Тематическое планирование коррекционных предметов
календарно-тематическое планирование

Бадмаева Светлана Николаевна

Цель данной  программы: создать коррекционно-развивающую среду, которая  обеспечивает формирование навыков адаптивного поведения учащихся и освоение ими навыков коммуникативного поведения, способствует их социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Бадмаева С.Н., учитель-дефектолог ГБОУ ШОР №1,

Борейша А.С., учитель-дефектолог ГБОУ ШОР №1.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  

КОРРЕКЦИОННЫХ  ПРЕДМЕТОВ

1 класс. Образовательный уровень по ФГОС  3.4.

Данная программа составлена на основе:

1.Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15)

4. Учебного плана образовательного учреждения.

Цель программы: создать коррекционно-развивающую среду, которая  обеспечивает формирование навыков адаптивного поведения учащихся и освоение ими навыков коммуникативного поведения, способствует их социальной адаптации.

Задачи:

Создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

формирование у учащихся интереса к процессу обучения, развитие мотивации, познавательной активности;

поиск оптимальных форм коррекционного воздействия.

Образовательно – коррекционная работа со слепыми обучающимися  с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой) начинается с формирования коммуникативных и речевых навыков. Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.  Важным этапом работы является:

- развитие слухового внимания и восприятия, способности к звукоподражанию;

- формирование умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем –  с действием;

- создание условий для возникновения речевой активности детей;

- формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;

Предлагаемое тематическое планирование предметов «Развитие устной речи» и «Социально – коммуникативное развитие» проверено на практике. В ходе целенаправленной педагогической работы наблюдается положительная динамика в личностном развитии учащихся и формировании навыков социальной коммуникации. Дети стали вступать в контакт с использованием жестов и сохранных речевых механизмов. Наблюдалось постепенное понимание обращенной речи. На следующем этапе проявилось понимание слов, обозначающих объекты,  деятельность человека. В связи с этим, возникла  потребность в использовании знакомых слов. Пошел процесс формирования речевого общения. Полученные результаты открывают новые возможности для развивающей и коррекционной работы.

Программа коррекционного курса «Социально-коммуникативное развитие»  предусматривает усвоение детьми правил и норм общественного поведения, формирование доступных детям трудовых общественно полезных навыков, сохранение здоровья и соблюдение правил безопасности. На занятиях формируются навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и  взрослыми, развивается самостоятельность действий, формируются основы безопасности в быту и социуме.

Рабочая программа по предмету «Развитие устной речи» рассчитана на 68 уроков (2 часа в неделю), а программа по предмету «Социально-коррекционное развитие»  рассчитана на 34 урока (1 час в неделю).

Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это курс, помогающий учить школьника, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразные  задания обеспечивают активность всех анализаторов. Чтобы включить школьника на уроке в деятельность, нужно проявить сотрудничество  взрослого и ребенка в разных видах работы как совместной, так и  самостоятельной.

На занятиях  ППД школьники знакомятся с материалами, их назначением, их свойствами. Также учатся различать их, называть, усваивать приемы их обработки доступным способом. А для этого необходимо умение пользоваться инструментами, освоить правила техники безопасности при работе с данными инструментами, овладеть основами трудовой культуры. Программа рассчитана на 34 урока (1 урок в неделю).

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки;

- предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Программа рассчитана на 34 урока (1 урок в неделю).

Тематическое планирование по предмету

«РАЗВИТИЕ  УСТНОЙ  РЕЧИ»

Темы

1

Диагностика.

2

Дай мне ответ "Да" или "Нет".

3

Дай мне ответ "Да" или "Нет".

4

Я. Мое имя (жест "я").

5

Я. Мое имя (жест "я").

6

Просьбы (Дай. Я хочу.)

7

Просьбы (Дай. Я хочу).

8

Школа. Школьные принадлежности.

9

Найди предмет по названию. Назови предмет.

10

Части тела: голова, руки, ноги, туловище.

11

Части тела: голова, руки, ноги, туловище.

12

Мое лицо. Эмоции.

13

Рот. Что умеет язычок.

14

Время года "Осень".

15

Осень: деревья и листья.

16

Дождь. Прослушивание звукозаписи. Разучивание стихотворения.

