Методическая разработка «Комплекс мероприятий по развитию сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью, используемый для более успешного развития их речи, в условиях воздействия на детей сенсомоторного оборудования».
учебно-методический материал
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 419.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Комплекс мероприятий по развитию сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью, используемый для более успешного развития их речи, в условиях воздействия на детей сенсомоторного оборудования».
Учитель-логопед МБОУ «Школа-интернат №9»
Нижегородской области г. Сарова
М.И. Скрипник
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Именно поэтому считаю необходимым внедрение в работу логопедов комплекса мероприятий по развитию сенсомоторики у умственно отсталых детей.
Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром, следовательно, тормозят и развитие речи.
Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие. Поэтому, в условиях работы логопедического кабинета мною был организован сенсомоторный центр. Данная методическая разработка носит коррекционно - развивающую направленность, способствует исправлению присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формированию у них относительно сложных видов психической деятельности. Данную методическую разработку следует считать дополнением к коррекционно – логопедической работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи.
Цель: создание условий, позволяющих включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков у младших школьников с умственной отсталостью посредством использования полифункционального оборудования.
Задачи:
- формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- корригировать познавательное развитие путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать целенаправленность движений и действий.
Принципы отбора содержания заданий и его организации:
- Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
- Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации методической разработки. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
- Принцип усложнения. Задания должны подаваться от минимально простого к сложному.
- Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Задания рассчитаны на учащихся 1 – 5 классов.
Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение.
Психолого-педагогические условия. Реализация данной методической разработки подразумевает взаимодействие с : Педагогами - участие в малом педсовете педагогов, работающих в классах с детьми ОВЗ, консультации педагогов по вопросам организации учебного процесса; Родителями - выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации.
Материально технические условия (презентация). Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций.
Ожидаемый результат: Активизация речевого развития благодаря стимуляции различных анализаторов.
Комплекс мероприятий по развитию сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью
I. Развитие крупной и мелкой моторики; развитие графо-моторных навыков
- Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, перестроения)
- Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
- Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.)
- Развитие мелкой моторики пальцев и руки:
- Пальчиковая гимнастика(приложение № 1).
- Кинезиологические упражнения (приложение № 2).
- Самомассаж, массаж рук с помощью массажёров, су-джок шариков, трёхгранных карандашей, аппликатора Кузнецова.
- Работа на развитие силы мышц рук с помощью массажных колец, резиновых игрушек.
- Работа с игрушками-лабиринтами, с игрушками, имеющими заводной механизм.
- Работа с целлофановым пакетиком (с пузырьками).
- Развитие графо-моторных навыков:
- Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).
- Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему).
- Штриховка.
- Образы плоскостных, шершавых и объёмных букв.
- Использование «манного» поля для письма.
- Обводка бордюров, рисунков, букв, цифр по точкам, по пунктиру.
II. Развитие координации движений руки и глаза
- Работа с наборами для вышивания.
- Работа с бусами, чётками, пуговицами.
- Работа с резинками.
- Работа с дидактическим пособием «Дощечка с гвоздиками».
- Работа с прищепками.
- Работа с закрывающимися банками.
- Работа в технике «рваной» аппликации.
- Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
- Работа с тактильными рисунками (изображения предметов, букв, цифр).
- Работа со шнуровками.
- Работа с пробками от пластиковых бутылок.
- Работа с ковриками, подушечками с нашитой фурнитурой.
- Работа с веревками и узлами.
- Работа с катушками.
- Работа со счётными палочками.
- Работа с разрезными и цельными кольцами.
- Работа с куклами.
- Работа с замочками.
- Работа со скрепками.
- Работа с проволокой.
- Работа с камешками «Марблс».
III. Тактильно-двигательное восприятие
- Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов – пособие «Волшебный мешочек».
- Упражнения в раскатывании пластина. Лепка.
- Игры с мозаикой (деревянной, пластиковой, магнитной).
- Работа с сенсорными дорожками, с шершавыми губками и щётками, с природным материалом.
- Работа с мячами (гладкими, шипованными).
- Работа с «сухими бассейнами».
- Игры с водой.
- Игры с песком.
- Обведение пальцем контура выпуклых изображений предметов, букв, цифр.
