План-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока (6 класс)

Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_6_klass.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!

 -Ребята, улыбнитесь друг другу, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

- А что еще может делать улыбка? (дарит хорошее настроение, радость).

- Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

2 Актуализация знаний. 

-Ребята, какую большую тему мы изучаем? (Имя существительное).

- Дайте определение имени существительному. (Имя существительное - это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)

-Назовите любое существительное,  по теме зима, зимние забавы (снег, мороз, холод, снеговик, снежинка, лед, иней, снежки, санки, каток, декабрь, январь  и т.д.)

- Давайте вспомним грамматические признаки имени существительного.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что?.

     --Собственные/ нарицательные

- Среди имён существительных различают собственные и нарицательные.

Постоянные признаки. (Род, склонение)

Непостоянные признаки(Падеж, число)

Что такое имя существительное?  Как изменяется?   Назовите падежи и падежные вопросы?

Сколько родов у имени существительного? Сколько чисел у имени существительного?

2) Сколько склонений в русском языке?

3.Словарная работа

1)- Открыли тетради, записали:

 Восемнадцатое декабря.

Классная работа.

 –Вспомним правило подготовки к письму. 

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

2)- Отгадайте загадку:

Сам дней не знает,
А другим указывает (календарь)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (календарь)

3) Что означает слово календарь?( 1.Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. 2. Способ счисления дней в году.)

 (Вряд ли кто-то произнося слово  «календарь» помнит о происхождении данного слова. А происходит оно от лат. «Calendarium», что означает  долговая книга. В Древнем Риме было принято в первые числа каждого месяца выплачивать проценты по долгам, эти дни назывались «календами». Отсюда и произошло современное название календаря.)

Календарь – прописываем слово 3 раза.

4) – образуйте родственные слова от слова календарь.

Календарик, календарный, календарище.

 Отрывной календарь, настольный календарь, маленький календарик, календарный план.

5) Фонетический разбор слова:

Календарь – 3 слога, ка-лен-дарь

[кал'индар']
9 букв, 8 звуков, 3 гласных, 5 согласных.

4) Морфологический разбор слова:

Календарь – сущ., календарь, неодуш., нариц., м.р., ед.ч.,

2 скл., И.п.

6)  - Запишем предложение с данным словом.

- Эти слова сказал мультяшный герой, узнаете ли вы его?

Весь год трудился я не зря,

Пора в дорогу мне,

Последний лист календаря

Остался на стене (дед Мороз)

- Разберем его по членам предложения.

(что? ) Лист – подлежащее;

(что сделал?) Остался  – сказуемое;

Лист (какой ?) последний – второстепенные члены;

Лист (чего?) календаря - второстепенные члены;

Остался (где?) на стене- второстепенные члены

6) – Назовите существительные, которые встретились в предложении, определим род, число, склонение и падеж данных существительных.

Лист – лист, м.р., ед.ч., 2 скл., И.п.

Календаря – календарь, м.р., ед.ч., 2 скл., Р.п.

На стене  – стена , ж.р., ед.ч., 1 скл., П.п.

4.Сообщение темы урока

- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ед.числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном  числе.

5.Работа с учебником

Упр.183, стр. 112. (Письменно)

Выписать в два столбика выделенные существительные.

-Можно ли поставить:

а) существительные из первого столбика во множественном числе;

б) существительные из второго столбика в единственном числе.

-Значит в первом столбике всегда существительные только единственного числа, а во втором столбике только  множественного числа?

Какой можно сделать вывод?

- Оказывается в русском языке есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. Об этом мы сегодня и поговорим.

3. Сообщение темы урока.

( Чтение правила на стр.111.)

-Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только единственного числа?

ЗНАЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,

ИМЕЮЩИХ ФОРМУ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Названия продуктов: молоко, сметана, кефир, печенье, мёд.

Названия металлов: золото, железо, серебро .

Названия растений: горох,  капуста, морковь, рожь.

Названия качеств, свойств: белизна, молодость, свежесть, темнота.

Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

-Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

ЗНАЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,

ИМЕЮЩИХ ФОРМУ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Названия продуктов: сливки, консервы, дрожжи, макароны.

Названия инструментов: ножницы, кусачки, грабли, щипцы.

Названия игр: шахматы, шашки, прятки, жмурки.

Названия парных предметов: очки, брюки.

Названия явлений природы, отрезков времени: сумерки, каникулы, сутки, будни.

Собственные имена существительные: Альпы, Карпаты, Чебоксары.

 5. Задание  на карточках (Письменно)

  – Из предложенных на карточках словах, мальчикам выписать названия инструментов, а девочкам названия продуктов, которые могут встретиться на кухне.

Вилы, спагетти, городки,  кусачки, дрожжи , шашки,  ножницы,  грабли, сливки, консервы, макароны, хлопья, щипцы, плоскогубцы, шахматы, тиски.

( у мальчиков – 7 слов; у девочек – 6 слов)

- Есть ли слова, которые никто не выписал? Почему?

6.Игра «Четвертый лишний» (Устно)

Найдите лишнее слово.

сметана                         щипцы                      железо

молоко                         тиски                         золото

кефир                           плоскогубцы              олово

жмурки                        пальто                        клещи

  7. Картинный диктант. (Письменно)

Учитель демонстрирует предметные картинки, изображающие предметы, названия которых имеет форму только единственного или только множественного числа:

(ножницы, грабли, шашки, санки, консервы, очки, мёд,

кефир, пальто, санки, молоко, домино, сахар, )

 Учащиеся записывают существительные в два столбика, в первый – существительные единственного числа, во второй – существительные множественного числа.

Проверка.

8. Работа на внимание.

Читаю тексты, а ученикам предлагаю назвать существительные только единственного или только множественного числа и сферу употребления этих слов.

- «Травка зеленеет, солнышко блестит,

    Ласточка с весною в сени к нам летит»

(Стихотворение Плещеева)

- «Поднялись ворота – всему миру красота!»

                                            (Загадка. Радуга)

- «Любишь кататься – люби и саночки возить»

                                            (Пословица)

- «Стоит гора посреди двора.

   Спереди вилы, а сзади метла»

                                             (Загадка. Корова)

8.Работа в парах. 

Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

салазки

территория

каникулы

роща

шахматы

имя

клещи

учитель

сумерки

сливки

ворота

чернила

9. Домашнее задание

- Сходите на экскурсию в продовольственный магазин.  Продукты, названия которых имеют форму только единственного числа «покупают» девочки,  а продукты, названия которых имеют форму  только множественного числа  «покупают» мальчики. Запишите названия продуктов в тетрадь, укажите число имён существительных.

10. Итог урока, оценивание, рефлексия.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали об изменении имён существительных по числам?

Не все существительные изменяются по числам. Некоторые существительные имеют форму только единственного числа: пальто, железо, кефир и др.

Некоторые существительные имеют форму только множественного числа: прятки, духи, щипцы и др.

-Активно работали, показали свои знания… «5».

-Старались показать свои знания … «4».

-Внимательно слушали одноклассников, но нужно подтянуться … «3».

Рефлексия "Наряди ёлочку"

Мне всё понравилось, я всё понял.

Мне было скучно. Я ничего не выполнил.

Спасибо за внимание!

Творческий диктант 

«В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа( единственного или множественного) ( на «5»).В продовольственном магазине

На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, ….. Во втором отделе можно купить макароны, …… В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, ….

Физкультминутка

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.(Прыжки на месте.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...