17

Фрукты: банан.

18

Фрукты: лимон.

19

Фрукты: апельсин.

20

Фрукты: груша.

21

Фрукты: яблоко.

22

Овощи: капуста.

23

Овощи: свекла.

24

Овощи. Морковь.

25

Прослушивание рассказа учителя о зиме.

26

Прослушивание стихотворения С. Маршака "Декабрь".

27

Разучивание стихотворения "Декабрь".

28

Составление и заучивание рассказа о зиме по основным признакам.

29

Повторение стихотворения "Декабрь" и рассказа о зиме.

30

Снег. Свойства снега. Игры со снегом.

31

Разучивание стихов о зиме.

32

Повторение пройденного.

33

Прослушивание стихов о зиме.

34

Посуда. Тарелка, ложка, кружка.

35

Посуда: тарелка, ложка, кружка.

36

Обувь: сапоги, сандалии.

37

Обувь: сапоги, сандалии.

38

Одежда для мальчика.

39

Мебель. Стол, стул.

40

Мебель. Стол, стул.

41

Одежда девочки.

42

Птицы. Домашняя птица: петух.

43

Домашняя птица: индюк.

44

Домашняя птица: гусь.

45

Домашняя птица: утка.

46

Домашняя птица: курица.

47

Закрепление: домашние птицы, как голос подают.

48

Лесные птицы. Как голос подают. Звукозапись пения лесных птиц.

49

Узнаем птиц по голосу (кукушка, петух, гусь, утка, воробей, синицы).

50

Закрепление: как подают голос животные.

51

Учимся общаться: Здравствуйте! До свидания!.

52

Выражаем просьбу: "Я хочу кушать!"

53

Просьба: "Я хочу спать!"

54

Речевое обозначение действия: я сижу; я стою; я лежу.

55

Речевое обозначение действия: я прыгаю; он прыгает; она ходит; мы смеемся.

56

Речевое обозначение действия: я прыгаю; он прыгает; она ходит; мы смеемся.

57

Растительный мир: трава, цветы.

58

Растительный мир: трава, цветы.

59

Растительный мир: трава, цветы.

60

Повторение выученных стихотворений.

61

Посуда.

62

Посуда.

63

Тело человека и охрана здоровья

64

Тело человека и охрана здоровья

65

Тело человека и охрана здоровья

66

Повторение пройденного

67

Повторение пройденного

68

Повторение пройденного

Тематическое планирование по предмету

«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Тема

1

Формирование представлений о себе.

2

Идентификация себя со своим именем.

3

Мальчик или девочка?

4

Обращение: он, она, они.

5

Части тела: голова, руки, ноги, туловище.

6

Представление о лице человека.

7

Называние своего имени и фамилии.

8

Называние своего возраста.

9

Называние своего имени, фамилии и возраста.

10

Рассказ о себе. «Мое имя».

11

Рассказ о себе. «Моя фамилия».

12

Рассказ о себе. «Мне восемь лет».

13

Моя мама. Имя, отчество.

14

Мой папа. Имя, отчество.

15

Моя бабушка. Имя, отчество.

16

Моя сестра. Имя, фамилия.

17

Мой брат. Имя, фамилия.

18

Моя семья. Перечисление по именам.

19

Мой учитель. Имя, отчество.

20

Мой класс. Называние «1 В».

21

Мои одноклассники. Фамилии, имена.

22

Мои одноклассники. Девочки.

23

Мои одноклассники. Мальчики.

24

Наши уроки. Урок физкультуры.

25

Наши уроки. Имя, отчество учителя по физкультуре.

26

Наши уроки. Урок музыки.

27

Наши уроки. Имя, отчество учителя музыки.

28

Наши уроки. Урок тифлографики.

29

Наши уроки. Имя, отчество учителя тифлографики.

30

Рассказ о моих учителях.

31

Семья: мама, папа, дети.

32

Семья: мама, папа, дети, бабушки и дедушки.

33

Повторение пройденного материала.

34

Повторение пройденного материала.

Тематическое планирование по предмету «ППД»

Тема

1

Представления о строении и возможностях рук.

2

Представление о действиях руками и отдельными пальцами.