IV. Кинестетическое и кинетическое развитие
- Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».
- Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).
- Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений.
- Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).
V. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
- Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
- Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом.
- Работа с геометрическим конструктором:
- Группировка предметов и их изображений по форме.
- Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».
- Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).
- Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.
- Работа с игрушками-сортёрами.
- Различение предметов по величине (большой – маленький).
- Сравнение 2-х предметов по высоте и длине.
- Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине.
- Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).
- Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
- Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».
- Работа с пирамидками.
- Работа с конструкторами (плоскостными и объёмными).
- Работа с пазлами.
- Работа с кубиками.
- Работа с рамками-вкладышами.
- Работа с геометрическими головоломками.
VI. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
- Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы».
- Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки).
- Дидактическая игра «Что изменилось (3-4 предмета).
- Работа над картинками с зашумлённым изображением предметов или наложенным друг на друга.
- Работа над картинками «Что перепутал художник».
- Упражнения для профилактики и коррекции зрения(приложение № 3).
VII. Восприятие особых свойств предметов
- Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом.
- Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».
- Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».
- Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.
VIII. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
- Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух», «Шумовые баночки».
- Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.
- Различение речевых и музыкальных звуков. Работа с электронным плакатом «Весёлый оркестр».
- Работа с электронными плакатами «Домашние животные», «Весёлый зоопарк». Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).
- Работа с электронными плакатами «Говорящая азбука», «Учимся читать».
- Работа с обучающей доской с LED экраном.
IX. Восприятие пространства
- Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога).
- Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).
- Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении.
- Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний).
- Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона).
- Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.
- Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».
X. Восприятие времени
- Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень.
- Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
- Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.
XI. Упражнения на релаксацию(приложение № 4).
XII. Развитие коммуникативных возможностей и способностей (выработка положительных черт характера; преодоление агрессивности, тревожности, замкнутости, застенчивости) (приложение № 5).
XIII. Игры малой подвижности (приложение № 6 ).
.Список литературы:
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.
- Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2005.
- “Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Кн. для учителя”. / Под.ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа Пресс, 1994.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след. М., 1991.
- Гальперин П.Я. О поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов.психологии. М., 1966.
- Гнездилов М.Ф.Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. - М.: Учпедгиз, 1959.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
- Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции//Дефектология. 1972. № 4. С. 29.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1995.
- Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / – М.: Просвещение, 2009.
- Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
- “Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы” под ред. Ж.И.Шиф – М.: Просвещение, 1965 г.
- “Очерки по физиологии движений и физиологии активности”, Н.А.Берштейн (1966 г.)
- Сиротюк А.Л. Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка.
- Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка.//Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
Приложение №1.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая игра «Пять пальцев».
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.)
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчиковая игра «Прогулка».
(Загибаем пальчики поочередно сначала на одной руке, читаем второй раз – загибаем на другой руке)
Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики».
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство друг.
Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.
Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики».
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.
Пальчиковая игра «Четыре братца».
(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)
Засиделись в избушке братцы.
(Отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.)
Захотел меньшой прогуляться
(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.)
Да скучно ему гулять одному.
(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
(Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.)
Да скучно им гулять двоим.
(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний.Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)
Зовут братца втроем прогуляться.
(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)
Грустно старшим сидеть в избе.
(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)
Зовут они братцев домой к себе.
(При повторении игры работает другая рука.Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.)
Пальчиковая игра «Строим дом».
Строим стенку,
Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском
Пальчиковая игра «Лодочка».
(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Пальчиковая игра «Мы играем».
Играем, играем, по клавишам стучим,
Первый пальчик мой не может,
Второй пальчик мне поможет.
Снова играем, по клавишам стучим.
Играем, играем, по клавишам стучим,
Второй пальчик мой не может,
Третий пальчик мне поможет.
Снова играем, по клавишам стучим.
Играем, играем, по клавишам стучим,
Третий пальчик мой не может,
Так четвертый мне поможет.
Снова играем, по клавишам стучим.
Играем, играем, по клавишам стучим,
А четвертый мой не сможет,
Пятый пальчик мне поможет.
Снова играем, по клавишам стучим.
Играем, играем, по клавишам стучим,
Если пятый мой не сможет,
То ладошка мне поможет.
Снова играем, по клавишам стучим, стучим, стучим.
Положить ладонь на стол, стучать по столу поочередно всеми пальчиками, начиная с большого. Затем стучать ладошкой по столу.
Пальчиковая игра «Помощники».
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
Дети отдельно массируют каждый
пальчик правой руки, приговаривая слова:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит?
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет.
Станут птички распевать.
Станут пальчики вставать.
Просыпайся, детвора!
В школу пальчикам пора!
Приложение №2.
Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики.
Приложение № 3.
Гимнастика для глаз.
- Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами.
Например, на листе ватмана размером 1\2м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке классной комнаты). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упражнения выполняются стоя.
- Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками.
На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т.д.
- Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до десяти.
- Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
- Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в угол воображаемого квадрата.
- Покорчим «рожи».
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед-влево-вправо-вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Подобным образом можно изобразить Кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку.
- Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву, затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).
- Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.
- Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз – за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
- Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от одного до восьми. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
Приложение № 4.
Упражнения на релаксацию (расслабляющие упражнения для снятия мышечного напряжения)
• Ноги: поднять левую ногу, повернуть ее носком к себе и напрячь. Затем медленно расслабить ногу, пока стопа не окажется на полу (аналогичное упражнение с правой ногой).
• Живот: напрячь живот, поджав его и сделав твердым, как доска, затем медленно расслабить.
• Спина: наклониться вперед, отвести локти максимально назад и попробовать свести лопатки. Затем медленно расслабиться и вытянуть руки до тех пор, пока они не лягут на колени в расслабленном состоянии.
• Грудная клетка: напрячь грудную клетку, попытаться сжать ее. Затем медленно расслабить грудь.
• Ниже пояса: напрячь нижнюю часть тела, включая бедра и ягодицы. Почувствовать, как будто слегка приподнимаешься над креслом. Затем медленно расслабиться в кресле.
• Руки: выпрямить правую руку, сжать в кулак и напрячь руку от плеча до кисти. Затем медленно расслабить руку, начиная с предплечья до тех пор, пока она не ляжет на колени в расслабленном состоянии (аналогично упражнение с левой рукой).
• Шея: напрячь шею, максимальное напряжение — кадык, мышцы по бокам и сзади шеи. Затем медленно расслабить шею.
• Лоб: наморщить лоб, максимальное напряжение — над переносицей и под каждой бровью. Затем медленно расслабить лоб и особо внимательно следить за теми областями, которые напряжены больше всего.
• Глаза: очень плотно закрыть глаза. Они должны быть напряжены в верхней и нижней части век и по внешним и внутренним границам глаза. Затем постепенно расслабить глаза, медленно открывая их.
• Нос: наморщить нос, максимальное напряжение — переносица и ноздри. Затем постепенно расслабить нос, сняв все напряжение.
• Улыбка: широко улыбнуться, максимальное напряжение — верхняя и нижняя губа, щеки; губы широко растянуты. Затем постепенно расслабить лицо.
• Язык: крепко прижать язык к нёбу, максимальное напряжение — между нёбом и языком и мышцы под нижней челюстью. Затем медленно расслабить эти мускулы, опуская язык вниз.
• Челюсти: напрячь челюсти, максимальное напряжение — мускулы с обеих сторон лица и виски. Затем медленно разжать челюсти и отметить ощущение освобождения.
• Губы: поджать губы, максимально напрячь верхнюю и нижнюю губу и уголки губ. Затем медленно расслабить их.
Приложение № 5.
Развитие коммуникативных возможностей и способностей (выработка положительных черт характера; преодоление агрессивности, тревожности, замкнутости, застенчивости).
• «Общий круг»: здороваться глазами.
• «Зеркало»: повторять движения.
• «Эхо»: повторять издаваемые звуки.
• «Разговор сквозь стекло»: объясняться жестами.
• «Комплименты»: говорить добрые слова и пожелания друг другу.
• «Связующая нить»: передавать клубок ниток, сопровождая высказыванием добрых пожеланий друг другу.
• «Продолжи движение»: один ребенок начинает движение, другой его продолжает.
Приложение №6.
Игры малой подвижности.
