Использование современных коррекционно-логопедических технологий
учебно-методический материал
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_korrektsionno-logoped._tehnologii_na_sayt.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных коррекционно-логопедических технологий
Доржиева Б.Б.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями, имеет технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:
- Технология логопедического обследования.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология развития интонационной стороны речи.
- Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
- Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технология логопедического массажа.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий. В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.
Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование. ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания.
В своей работе необходимым условием считаю обязательное применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений:
- игровые технологии в логопедической коррекции
- арт-педагогические технологии
- технологии речедвигательной ритмики
- технологии логопедической, фонетической ритмики
- информационно-коммуникационных технологий
Игровые технологии в логопедической коррекции.
В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т.д.
Игровые технологии включают занимательные дидактические и компьютерные игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи школьников.
Арт-педагогические технологии
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия
• изотерапия
• сказкотерапия
• куклотерапия
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия)
• смехотерапия;
• ароматерапия;
• цветотерапия (хромотерапия)
- БОС технологии.
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Логоритмика-это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Виды ароматерапии:
• ванны;
• распыление;
• ингаляция;
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Цветотерапия, несомненно, способствует:
• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития школьников;
• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учреждениях.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Технологии речедвигательной ритмики.
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие в отличие от фонетической и логопедической ритмики, а включается в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение обучающих и развивающих занятий с использованием технологии речедвигательной ритмики существенно повышает мотивацию детей к занятиям. Широкий спектр применения данной технологии в разнообразных видах коррекционной работы способствует коррекции звукопроизношения, формированию навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и развития связной речи.
Технологии логопедической, фонетической ритмики.
Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике. В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку. Логопед формирует устойчивую связку: «артикуляция/произнесение звука - движение фонетической ритмики - графический образ буквы - объёмная буква», в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.
Информационно-коммуникационные технологии.
Применение современных информационных технологий в логопедической работе облегчает усвоение нового материала, повышает мотивацию, активизирует познавательную деятельность, создаёт более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей, следовательно, будет способствовать успешной социализации.
ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
- - звукопроизношение
- -фонематический анализ и синтез, фонематические представления
- - лексико – грамматические средства языка
- - артикуляционная моторика
- - мелкая моторика
- - связная речь
Использование современных образовательных технологий и методик помогает достичь хороших результатов в коррекционно – логопедической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информативно-коммуникационных технологий (видеоуроков и спутникового телевидения) на уроках английского языка
В данном пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты использования современных ИКТ на уроках английского языка. Обобщен значительный опыт использования видеозанятий, спутникового теле...
Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы
В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...
Использование современных информационно – коммуникационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время
Новые педагогические технологии и современный урок...
Доклад на тему "Использование современных средств и технологи на уроке с целью повышения качества знаний обучающихся".
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные ...
Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность темы. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...
Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"
Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...
Использование современных, информационных, сдоровьесберегающих технологий в образовательных технологий
Использование современных, информационных, сдоровьесберегающих технологий в образовательных технологий...