Тематическое планирование коррекционных предметов
календарно-тематическое планирование
Цель данной программы: создать коррекционно-развивающую среду, которая обеспечивает формирование навыков адаптивного поведения учащихся и освоение ими навыков коммуникативного поведения, способствует их социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадмаева С.Н., учитель-дефектолог ГБОУ ШОР №1,
Борейша А.С., учитель-дефектолог ГБОУ ШОР №1.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННЫХ ПРЕДМЕТОВ
1 класс. Образовательный уровень по ФГОС 3.4.
Данная программа составлена на основе:
1.Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15)
4. Учебного плана образовательного учреждения.
Цель программы: создать коррекционно-развивающую среду, которая обеспечивает формирование навыков адаптивного поведения учащихся и освоение ими навыков коммуникативного поведения, способствует их социальной адаптации.
Задачи:
Создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;
формирование у учащихся интереса к процессу обучения, развитие мотивации, познавательной активности;
поиск оптимальных форм коррекционного воздействия.
Образовательно – коррекционная работа со слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой) начинается с формирования коммуникативных и речевых навыков. Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. Важным этапом работы является:
- развитие слухового внимания и восприятия, способности к звукоподражанию;
- формирование умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем – с действием;
- создание условий для возникновения речевой активности детей;
- формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
Предлагаемое тематическое планирование предметов «Развитие устной речи» и «Социально – коммуникативное развитие» проверено на практике. В ходе целенаправленной педагогической работы наблюдается положительная динамика в личностном развитии учащихся и формировании навыков социальной коммуникации. Дети стали вступать в контакт с использованием жестов и сохранных речевых механизмов. Наблюдалось постепенное понимание обращенной речи. На следующем этапе проявилось понимание слов, обозначающих объекты, деятельность человека. В связи с этим, возникла потребность в использовании знакомых слов. Пошел процесс формирования речевого общения. Полученные результаты открывают новые возможности для развивающей и коррекционной работы.
Программа коррекционного курса «Социально-коммуникативное развитие» предусматривает усвоение детьми правил и норм общественного поведения, формирование доступных детям трудовых общественно полезных навыков, сохранение здоровья и соблюдение правил безопасности. На занятиях формируются навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, развивается самостоятельность действий, формируются основы безопасности в быту и социуме.
Рабочая программа по предмету «Развитие устной речи» рассчитана на 68 уроков (2 часа в неделю), а программа по предмету «Социально-коррекционное развитие» рассчитана на 34 урока (1 час в неделю).
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это курс, помогающий учить школьника, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразные задания обеспечивают активность всех анализаторов. Чтобы включить школьника на уроке в деятельность, нужно проявить сотрудничество взрослого и ребенка в разных видах работы как совместной, так и самостоятельной.
На занятиях ППД школьники знакомятся с материалами, их назначением, их свойствами. Также учатся различать их, называть, усваивать приемы их обработки доступным способом. А для этого необходимо умение пользоваться инструментами, освоить правила техники безопасности при работе с данными инструментами, овладеть основами трудовой культуры. Программа рассчитана на 34 урока (1 урок в неделю).
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки;
- предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Программа рассчитана на 34 урока (1 урок в неделю).
Тематическое планирование по предмету
«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ»
№ | Темы |
1 | Диагностика. |
2 | Дай мне ответ "Да" или "Нет". |
3 | Дай мне ответ "Да" или "Нет". |
4 | Я. Мое имя (жест "я"). |
5 | Я. Мое имя (жест "я"). |
6 | Просьбы (Дай. Я хочу.) |
7 | Просьбы (Дай. Я хочу). |
8 | Школа. Школьные принадлежности. |
9 | Найди предмет по названию. Назови предмет. |
10 | Части тела: голова, руки, ноги, туловище. |
11 | Части тела: голова, руки, ноги, туловище. |
12 | Мое лицо. Эмоции. |
13 | Рот. Что умеет язычок. |
14 | Время года "Осень". |
15 | Осень: деревья и листья. |
16 | Дождь. Прослушивание звукозаписи. Разучивание стихотворения. |
17 | Фрукты: банан. |
18 | Фрукты: лимон. |
19 | Фрукты: апельсин. |
20 | Фрукты: груша. |
21 | Фрукты: яблоко. |
22 | Овощи: капуста. |
23 | Овощи: свекла. |
24 | Овощи. Морковь. |
25 | Прослушивание рассказа учителя о зиме. |
26 | Прослушивание стихотворения С. Маршака "Декабрь". |
27 | Разучивание стихотворения "Декабрь". |
28 | Составление и заучивание рассказа о зиме по основным признакам. |
29 | Повторение стихотворения "Декабрь" и рассказа о зиме. |
30 | Снег. Свойства снега. Игры со снегом. |
31 | Разучивание стихов о зиме. |
32 | Повторение пройденного. |
33 | Прослушивание стихов о зиме. |
34 | Посуда. Тарелка, ложка, кружка. |
35 | Посуда: тарелка, ложка, кружка. |
36 | Обувь: сапоги, сандалии. |
37 | Обувь: сапоги, сандалии. |
38 | Одежда для мальчика. |
39 | Мебель. Стол, стул. |
40 | Мебель. Стол, стул. |
41 | Одежда девочки. |
42 | Птицы. Домашняя птица: петух. |
43 | Домашняя птица: индюк. |
44 | Домашняя птица: гусь. |
45 | Домашняя птица: утка. |
46 | Домашняя птица: курица. |
47 | Закрепление: домашние птицы, как голос подают. |
48 | Лесные птицы. Как голос подают. Звукозапись пения лесных птиц. |
49 | Узнаем птиц по голосу (кукушка, петух, гусь, утка, воробей, синицы). |
50 | Закрепление: как подают голос животные. |
51 | Учимся общаться: Здравствуйте! До свидания!. |
52 | Выражаем просьбу: "Я хочу кушать!" |
53 | Просьба: "Я хочу спать!" |
54 | Речевое обозначение действия: я сижу; я стою; я лежу. |
55 | Речевое обозначение действия: я прыгаю; он прыгает; она ходит; мы смеемся. |
56 | Речевое обозначение действия: я прыгаю; он прыгает; она ходит; мы смеемся. |
57 | Растительный мир: трава, цветы. |
58 | Растительный мир: трава, цветы. |
59 | Растительный мир: трава, цветы. |
60 | Повторение выученных стихотворений. |
61 | Посуда. |
62 | Посуда. |
63 | Тело человека и охрана здоровья |
64 | Тело человека и охрана здоровья |
65 | Тело человека и охрана здоровья |
66 | Повторение пройденного |
67 | Повторение пройденного |
68 | Повторение пройденного |
Тематическое планирование по предмету
«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
№ | Тема |
1 | Формирование представлений о себе. |
2 | Идентификация себя со своим именем. |
3 | Мальчик или девочка? |
4 | Обращение: он, она, они. |
5 | Части тела: голова, руки, ноги, туловище. |
6 | Представление о лице человека. |
7 | Называние своего имени и фамилии. |
8 | Называние своего возраста. |
9 | Называние своего имени, фамилии и возраста. |
10 | Рассказ о себе. «Мое имя». |
11 | Рассказ о себе. «Моя фамилия». |
12 | Рассказ о себе. «Мне восемь лет». |
13 | Моя мама. Имя, отчество. |
14 | Мой папа. Имя, отчество. |
15 | Моя бабушка. Имя, отчество. |
16 | Моя сестра. Имя, фамилия. |
17 | Мой брат. Имя, фамилия. |
18 | Моя семья. Перечисление по именам. |
19 | Мой учитель. Имя, отчество. |
20 | Мой класс. Называние «1 В». |
21 | Мои одноклассники. Фамилии, имена. |
22 | Мои одноклассники. Девочки. |
23 | Мои одноклассники. Мальчики. |
24 | Наши уроки. Урок физкультуры. |
25 | Наши уроки. Имя, отчество учителя по физкультуре. |
26 | Наши уроки. Урок музыки. |
27 | Наши уроки. Имя, отчество учителя музыки. |
28 | Наши уроки. Урок тифлографики. |
29 | Наши уроки. Имя, отчество учителя тифлографики. |
30 | Рассказ о моих учителях. |
31 | Семья: мама, папа, дети. |
32 | Семья: мама, папа, дети, бабушки и дедушки. |
33 | Повторение пройденного материала. |
34 | Повторение пройденного материала. |
Тематическое планирование по предмету «ППД»
№ | Тема |
1 | Представления о строении и возможностях рук. |
2 | Представление о действиях руками и отдельными пальцами. |
3 | Игровые упражнения для кистей рук (замочек). |
