Рабочие программы по письму и развитию речи. 5 класса 8 вида
рабочая программа (5 класс)
Адаптированные рабочие программы по письму и развитию речи для учащихся с гораниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_pismo.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
(МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ»)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
письму и развитию речи
для 5 класса
Составитель: учитель Букина Т.И.
г. Шатура, 2018 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса разработана на основании авторской программы по грамматике, правописанию и развитию речи (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.), учебного плана МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ» Шатурского муниципального района Московской области и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников. Содержательных изменений в программу не внесено.
Цели и задачи предмета
Основной целью преподавания данного предмета является формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
Задачи преподавания:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3. Повысить уровень общего развития обучающихся.
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества школьников.
Роль учебного предмета
Письмо и развитие речи в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. От усвоения этого ведущего учебного предмета во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его изучение является важным для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к их непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность.
Данная программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа направлена на коррекцию дефектов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся решается при формировании знаний, умений и навыков в процессе воспитания личности.
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Коррекционная работа включает следующие направления:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Формы работы
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце основных тем проводятся контрольные работы.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ обучающихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы обучения, используемые на уроках
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
- практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки;
- контрольные уроки.
При проведении контрольных работ текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45-50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
Общая характеристика курса
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Программа по письму и развитию речи в 5 класса включает следующие разделы: «Повторение. Предложение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Повторение пройденного за год». Материал располагается концентрически (основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем), соблюдается принцип преемственности: в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. В старших классах на первый план выдвигается задача развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности обучающихся.
Коммуникативная направленность обучения письму, задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности, выдвигается на первый план.
Так, в разделе «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции звуков и слогов (кадушка – катушка, семья – семя), для отработки интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая раздел «Слово» обучающиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, приставках и суффиксах. обучающиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, признак; по их лексическому значению. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом – домик, дом – домище). Обучающиеся продолжают обучаться точному выбору слов для выражения мыслей, их применению в предложении и тексте.
Коммуникативно-речевая направленность обучения наиболее полно реализуется в разделе «Предложение». У обучающихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения. Особое внимание уделяется точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на речевую ситуацию.
Через все разделы программы проходит тема ознакомления обучающихся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Они должны поэтапно освоить на практике основные законы построения текста.
В разделе «Связная речь» у обучающихся 5 класса формируются следующие умения:
- определять тему и главную мысль текста;
- выбирать заголовки к тексту;
- определять части текста, составляя на их основе высказывание;
- отличать повествовательные, описательные тексты, тексты с элементами рассуждения;
- подбирать словарь и строить предложения;
- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты.
Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В 5 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; обучающимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Обучение письму носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью.
Обучение письму в коррекционной школе тесно связано с изучением других предметов, таких как чтение, природоведение, биология, география, музыка, изобразительное искусство, труд.
Сроки реализации рабочей программы
Срок реализации данной программы – 1 год. Программа рассчитана .:
- в 5 классе – 5 часов в неделю, всего 170 часов в год.
Рабочая программа составлена со следующими изменениями:
- авторская программа рассчитана на 136 часов в год .
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждую изучаемую тему отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют обучающиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% обучающихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% обучающихся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и повторение, закрепление пройденного материала.
Содержание курса
5 класс (5 ч в неделю, всего 170 часов)
Повторение (6 часов)
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы (13 часов)
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово (117 часов)
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение (18 часов)
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего
программного материала по письму) (19 часов)
Заполнение дневника обучающимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки обучающихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем ( примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная
открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год (16 часов).
Тематическое планирование по письму и развитию речи
Содержание | 5 класс |
1.Повторение | 6 ч. (1и) |
2.Звуки и буквы | 13ч. (1 к.д.; 2 и.) |
3.Слово: | 117 ч. |
| 31ч. (1с; 2и; 2к.д.) |
| 6ч. (1к.д.) |
существительное | 80ч (3и; 2с; 2д; 1т; 6 к.д) |
прилагательное | - |
| - |
| - |
| - |
| - |
4.Предложение | 18ч. ( 1и.,1д; 1к.д.) |
5. Повторение изученного | 16ч. (1т; 1с; 1к.д.) |
6.В том числе связная речь | 18 ч в течение года |
Всего: | 170 ч к. д.- 12 с. – 4 и. – 9 т. – 2 д. – 3 |
Условные обозначения:
и.- изложение
с.- сочинение
д.- деловое письмо
т.- деформированный текст
к.д.- контрольный диктант или контрольное списывание (5 класс)
Перечень обязательных контрольных работ
5 класс
- Контрольный диктант на начало учебного года.
- Контрольное списывание по теме «Состав слова».
- Контрольный диктант по теме «Состав слова».
- Контрольное списывание по теме «Части речи».
- Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
- Контрольный диктант по теме «Падежи имени существительного»
- Контрольное списывание по теме «Три склонения имён существительных»
- Контрольный диктант по теме «Падежи имени существительного 1 склонения»
- Контрольный диктант «II склонение имени существительного».
- Контрольный диктант по теме «Склонения имен существительных»
- Контрольный диктант по теме «Предложение»
- Итоговый контрольный диктант.
Планируемые результаты изучения курса
В результате обучения обучаю-щиеся будут | 5 класс |
ЗНАТЬ | - алфавит; - способы проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова) |
УМЕТЬ | - различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; - подбирать родственные слова; - проверять написание безударных гласных и согласных; - обозначать мягкость буквой Ь; - строить простое распространен-ное предложение; - связно высказываться устно и письменно; - пользоваться орфографическим словарём. |
Список слов, правописание которых обучающиеся 5 класса должны усвоить (словарь)
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Авторская программа по грамматике, правописанию и развитию речи (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013 г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Реализация программы осуществляется с помощью учебников, которые входят в федеральный перечень учебников, используемых для преподавания в коррекционных школах 8 вида, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации
Н. Галунчикова, Э.Якубовская. Русский язык 5. М.: Просвещение, 2015 г.
Дополнительные учебно-методические материалы:
- А. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос, 2011 г.
- Н. Галунчикова, Э. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова. М.: Просвещение
- Н. Галунчикова, Э. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное. М.: Просвещение
- Н. Галунчикова, Э. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное. М.: Просвещение
- Н. Галунчикова, Э. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол. М.: Просвещение
- А. Аксенова, Н. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. М.: Просвещение
- Е. Кудрявцева. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы. М.: Владос, 2003 г.
- И. В. Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для учащихся 5 класса. М.: Владос, 2011 г.
Интернет-ресурсы
1. http://rus.1september.ru/index.php
3. http://rus.1september.ru/urok/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа для преподавания письма и развитиия речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида, разработанная на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику Н.Г.Галунчи...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса коррекционной школы VIII вида.
Данная рабочая программа разработана на основе «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. В соответствии с данной програ...
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса для специальных (коррекционных) классов VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса предназначена для обучения детей специальных (коррекционных) классов VIII вида. Планирование составлено на ...
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...