Программа психокоррекции учащихся 10 - 14 лет
рабочая программа
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_psihokorrektsii.docx | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»
УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________ В.А.Ткачёв | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР _________Н.В.Охохонина |
Рабочая программа
по ПСИХОКОРРЕКЦИИ
учащихся 10 - 14 лет
на 2019-2020 уч. год
Программу составила:
Ткачёва Надежда Михайловна - педагог-психолог
с.Таяты Каратузского района Красноярского края
2019 год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
В нашей школе обучаются дети, имеющие тяжёлые нарушения речи и интеллекта. Выделено 0,2 ставки педагога-психолога. Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития нами была создана коррекционно-развивающая программа.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится индивидуально, которая формируется из числа учащихся ОВЗ. Коррекционная работа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия учащихся 20-30 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
В МБОУ Таятской ООШ на 2019-2020 учебный год с ОВЗ обучаются в классе: 5 класс- 1 ученик: (ФИО), 6 класс– 1 ученик: (ФИО), 8 класс- 1 ученик – (ФИО), 9 классе 1 ученик– (ФИО). На домашнем обучении 1 ученик: (ФИО) (5 кл.) По адаптированным программам разной степени обучаются по одному ученику, поэтому программа будет реализована, через индивидуальные занятия с учеником.
Психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися являются индивидуальные занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребёнка с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1 ЭТАП: Диагностический
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения за ребёнком в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
- помощь ребёнку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
- повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
- формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
- создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
- Когнитивный блок;
Задачей когнитивного блока является: осознание ребёнком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
- Эмоциональный блок;
Эмоциональный блок отвечает за формирование у ребёнка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
- Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
4 ЭТАП: Прогностический.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций обучающихся.
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности учащихся,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аппаратные средства
- Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)
- Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
- Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
- Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
- Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
- Тетради для творческих работ учащихся
- Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов (5 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."
2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений (8 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения (10 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (3 часа)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.
ИТОГО: 34 ЧАСОВ
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
- Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
- Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
- Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
- Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Темы занятий | К-во | Даты | |
1 | Диагностика учащихся | 4 ч: |
| |
1.1. | Диагностика | Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | 1 | 03.09 |
1.2. | Диагностика | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) | 1 | 10.09 |
1.3. | Диагностика | Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | 1 | 17.09 |
1.4. | Диагностика | Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) | 1 | 24.09 |
2 | Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться" | 5 ч: |
| |
2.1. | Коррекция внимания | Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов. | 1 | 01.10 |
2.2. | Коррекция мышления | Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий | 1 | 08.10 |
2.3. | Коррекция памяти | Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания. | 1 | 15.10 |
2.4. | Коррекция восприятия | Коррекция восприятия. "Релаксация - напряжение" | 1 | 22.10 |
2.5. | Рефлексивные навыки | Развитие рефлексивных навыков | 1 | 29.10 |
3 | Коррекция социальных и коммуникативных умений | 8 ч: |
| |
3.1. | Я и другие | Освоение приёмов активного общения. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | 1 | 12.11 |
3.2. | Я слушаю | Знакомство с принципами хорошего слушания | 1 | 19.11 |
3.3. | Какое решение верно | Расширение представлений о способах самоанализа | 1 | 26.11 |
3.4. | Обучение владению собой | 1 | 03.12 | |
3.5. | Моё мнение | Отстаивание своей точки зрения и аргументации | 1 | 10.12 |
3.6. | Я + Ты. | Устранение барьеров общения ""Стили общения" | 1 | 17.12 |
3.7. | Навыки совместной работы. | Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре". | 1 | 24.12 |
3.8. | Конфликты | Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения. | 1 | 14.01 |
4 | Коррекция поведения "Познавая себя и других" | 10 ч: |
| |
4.1. | Я и мои чувства | "Я - это я! Знаю ли я себя". | 1 | 21.01 |
4.2. | Что такое доброта? | "Добрым быть на свете веселей и полезней" (Занятие в технологии французской мастерской) | 1 | 28.01 |
4.3. | Правда, ложь, фантазия | 1 | 04.02 | |
4.4. | Учимся управлять своими эмоциями" |
| 1 | 11.02 |
4.5. | Я тебя понимаю. | Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? | 1 | 18.02 |
4.6. | Что такое ДРУЖБА? | (Занятие в технологии французской мастерской). "Настоящий друг". (Сказкотерапия) | 1 | 25.02 |
4.7. | Спокойствие | Учимся правильно дышать". | 1 | 03.03 |
4.8. | Индивидуальность | "Индивидуальность или чем я отличаюсь от других" | 1 | 10.03 |
4.9. | Чем мы похожи | "Я и Ты. " | 1 | 17.03 |
4.10. | Поведение и культура | 1 | 31.03 | |
5 | Коррекция эмоционально-личностной сферы | 3 ч: |
| |
5.1. | "Я учусь владеть собой". | Основы саморегуляции. | 1 | 07.04 |
5.2. | Послушание. Застенчивость. |
| 1 | 14.04 |
5.3. | Коммуникативность | "Агрессию - под контроль. ". | 1 | 21.04 |
6 | Итоговая диагностика учащихся | 4 ч: | ||
6.1. | Итоговая диагностика | Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | 1 | 28.04 |
6.2. | Итоговая диагностика | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) | 1 | 12.05 |
6.3. | Итоговая диагностика | Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | 1 | 19.05 |
6.4. | Итоговая диагностика | Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) | 1 | 26.05 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Темы занятий | К-во | Даты | ||
1 | Диагностика учащихся | 4 ч: |
| ||
1.1. | Диагностика | Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | 1 | 05.09 | |
1.2. | Диагностика | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) | 1 | 12.09 | |
1.3. | Диагностика | Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | 1 | 19.09 | |
1.4. | Диагностика | Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) | 1 | 26.09 | |
2 | Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться" | 5 ч: |
| ||
2.1. | Коррекция внимания | Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов. | 1 | 03.10 | |
2.2. | Коррекция мышления | Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий | 1 | 10.10 | |
2.3. | Коррекция памяти | Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания. | 1 | 17.10 | |
2.4. | Коррекция восприятия | Коррекция восприятия. "Релаксация - напряжение" | 1 | 24.10 | |
2.5. | Рефлексивные навыки | Развитие рефлексивных навыков | 1 | 31.10 | |
3 | Коррекция социальных и коммуникативных умений | 8 ч: |
| ||
3.1. | Я и другие | Освоение приёмов активного общения. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | 1 | 14.11 | |
3.2. | Я слушаю | Знакомство с принципами хорошего слушания | 1 | 21.11 | |
3.3. | Какое решение верно | Расширение представлений о способах самоанализа | 1 | 28.11 | |
3.4. | Обучение владению собой | 1 | 05.12 | ||
3.5. | Моё мнение | Отстаивание своей точки зрения и аргументации | 1 | 12.12 | |
3.6. | Я + Ты. | Устранение барьеров общения ""Стили общения" | 1 | 19.12 | |
3.7. | Навыки совместной работы. | Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре". | 1 | 26.12 | |
3.8. | Конфликты | Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения. | 1 | 09.01 | |
4 | Коррекция поведения "Познавая себя и других" | 10 ч: | |||
4.1. | Я и мои чувства | "Я - это я! Знаю ли я себя". | 1 | 16.01 | |
4.2. | Что такое доброта? | "Добрым быть на свете веселей и полезней" (Занятие в технологии французской мастерской) | 1 | 23.01 | |
4.3. | Правда, ложь, фантазия | 1 | 30.01 | ||
4.4. | Учимся управлять своими эмоциями" |
| 1 | 06.02 | |
4.5. | Я тебя понимаю. | Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? | 1 | 13.02 | |
4.6. | Что такое ДРУЖБА? | (Занятие в технологии французской мастерской). "Настоящий друг". (Сказкотерапия) | 1 | 20.02 | |
4.7. | Спокойствие | Учимся правильно дышать". | 1 | 27.02 | |
4.8. | Индивидуальность | "Индивидуальность или чем я отличаюсь от других" | 1 | 05.03 | |
4.9. | Чем мы похожи | "Я и Ты. " | 1 | 13.03 | |
4.10. | Поведение и культура | 1 | 02.04 | ||
5 | Коррекция эмоционально-личностной сферы | 3 ч: |
| ||
5.1. | "Я учусь владеть собой". | Основы саморегуляции. | 1 | 09.04 | |
5.2. | Послушание. Застенчивость. |
| 1 | 16.04 | |
5.3. | Коммуникативность | "Агрессию - под контроль. ". | 1 | 23.04 | |
6 | Итоговая диагностика учащихся | 4 ч: |
| ||
6.1. | Итоговая диагностика | Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | 1 | 30.04 | |
6.2. | Итоговая диагностика | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) | 1 | 07.05 | |
6.3. | Итоговая диагностика | Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | 1 | 14.05 | |
6.4. | Итоговая диагностика | Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) | 1 | 21.05 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативные документы
Настоящая рабочая программа разработана и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральная программа развития образования. 2000г.
- Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
- Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
- Устав МБОУ Таятской ООШ
- Базисный учебный план МБОУ Таятская ООШ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
ЛИТЕРАТУРА.
- Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М:ГЕНЕЗИС, 2003
- Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.:Цитадель, 1999.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону:ФЕНИКС, 2007.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В.В.Петруссинского. В 4-х томах.- М.:Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
- Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
- Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
- Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
- Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
- Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
- Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
- Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
- Газета "Школьный психолог"
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов
Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....
Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
В этой небольшой работе предложен возможный вариант самооценки и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....
Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"
Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...
Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного
Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...