4 | Пальчиковая гимнастика. игры для кистей рук. |
5 | Разминка кистей рук. Поиск шариков в коробке с песком. |
6 | Сжимание (сминание) бумаги. |
7 | Сжимание (сминание) бумаги. |
8 | Работа с фасолью и горохом. |
9 | Работа с звучащими предметами. Выбор действия для получения звука: нажать, встряхнуть, покачать, ударить. |
10 | Работа со звучащими предметами. |
11 | Работа со звучащими предметами. |
12 | Работа с бусами крупного размера. |
13 | Работа с бусами среднего размера. |
14 | Работа с бусами мелкого размера. |
15 | Работа с фольгой: делаем комочки. |
16 | Работа с фольгой: делаем хлопушки. |
17 | Гимнастика и упражнения для кистей рук. |
18 | Работа с сыпучими материалами. |
19 | Работа с сыпучими материалами. |
20 | Раскладывание шариков в лунки. |
21 | Раскладывание шариков в лунки. |
22 | Перекатывание шариков из лунки в лунку. |
23 | Повторение пройденного. |
24 | Работа с колодкой. |
25 | Работа с колодкой. |
26 | Работа с колодкой. |
27 | Работа с колодкой. |
28 | Дидактическая игра "Сажаем картошку". |
29 | Работа с мозаикой: выложить ряд по горизонтали. |
30 | Работа с мозаикой: выложить ряд по горизонтали. |
31 | Работа с мозаикой: выложить ряд по вертикали. |
32 | Работа с мозаикой: выложить ряд по вертикали. |
33 | Повторение пройденного. |
34 | Повторение пройденного. |
Тематическое планирование по предмету
«Сенсорное развитие»
№ | Тема |
1 | В мире звуков (знакомство с окружающим миром). |
2 | В мире звуков (знакомство с звучанием различных предметов). |
3 | В мире запахов. |
4 | В мире запахов. |
5 | Игры с прищепками (учимся прикреплять прищепки). |
6 | Поиск шариков в ящике с песком. |
7 | Игра с кубиками. |
8 | Игра с мозаикой. |
9 | Игра с цветным песком и формочками. |
10 | Поиск предметов круглой и квадратной формы в банке с горохом. |
11 | Упражнения с кубиками "Лего". |
12 | Упражнения с кубиками "Лего". |
13 | Изготовление песочных зайчиков в формочках. |
14 | Украшение Новогодней елки. |
15 | Выкладывание горохом контура лепешки из пластилина. |
16 | Лепим снежки. |
17 | Разбираем новогодние украшения. |
18 | Разбираем елку. |
19 | Разные тактильные ощущения. |
20 | Мягкий - твердый. |
21 | Учимся держать тело в определенной позе. |
22 | Учимся держать тело в определенной позе. |
23 | Волшебная коробочка: ищем в коробке с горохом разные предметы. |
24 | Волшебная коробочка: ищем в коробочке с горохом предметы круглой формы. |
25 | Волшебная коробочка: ищем предметы квадратной формы. |
26 | Волшебная коробочка: ищем предметы треугольной формы. |
27 | Волшебная коробочка: ищем предметы прямоугольной формы. |
28 | Игра "Найди фигурке место". |
29 | Игра "Найди фигурке место". |
30 | Игра: собери личико (предметы на липучках). |
31 | Игра : "Разложи шарики и фишки". |
32 | Игра "Разложи фишки". |
33 | Повторение изученного |
34 | Повторение изученного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно -тематическое планирование по предметам во 2 классе коррекционной школы VIII вида.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ РАЗРАБОТКИ.Подготовке программы предшествовал анализ:Современного состояния отечественной и зарубежной педагогики, олигофренопедагогики, науки ...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия"
Календарно-тематическое планирование по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» разработано в рамках специальной индивидуальной программы развития (СИПР, вариант 2) для обучающег...
Тематическое планирование коррекционных предметов
Цель программы: создать коррекционно-развивающую среду, которая обеспечивает формирование навыков адаптивного поведения учащихся и освоение ими навыков коммуникативного поведения, способствует и...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия", 3 класс
Примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушения...
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 8 класса коррекционной школы. 4 часа в неделю.
Данное календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено для обучающихся с задержкой психического развития . 4 часа в неделю (136 часов в год)....
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература» для обучающихся 8 класса коррекционной школы. 2 часа в неделю.
Данное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература» составлено для обучающихся с задержкой психического развития. 2 часа в неделю....