6 |
9. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 2 | 2 |
10. | Летние композиции | - | 3 | 3 |
11. | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
11. | Оформление выставочных работ | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 7 | 28 | 35 |
Содержание программы (35 ч)
Вводное занятие (1 час)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (3 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
Базовые формы:
«Треугольник» (3 часа),
«Воздушный змей» (5часов),
«Двойной треугольник» (7 часов),
«Двойной квадрат» (6часов),
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Новогодние украшения (2 часа)
Новогодняя открытка «Дед Мороз». Композиция «Елочка в снегу».
Цветы к празднику 8 марта (2 часа)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (3часа)
Полевые и садовые цветы (Ромашка, нарцисс). Складывание цветов. Оформление композиций
Итоговое занятие (1 час)
Итоговая диагностика.
Оформление выставочных работ (1 час)
Оформление выставок работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Вводное занятие. Оригами – искусство складывания из бумаги. | 1 | 04.09 | |
2 | Беседа по охране труда | 1 | 11.09 | |
3 | Входная диагностика учащихся | 1 | 18.09 | |
Базовая форма «Треугольник» (3ч) | ||||
4 | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 25.09 | |
5 | Яхта | 1 | 02.10 | |
6 | Курица | 1 | 09.10 | |
Базовая форма «Двойной треугольник» (7 ч) | ||||
7 | Базовая форма «Двойной треугольник». | 1 | 16.10 | |
8 | Зайчик | 1 | 23.10 | |
9 | Зайчик надувной | 1 | 30.10 | |
10-11 | Летучая мышь | 2 | 13,20.11 | |
12-13 | Композиция «Рыбки» | 2 | 27.11 04.12 | |
Новогодние украшения (2 ч) | ||||
14 | Новогодняя открытка «Дед Мороз». | 1 | 11.12 | |
15 | Композиция «Елочка в снегу». | 1 | 18.12 | |
16 | Диагностика по итогам 1 полугодия. | 1 | 25.12 | |
Базовая форма «Воздушный змей» (5 ч) | ||||
17 | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 15.01 | |
18 | Петушок | 1 | 22.01 | |
19 | Павлин | 1 | 29.01 | |
20-21 | Композиция «Утки» | 2 | 05,12.02 | |
Цветы к празднику 8 марта (2ч) | ||||
22-23 | Поздравительная открытка «Розы» | 2 | 19,26.02 | |
Базовая форма «Двойной квадрат» (6 ч) | ||||
24 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 04.03 | |
25-26 | Композиция «Пингвины на льду» | 2 | 11,18.03 | |
27-28 | Краб | 2 | 01,08.04 | |
29 | Золотая рыбка | 1 | 15.04 | |
Летние композиции (3 ч) | ||||
30 | Открытка «Нарциссы» | 1 | 22.04 | |
31,32 | Композиция «Ромашки» | 2 | 29.04,06.05 | |
33 | Диагностика по итогам года | 1 | 13.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 20.05 | |
35 | Выставка работ учащихся | 1 | 27.05 |
Методическое обеспечение программы:
Г.И. Долженко. 100 оригами. - Я., « Академия развития», 2004
Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. - Я., «Академия развития», 2004
Н.А. Цирулик. Уроки творчества. - С., «Учебная литература», 2002
В.В. Гончар. Модульное оригами. - «Айрис-пресс», 2008
И.С. Ильин. Оригами. Лучшие модели. – М., «Мир книги», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебный клубок"
Вязание – один из самых распространённых видов рукоделия. Искусство вязания восходит своими корнями к далёкому прошлому. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Вязаная ...
рабочая программа кружка "ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК" (для 10-15 лет)
рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Волшебный клубок", срок реализации 1 год, для обучающихся 10-15 лет...
Рабочая программа кружка "Волшебный квиллинг"
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого н...
Программа кружка " Волшебный мир оригами"
Программа составлена для работы на летней площадке при школе. Т.к. дети в учебное время проходят курс обучения по оригами, то на площадке более свободная деятельность на занятиях оригами. Для детей вн...
Программа кружка «Волшебный мир оригами» Руководитель Фролова А.В.
Цель программы.Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, и повышение эффективности их обучения.Задачи программы: Обучающие Знакомство учащ...
Рабочая программа кружка «Волшебный мир Оригами» для учащихся (5-10 классов) с нарушением интеллекта
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней...