Социализация детей с ОВЗ посредством Логоритмики.
статья

На современном этапе развития специальной психологии и коррекционной педагогики характерен поиск новых путей оказания психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Социализация детей с  ОВЗ – актуальная проблема психолого-педагогического сопровождения.   В ходе обучения данной категории учащихся школ VIII вида решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетентности (Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, С.В. Комарова, В.В. Коркунов, В.И.Липакова, А. Р. Маллер, Е.А.Стребелева, Л.М. Шипицина, Г. В. Цикото и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ посредством Логоритмики.

Цыбулева Ю.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории Всеволожской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната; г.Всеволожск Ленинградской области.

Данченко И.А., педагог-психолог высшей квалификационной категории Всеволожской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната; г.Всеволожск Ленинградской области.

 На современном этапе развития специальной психологии и коррекционной педагогики характерен поиск новых путей оказания психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Социализация детей с  ОВЗ – актуальная проблема психолого-педагогического сопровождения.   В ходе обучения данной категории учащихся школ VIII вида решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетентности (Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, С.В. Комарова, В.В. Коркунов, В.И.Липакова, А. Р. Маллер, Е.А.Стребелева, Л.М. Шипицина, Г. В. Цикото и др.).

Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности и как следствие на дальнейшую социализацию. Искаженые представление детей о себе, затрудненое осознание  себя как личности ведет к трудностям налаживания межличностных отношений  и осложняет процесс адаптации такого ребенка к школе, усвоение им программного материала.

В последнее время в нашу школу все чаще поступают дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Большинство детей имеют речевые нарушения дизартрического и алалического характера. Среди них есть дети, практически не владеющие речью. Но одни из них адекватно воспринимают обращенную к ним речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремятся к общению, пользуясь небогатым арсеналом активного словаря, звукоподражаниями, жестами, мимикой. Другие же не воспринимают речевые инструкции, хотя прекрасно действуют по показу. Практически у всех детей отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры  слов, фонематического восприятия, грамматического строя речи. У некоторых наблюдаются наблюдаются эхолалии, речевые стереотипы. Структура дефекта у каждого ребенка имеет ряд специфических особенностей. Помимо перечисленных проблем развития речи, встречаются и нарушения опорно-двигательного аппарата: детский церебральный паралич и сенсорное нарушения: слабовидение, тугоухость.

В рамках целевой «Программы Развития» нашего учреждения разработан и реализуется проект «Восхождение», осуществляющий комплексное сопровождение детей с ОВЗ: медицинское, психолого-педагогичесое и социльное. Одним из направлений данного  проекта является логопедическая коррекция. Она  предполагает использование различных здоровьесберегающих технологий, например, таких, как средства коррекции речи. На коррекционных занятиях мы применяем элементы пальчиковых кинезиологических упражнений,  гимнастику для глаз, пескотерапию, мнемотехнику, занятия в сенсорной среде и т. п. Одним из таких направлений являются логоритмические занятия.

Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.      

        Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром. 
Логоритмика позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, создает положительное настроение, повышает общий тонус, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. Занятия проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Музыка помогает ребенку расслабиться и выполнять движения свободно, что особенно актуально для детей, имеющих в анамнезе спастические особенности мускулатуры. Занятия по логоритмике оказывают благотворное влияние на здоровье ребенка, на состояние дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной систем. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж, самомассаж, речевые и пальчиковые игры. Также используются элементы ритмопластики, психогимнастики, музыкотерапии, драматизации, пантонимы, фонопедические упражнения.
 Проводимые занятия воспитывают  эстетические, нравственные и этические чувства, направлены на развитие творческих способностей, всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов. Занятия проходят с опорой на лексические темы, а итоговые комплексные занятия строятся по сказочным сюжетам . Участие детей с ОВЗ в школьных, районных, областных, международных, творческих фестивалях « Шире круг», «Шаг навстречу», «Вместе в будущее» способствует развитию социальной активности школьников. Дети  с огромным желанием ждут занятий в музыкальном зале, с радостью участвуют в праздниках и концертах.

        Таким образом, занятие по логоритмике позволяет частично скорректировать нарушенные речевые функции у детей с ограниченными возможностями. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной, дыхательной и других систем. Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью комплексного сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, оказания им эффективной помощи в реализации их психофизического, эмоционального, нравственного и интеллектуального потенциала для полной личной самореализации субъекта, его социализации и интеграции в общество. Таким образом, умение найти правильные пути психолого-педагогической коррекции и развития, определить направления сотрудничества специалистов школы-интерната с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, является перспективным направлением работы в целях развития коммуникативной речи и адаптации детей в социум.

Литература:

1.Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»,М.,.Просвещение, 1985 Методическое пособия по логоритмике.

2.Парамонова Л.Г.Нарушение речи учащихся вспомогательной школы пути их коррекции.М.-Л7,1973.

3.Метиева Л.А., Э.Я.,Удалова Развитие сенсорной сферы детей

4.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред.канд. наук, проф. И.М.Бгажноковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Социализация детей с ОВЗ посредством творчества

Выступление на МО учителей надомного обучения в коррекционной школе VIII вида "Социализация детей с ОВЗ посредством творчества"...

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

«ПЕРСПЕКТИВА: ДОРОГА В БУДУЩЕЕ» (социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством использования активных форм и методов естественнонаучного образования)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и на ваше обсуждение) представляется авторская дополнительная общеобразовательная программа. Дидактическая основа представленной программы – теоретическая мод...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством чтения

Доклад в рамках IV Международного интеллектуального форума "Чтение на Евразийском перекрестке"...

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...