Конспект открытого занятия
план-конспект

Открытое занятие в коррекционной школе. Тема: «Закрепление знаний временных представлений через знаково-графическую аналогию у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-_bez_prilozheniy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога

с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ

педагог Бубнова О.В.

Тема: «Закрепление знаний временных представлений через знаково-графическую аналогию у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Длительность занятия: 40- 45 минут.

Форма занятия: подгрупповая

Цель: закрепление знаний о временных представлениях, с использованием методики знаково-графической аналогии, у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

- закрепить и систематизировать знания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ о последовательности времен года, месяцах, частях суток, днях недели, используя методику знаково-графической аналогии;

- развивать воображение, мышление, память, зрительное восприятие, мелкую моторику.

- создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

-  развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

2. Образовательные:

-расширять и совершенствовать знания о временных представлениях детей с использованием методики знаково-графической аналогии, закреплять понимание значения слов (время года, месяцы (осенние, зимние и т. д), часть суток, день недели) и использовать в речи; продолжать развивать навык наблюдения и определения временной последовательности, каких-либо событий, а также учить полно и аргументировано высказывать свое мнение и отвечать на вопросы; совершенствовать умение детей внимательно слушать речевую инструкцию учителя

3. Воспитательные:

- воспитывать положительные качества личности, умения вести себя на занятия, работать в подгруппе, развивать чувство дружбы и взаимопомощи.

- воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Аудиофайлы: А.Петров Мелодия к песне «У природы нет плохой погоды», П.И.Чайковский «Времена года. Январь. У камелька», фиксипелка «Часики».

Ход занятия:

Организационный момент. Дети рассаживаются за столом с названием «Времена года»

Учитель-дефектолог: ребята, сегодня на занятии будем закреплять ваши знания, о том, как вы научились ориентироваться во времени. Для того, чтоб узнать о чем будет наше первое задание, вам необходимо отгадать загадку.

Ежегодно приходят

К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвертый плачет.

Предполагаемый ответ детей: времена года

Учитель-дефектолог: правильно, а для того, чтоб узнать о каком времени года пойдет речь в дальнейшем задании, которое вам предстоит выполнить, я  вам предлагаю  закрыть глаза, внимательно послушав мелодию времени года, подумав, о каком времени года «говорит» нам эта мелодия? (П.И.Чайковский «Январь. У камелька»)

Предполагаемый ответ детей: мелодия о зимнем времени года

Учитель-дефектолог: Предлагаю узнать ответ на ваше предположение, собрав картинку-пазл, лежащую перед Вами на столе.(дети собирают картинку-пазл «Зима»)

Учитель-дефектолог: ребята, вы собрали картинку-пазл, скажите, что на ней изображено?

Предполагаемый ответ детей: зимнее время года

Учитель-дефектолог: молодцы, ваше предположение было верным, звучала «зимняя» мелодия. А чем вам нравится зимнее время года ребята?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог:

Посмотрите, ребята! В моем сундучке перепутались времена года!  Подберите картинки, подходящие к зимнему времени года.

Дети по-очереди выбирают картинку и называют, что на ней изображено.

Учитель-дефектолог: молодцы. А в сундучке у нас остались картинки с каким временем года?

Предполагаемый ответ детей: осень

Учитель-дефектолог: ребята, на прошлом занятии вы получили домашнее задание – выучить стихотворение про разные времена года. Давайте-ка его вместе прочитаем!

Блещут лужи
На тропинках –
ОСЕНЬ топает
В ботинках

Туча дождик
Унесла –
Ходит в туфельках
ВЕСНА.

ЛЕТО ходит
Босиком
Или в босоножках,

А ЗИМА,
Скрипя снежком, – 
В тепленьких
Сапожках.

(Дети по-возможности читают стихотворение хором сами, учитель только корректирует или подсказывает)

Учитель-дефектолог:  молодцы, ребята! Теперь вы точно знаете какую обувь следует одевать в разное время года. Но ведь и деревья тоже одевают на себя разную крону в разное время года, верно?

Учитель-дефектолог: дети, посмотрите на доску, прочитайте название следующей нашей игры, в которую нам предстоит с вами поиграть.

Ответ детей: «Собери крону дерева».

Учитель-дефектолог: верно.

Каждый из вас сейчас будет собирать крону дерева разных времен года. (Учитель предлагает ребенку выбор времени года)

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте вспомним, как выглядят деревья весной? Летом? Осенью? Зимой? Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Каждому из вас нужно выбрать пластилин нужных цветов, чтобы собрать крону своего дерева. Какие цвета ты выберешь? Почему? (вопрос задается каждому учащемуся последовательно) Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Я вижу, что все готовы к работе. Начнем, а помогать одевать наши деревья нам поможет музыка. (А.Петров Мелодия к песне «У природы нет плохой погоды»)

Дети выполняют индивидуальные задания под музыку.

Учитель-дефектолог: Что ж, я вижу,  все справились с работой. А теперь давайте выложим последовательно наши деревья. Начнем с весны.

Дети последовательно в ряд выкладывают работы.

Учитель-дефектолог: молодцы, все верно сделали. Давайте еще раз по цепочке проговорим в прямом порядке последовательность смены времен года. А теперь в обратном порядке, проверив, какие вы внимательные.

Учитель-дефектолог: ребята, давайте уберем своё рабочее место и вытрем ручки салфеткой.

Учитель-дефектолог: Вы хорошо поработали и настало время немного отдохнуть.

Физкультминутка «Часики»

Учитель-дефектолог: ой, ребята слышите, кто-то стучится в дверь, давайте откроем.

Здравствуй Незнайка. Проходи, что-то ты грустный совсем.

Незнайка: Знайка меня дразнит, что я не знаю как называются дни недели (плачет).

Учитель-дефектолог: Незнайка,  наши ребята знают как они называются, а еще сколько их всего, какой день по счету, сколько дней выходных. Ребята, поможем Незнайке, расскажем ему все про дни недели?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Проходи, Незнайка, садись с ребятами за парту.

Сейчас мы перейдем к столу «Дни недели».

Ребята, вам нужно быть очень внимательными, будем играть в игру «Ответь знаком». Перед вами карточки с названиями дней недели и цифрами. Вам будут заданы вопросы, на которые вы ответ даёте не словом, а знаком (подняв карточку вверх).

Учитель-дефектолог последовательно задает вопросы:

1. Сколько всего дней в неделе?

2. Перечислите (по цепочке) дни недели в прямом порядке. (В обратном)

3. Сколько выходных дней в неделе?

4. Назовите их?

5. Какои по счету 3-й день недели?

6. Какой день недели идет перед пятницей?

7. Какой день недели идет после воскресенья?

8. Как называется день недели между понедельником  и средой?

9. Какои день недели пропущен: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье?

10. Что лишнее? Понедельник, вторник, зима, среда.

Учитель-дефектолог: молодцы, отлично справились с заданием. Незнайка, а ты запомнил все, что дети тебе рассказали?

Незнайка: да, спасибо, теперь меня Знайка перестанет дразнить. Пойду я ребята, скоро вечер настанет, до свиданья.

Учитель-дефектолог: ребята, а что говорил Незнайка про какой-то вечер, что это?

Предполагаемый ответ детей: часть суток.

Учитель-дефектолог: ребята, назовите, какие части суток вы знаете? Какая из них вам больше нравится? Почему? В чем разница между ними?

Ответы детей

Учитель-дефектолог: ребята посмотрите на мольберт, художник нам изобразил части суток, а вот подписать забыл. Давайте поможем художнику!

Дети закрепляют над каждой картинкой название времени суток.

Учитель-дефектолог: молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Итог занятия:

Учитель-дефектолог: вот и подошло наше занятие к концу. Расскажите, о чём было наше занятие?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Дома я попрошу вас нарисовать на листке снежинку и принести ее на следующее занятие.

Рефлексия.

Сейчас я каждому из вас раздам по две  конфетки- одну вы можете скушать сами, а второй нужно угостите смайлика. Если вам урок понравился – угощайте веселого смайлика, кладите конфетку в его коробочку. А если урок не понравился – угостите грустного смайлика.

Учитель-дефектолог: На этом наш урок окончен, до свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....