Игра «Палочки»
Описание игры: палочки (обычные счетные в количестве 30 штук) рассыпают на столе или на полу на коврике. Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл.
Примечание: чтобы рассыпать палочки, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.
Игра «Море волнуется»
Описание игры: по считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура … на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.
Вариант игры.
Дети сидят полукругом или в кругу.
По команде:
"Море спокойно" - все замирают.
"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.
"На море буря" - разбегаются.
"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.
Игра «Конспиратор»
Материал: повязка на глаза.
Описание игры: преподаватель предлагает ребятам встать в круг, лицом к центру и говорит: «Сейчас мы выберем водящего, он становится внутрь круга, завяжем ему глаза. Ведущий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих и назвать имена. Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор тот, кого узнают последним». Игра начинается, педагог следит, чтобы ребята соблюдали тишину и не подсказывали ведущему.
Упражнение «Рисуем вместе»
Материал: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание упражнения. Ребята разбиваются на пары.Несколько пар играют одновременно. Остальные наблюдают.
Предплечья и локти детей педагог обматывает бинтом так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Потом взрослый дает им лист бумаги и два восковыхмелка разного цвета, они держат их связанными руками.
Педагог сообщает правила игры: «Рисовать можно только привязанной рукой. Играющие могут разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину они будут рисовать или что на картине можно изобразить. Рисовать нужно быстро, на работу дается всего 5 минут».
По сигналу учителя ребята начинаются рисовать картины, а педагог следит за соблюдением правил игры. Кик только педагог останавливает работу, ребята перестают рисовать и вместе с остальными детьми оценивают и выбирают лучшие картины.
При последующих проведениях упражнение можно усложнить, например, одному из партнеров можно завязать глаза и только ему разрешить рисовать. А другой партнер с открытыми глазами должен управлять движениями руки «незрячего» игрока.
Игра «Хочешь с нами поиграть?»
Описание игры:Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу педагога дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Педагог произносит текст:
Хочешь с нами поиграть?
Быстро нужно называть
Свою любимую игрушку -
Куклу, зайку, погремушку...
Ну-ка, громко, раз-два-три,
Ты игрушку назови.
По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребенок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим.
Игра «Веселые снежинки»
Описание игры:Дети врассыпную располагаются на площадке. Педагог произносит текст:
Метель-вьюга у ворот
Кружит снежинок хоровод.
После слов педагога дети кружатся на месте в медленном темпе вправо и влево. После команды «Метель утихла» дети останавливаются.
Игра повторяется.
Игра «Вокруг снеговика»
Описание игры:Дети образуют круг вокруг снеговика. Педагог объясняет правила игры — дети шагают друг за другом, выполняя следующие команды:
- по команде «Вьюга кружит!» дети кружатся на месте;
- По команде «Снег идет!» дети присаживаются на корточки. Перед началом игры педагог читает стишок:
Вокруг снеговичка
Шагаем мы шагом,
Как вьюга кружимся
И быстро садимся.
Примечания. 1. Тот из детей, кто ошибается в выполнении команды педагога, встает около снежной бабы. 2. В игре побеждают 1—2 самых внимательных игрока.
Игра «Елка, береза, дуб»
Описание игры:Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:
По дорожке мы идем и деревья узнаем!
По команде педагога «Елка!» дети останавливаются, поднимают руки в стороны — вниз; по команде «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки — в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2—3 самых внимательных игрока.
Примечание. При разучивании игры рекомендуется на начальном этапе использовать 2 команды (например, «елка» и «береза»), затем добавить 3-ю команду.
Игра «Светофор»
Описание игры:Дети образуют круг. Педагог встает в его центр. В руках педагога 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета (диаметр кружка 15 см, длина палочки 20 см).
По сигналу педагога (свисток, удар в бубен) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педагога. Когда педагог поднимет кружок красного цвета, группа останавливается, желтого цвета — шагает на месте, зеленого цвета — дети идут по кругу друг за другом. Если ребенок ошибся при выполнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждают 1—2 самых внимательных ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью
Полученные результаты исследований указывают на недостаточный для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отм...
Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью. Пальчиковые дорожки
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательн...
"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....
"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....
Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с языка одной модально...
НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...