Современные логопедические технологии
презентация к уроку
Для современной логопедии характеренпостоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_tehnologii.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логопедический массаж Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.
Основные виды логопедического массажа: ручной (классический); аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно). Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами. Показания: короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий ); ринолалия ; непроизвольное слюноотделение; нарушения голоса; алалия; дисграфия ; нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции; заикание невротической природы; отсутствие четкого произношения.
Телесноориентированные техники Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик: Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц. Биоэнергопластика . Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.
Пальчиковая гимнастика Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению. Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем. Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.
Локальная гипер — и гипотермия Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины , в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед. Есть несколько вариантов воздействия: поочередное использование теплового и холодового факторов; сначала гипотермия, потом гипертермия; только гипертермия; только гипотермия. Показания: повышенное слюноотделение; синкинезии ; артикуляционные апраксии; некоторые формы ДЦП ( гиперкинетическая , гемипаретическая ). Противопоказания к процедуре: эпилепсия; ОРВИ; заболевания ЛОР-органов ; холодовая аллергия.
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба. Виды упражнений: ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции; строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную; ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом , змейкой, по диагонали; ходить со сменой ведущих; равномерное сужение и расширение круга.
Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление , связную речь, познавательные функции , обогащает словарный запас. Песочная терапия
Игры с песком используются как при индивидуальной работе так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий: Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения). Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира. Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей: чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный); песочница (водонепроницаемый деревянный ящик); миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие); вода.
Варианты игр: создание отпечатков кулачков, ладоней; поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок; скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения); рисование всевозможных узоров на поверхности песка; закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного. Преимущества метода: работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой; активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев; снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка; совершенствование зрительно-пространственной ориентировки; развитие моторики рук. Противопоказания: кожные болезни; повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины); наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль; повышенная тревожность ребенка.
Мнемотехника Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку. Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Результаты занятий: расширение словарного запаса; появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй; увеличение знаний об окружающем мире.
Сказкотерапия Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь. В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых. Типы сказок: Медитативная. Психотерапевтическая. Психокоррекционная . Психологическая. Дидактическая.
Перечень коррекционных задач сказкотерапии : взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов; эффективная игровая мотивация детской речи; усовершенствование звуковой речи; усовершенствование лексико-грамматических языковых средств; создание коммуникативной направленности всех детских высказываний. Методы сказкотерапии : рисование сказок; создание кукол; рассказывание и сочинительство.
Логоритмика Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении). В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка. Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.
Варианты занятий: танцы, пение; игры на музыкальных инструментах; сочетание пения и дыхательных упражнений; игры со звукоподражанием; чистоговорки ; пение и ходьба в разных направлениях. Логоритмика необходима в следующих случаях: в период интенсивного формирования речи; дизартрии; недостаточно развитая моторика и координация движений; чересчур быстрая или медленная прерывистая речь; заикание. Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.
Музыкотерапия Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий. Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний. Варианты занятий: слушание музыки; пение; игра на музыкальных инструментах; элементы театрализации; музыкорисование . Результаты музыкальной терапии: нормализация эмоционального состояния; выработка навыков использования голоса; устранение страхов речевых и двигательных расстройств; развитие чувства ритма, самостоятельности, активности; стимуляция слухового восприятия; воспроизведение музыкальных образов.
Изотерапия Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве . Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики . Есть несколько вариантов занятий: рисование на манной крупе; пальцевая живопись; кляксография .
Цветотерапия Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.
Педагог строит работу следующим образом: дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации; обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков. Результаты цветотерапии : осознавание особых цветовых пристрастий; повышение чувствительности и восприимчивости; расширение и углубление восприятия цветовой гаммы; расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами; возрастание интереса к познавательной деятельности.
Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "
Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...
Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт
Тип занятия- индивидуальное Цель- Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
В статье рассказывается о применении в работе логопеда песочной анимации, музыкотерапии и цветотерапии....
Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...
Использование современных коррекционно-логопедических технологий
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....
«Обмен опытом по освоению современных педагогических и логопедических технологий. Кейс-технология»
Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога....