Программа логопедических занятий с детьми 4-ого класса ЗПР
рабочая программа

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа логопедической коррекции речи рассчитана на работу с детьми 4 класса, имеющими задержку психического развития. Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией (ЦМПК или ТМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Все обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с задержкой психического развития являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.  

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, чтения, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны на рушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Г. И. Жаренкова, А. Д. Кошелева, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.). Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии несформированости фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом недоразвитии речи, о задержке процесса речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.          С учетом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет 3 группы детей с ЗПР.

Первая группа (ФНР): дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

         Вторая группа (ФФНР): дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обусловливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.                        

Третья группа (ОНР): дети с системным недоразвитием всех сторон речи. Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недиференцированностью словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы. Нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.

Основным направлением работы по данному курсу является работа над преодолением нарушений письменной речи, а именно устранение стойких специфических ошибок (дисграфии). В соответствии с классификацией нарушений письменной речи, предложенной кафедрой логопедии ЛГПУ (РГПУ) им. Герцена, выделяют следующие виды дисграфии:

  • оптическая;
  • артикуляторно-акустическая;
  • дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания;
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая;

Место курса в системе обучения. Данный курс является частью системной работы по коррекции одного из компонентов речевой системы – письменной речи. Он направлен на осуществление специальной логопедической помощи обучающимся, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, с учетом закономерностей нормального онтогенеза в развитии фонетической, лексической, морфологической и синтаксической системы языка. Данный курс рассчитан на индивидуальные занятия, которые проводятся учителем-логопедом 2 раза в неделю. В соответствии с требованиями СанПиНа на индивидуальные занятия отводится 20 минут.

Целью реализации программы является восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и формирование стойкого навыка орфографического письма; формирование полноценной речемыслительной деятельности и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Задачи:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического;
  • Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного   внимания, слуховой   памяти, зрительной   памяти, логического мышления.

Нарушение письма у ребенка при дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Формы работы:

  • Обследование, по результатам которого формируются группы, назначаются индивидуальные занятия.
  • Промежуточная диагностика.
  • Коррекционные занятия: индивидуальные занятия преодолению сложных форм дисграфии и дислексии; групповые занятия по темам, указанным в программе.

Планируемые результаты коррекционной логопедической работы

Личностные результаты:

  • формирование внутренней позиции обучающегося;
  • повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности);
  • проявление желания к самооценке;
  • формирование осознания успешности своей деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
  • исполнителя, героя и т.д.).

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами прохождения данной программы является сформированность следующих умений:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
  • определять количество звуков и слогов в словах;
  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;
  • восстанавливать предложения с заданными звуками.

Формы контроля:

  • Стартовая и итоговая диагностика устной и письменной речи.
  • Промежуточная диагностика: анализ диктантов, письменных работ в классных тетрадях.
  • Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: устный проверочные работы, тесты, самооценка учеником выполненных заданий.

Оценка динамики индивидуальных достижений сформированности устной и письменной речи проводится на основании сопоставления данных стартовой и итоговой диагностики и отражается в речевой карте.

В конце учебно-коррекционного года учитель-логопед фиксирует результаты работы с обучающимися в годовом отчете.


Тематическое планирование коррекционных занятий

по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Тема занятия

Кол-во часов

1

Диагностика устной и письменной речи

8

2

Звукобуквенный анализ и синтез слова

7

3

Слоговой анализ и синтез слов. Твердые и мягкие согласные

13

4

Ударение, ударный слог

3

5

Совершенствование навыков морфемного анализа и синтеза. Безударные гласные. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв

14

6

Анализ и синтез предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв

17

7

Части речи

6

Итого

68

Тематическое планирование коррекционных занятий

по коррекции акустической дисграфии, осложненной недоразвитием языкового анализа и синтеза

Тема занятия

Кол-во часов

1

Диагностика устной и письменной речи

8

2

Сопоставление звуков и букв. Гласные и согласные

2

3

Звукобуквенный анализ и синтез слов

3

4

Слоговой анализ и синтез слов

3

5

Ударение

2

6

Обозначение мягкости согласных на письме

16

7

Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова

12

8

Непарные звонкие и глухие согласные, схожие по звучанию

22

Итого

68

Тематическое планирование коррекционных занятий

по коррекции смешанной дисграфии

Тема занятия

Кол-во часов

1

Диагностика устной и письменной речи

8

2

Звукобуквенный анализ и синтез слова

9

3

Работа по различению оптически схожих букв в сочетании с совершенствованием языкового анализа и синтеза (слогового и анализа предложений)

32

4

Различение оптически схожих букв в сочетании с совершенствованием навыков морфемного анализа и синтеза

11

5

Различение оптически схожих букв. Закрепление знаний об ударении, безударных гласных

4

6

Совершенствование анализа и синтеза предложений. Приставки и предлоги

4

Итого

68

Тематическое планирование коррекционных занятий

по коррекции акустической дисграфии

Тема занятия

Кол-во часов

1

Диагностика устной и письменной речи

8

2

Звукобуквенный анализ и синтез слов

7

3

Слоговой анализ и синтез слов

6

4

Ударение

2

5

Твердые и мягкие согласные

16

6

Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

16

7

Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

4

8

Аффрикаты

7

9

Сонорные звуки

2

Итого

68


Содержание программы по разделам

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Коррекционная работа на фонематическом уровне

Развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным); развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу, предлагается как самостоятельная работа дома по индивидуальным карточкам с предварительной работой на одном из занятий курса коррекции под руководством логопеда.

  1. Коррекционная работа на лексическом уровне

Основными задачами данного этапа работы является количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов); развитие слогового анализа и синтеза; наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне

Включает в себя усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учеников. На этом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

УМК: Алексеева О. С. Различаем звуки и буквы: картотека заданий логопеда; Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2 части).

На индивидуальные занятия по результатам обследования зачислены учащиеся, которые в силу тяжести своего речевого дефекта или способов восприятия материала не способны заниматься в группе. Индивидуальные занятия проводятся по 20 минут 2 раза в неделю. Количество индивидуальных занятий зависит от тяжести дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Программа «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Учебно-тематическое планирование...

Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"

Рабочая  программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической  работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...

Рабочая программа логопедических занятий с детьми с ОВЗ и ООП "Реченька"

Дополнительная образовательная программа по формированию устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ  тяжелыми нарушениями речи при умственной отсталостиАктуаль...