3

Игровые упражнения для кистей рук (замочек).

4

Пальчиковая гимнастика. игры для кистей рук.

5

Разминка кистей рук. Поиск шариков в коробке с песком.

6

Сжимание (сминание) бумаги.

7

Сжимание (сминание) бумаги.

8

Работа с фасолью и горохом.

9

Работа с звучащими предметами. Выбор действия для получения звука: нажать, встряхнуть, покачать, ударить.

10

Работа со звучащими предметами.

11

Работа со звучащими предметами.

12

Работа с бусами крупного размера.

13

Работа с бусами среднего размера.

14

Работа с бусами мелкого размера.

15

Работа с фольгой: делаем комочки.

16

Работа с фольгой: делаем хлопушки.

17

Гимнастика и упражнения для кистей рук.

18

Работа с сыпучими материалами.

19

Работа с сыпучими материалами.

20

Раскладывание шариков в лунки.

21

Раскладывание шариков в лунки.

22

Перекатывание шариков из лунки в лунку.

23

Повторение пройденного.

24

Работа с колодкой.

25

Работа с колодкой.

26

Работа с колодкой.

27

Работа с колодкой.

28

Дидактическая игра "Сажаем картошку".

29

Работа с мозаикой: выложить ряд по горизонтали.

30

Работа с мозаикой: выложить ряд по горизонтали.

31

Работа с мозаикой: выложить ряд по вертикали.

32

Работа с мозаикой: выложить ряд по вертикали.

33

Повторение пройденного.

34

Повторение пройденного.

Тематическое планирование по предмету

«Сенсорное развитие»

Тема

1

В мире звуков (знакомство с окружающим миром).

2

В мире звуков (знакомство с звучанием различных предметов).

3

В мире запахов.

4

В мире запахов.

5

Игры с прищепками (учимся прикреплять прищепки).

6

Поиск шариков в ящике с песком.

7

Игра с кубиками.

8

Игра с мозаикой.

9

Игра с цветным песком и формочками.

10

Поиск предметов круглой и квадратной формы в банке с горохом.

11

Упражнения с кубиками "Лего".

12

Упражнения с кубиками "Лего".

13

Изготовление песочных зайчиков в формочках.

14

Украшение Новогодней елки.

15

Выкладывание горохом контура лепешки из пластилина.

16

Лепим снежки.

17

Разбираем новогодние украшения.

18

Разбираем елку.

19

Разные тактильные ощущения.

20

Мягкий - твердый.

21

Учимся держать тело в определенной позе.

22

Учимся держать тело в определенной позе.

23

Волшебная коробочка: ищем в коробке с горохом разные предметы.

24

Волшебная коробочка: ищем в коробочке с горохом предметы круглой формы.

25

Волшебная коробочка: ищем предметы квадратной формы.

26

Волшебная коробочка: ищем предметы треугольной формы.

27

Волшебная коробочка: ищем предметы прямоугольной формы.

28

Игра "Найди фигурке место".

29

Игра "Найди фигурке место".

30

Игра: собери личико (предметы на липучках).

31

Игра : "Разложи шарики и фишки".

32

Игра "Разложи фишки".

33

Повторение изученного

34

Повторение изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование по предметам во 2 классе коррекционной школы VIII вида.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ РАЗРАБОТКИ.Подготовке программы предшествовал анализ:Современного состояния отечественной и зарубежной педагогики, олигофренопедагогики, науки ...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия"

Календарно-тематическое планирование по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» разработано в рамках  специальной индивидуальной программы развития (СИПР, вариант 2) для обучающег...

Тематическое планирование коррекционных предметов

Цель программы: создать коррекционно-развивающую среду, которая  обеспечивает формирование навыков адаптивного поведения учащихся и освоение ими навыков коммуникативного поведения, способствует и...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия", 3 класс

Примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся  с расстройством аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушения...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 8 класса коррекционной школы. 4 часа в неделю.

Данное календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено для обучающихся  с задержкой психического развития . 4 часа в неделю (136 часов в год)....

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература» для обучающихся 8 класса коррекционной школы. 2 часа в неделю.

Данное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература» составлено для обучающихся с задержкой психического развития. 2 часа в неделю....