Конспект урока " Части речи"
план-конспект урока (5 класс)

Воробьёва Юлия Васильевна

Конспект урока может быть использован при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию по теме: " Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_chasti_rechi.docx24.19 КБ
Файл chasti_rechi.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

    письма и развития речи

Тема:   «Общее понятие

           о частях речи:

имя существительное, имя прилагательное, глагол»

                 5 класс

Тема урока: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,

                          глагол».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: определение частей речи по вопросу и значению.

Задачи урока:

Образовательные:  организовать деятельность класса по теме: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,  глагол», в результате которой учащиеся должны уметь находить данные части речи  в тексте, классифицировать их, группировать; знать правила, применять их на практике.

Развивающие: способствовать развитию умений наблюдать, делать выводы, строить логические цепочки рассуждений, слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; расширять словарный запас.

Коррекционные: корригировать  недостатки   познавательной    деятельности

 и личностных  качеств  учащихся.

Воспитательные:  способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной     учебной деятельности,  воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.

Место урока в системе занятий: урок проводится в рамках изучения темы «Части речи» и служит уроком усвоения новых знаний (первый урок – знакомство с понятием)

Оборудование: таблицы, компьютерная презентация, учебник «Русский язык» под редакцией  В.В. Воронковой.

Используемые технологии: информационно – коммуникативные (презентация PowerPoint), личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно – развивающие.

Форма организации деятельности учащихся:

- фронтальная,

- индивидуальная.

Тип урока:

- комбинированный.

Методы по источнику знаний: практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный

(воспроизведение полученных знаний и выполнения практических заданий.)

Ожидаемые результаты: самостоятельное определение учащимися частей речи.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Оргмомент.

Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

Постановка целей и задач урока.

         Настраиваются на работу.

Указаны №№ слайдов, иллюстрирующих происходящее

   Слайд № 1

  1. Изучение нового материала.

- На доске записан текст. Прочитайте его.

                    Зима.

Прошло жаркое лето. Пролетела золотая осень. Выпал первый снег. Пришла холодная зима. Подул студёный ветер. Деревья стоят голые.

- Сколько предложений в тексте?

- Из скольких слов состоит каждое предложение?

- Почему осень названа золотой?

- А сейчас, нам нужно выписать  из текста слова в таком порядке:

  1. названия предметов;
  2. признаки предметов;
  3. действия.

- На какие вопросы они отвечают?

В русском языке названия предметов правильно называют – именем существительным, признак предмета – именем прилагательным, а действие – глаголом.

 А всё вместе  - это части речи.

 - Посмотрите на экран и таблицу на доске, вслух давайте повторим эти названия.

  1. Закрепление изученного материала.

- С какими же частями речи мы сегодня познакомились?

 а) Тренировочные упражнения

Посмотрите на экран. Здесь записаны слова, которые вы должны записать в три столбика:

имя существительное, имя прилагательное,   глагол.

Школа, белая, растет, магазин, красный, читает, летают, белка, интересный, учится, синее, учитель.

Проверьте написанное.

  1. Физминутка.

- А теперь немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.

(Игра «Если нравится тебе, то делай так…», ведущий показывает движения, дети повторяют)

б) Работа с учебником.

Откройте с.193, найдите упр.246.

Прочитайте задание.

Давайте  его  выполним.

 - Посмотрите на экран.

Прочитайте стихотворение.

Согласны ли вы с написанным?

Обоснуйте свой ответ.

  1. Рефлексия
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что  показалось трудным?

     6. Итог урока:

 - Какие части речи вам известны?

 -  На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы?

     7. Оценки:

  1. Задание на дом: с.74 упр.190

  1. Инструктаж:

Прочитайте задание.

Вам предстоит выписать слова в

следующем порядке:

названия предметов– имена существительные, признаки предмета – имена прилагательные и действия – глаголы.

- Спасибо всем! Урок окончен.

Один ученик читает текст.

В тексте 6 предложений.

Каждое предложение состоит из 3 слов.

Осень называют золотой из – за цвета листьев.

Названия предметов – кто? что?

Признаки предметов – какой? какая? какое? какие?

Действия – что делать? что сделать?

Дети повторяют за учителем.

Мы узнали, что на вопросы -  кто? и что? отвечает имя существительное; на вопросы -  какой?  какая?  какое? какие? – имя прилагательное;

а на вопросы – что делать?

что сделать? отвечает глагол.

1 ученик работает у доски, записывает слова в три столбика, комментирует написанное.

Учащиеся читают задание.

Комментированное письмо.

  Существительное – школа,

  Просыпается – глагол.

  С прилагательным весёлый

   Новый школьный день пришёл!

Ответы учащихся.

Слайд №

Слайд №

Слайд №

Таблица «Части речи»

Слайд №

Слайд №

Слайд №


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Двадцать шестое ноября Классная работа Части речи.

Слайд 8

Перед вами дорога. Она ведёт в страну … . Мы совершим увлекательное путешествие в эту удивительную страну . В дорогу, друзья!

Слайд 9

Словарная работа: РАКЕТА ОХОТА ПОБЕДА

Слайд 10

Словарная работа: СТОЛИЦА- главный город государства, в котором находятся высшие органы власти и управления.

Слайд 11

Имя существительное обозначает … отвечает на вопросы …

Слайд 12

Имя существительное обозначает предмет отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 13

Имя прилагательное обозначает … отвечает на вопросы …

Слайд 14

Имя прилагательное обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? чей?

Слайд 15

Глагол обозначает … отвечает на вопросы …

Слайд 16

Глагол обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Слайд 17

самостоятельные имя существительное имя прилагательное глагол

Слайд 18

Составьте предложение урок, язык, скоро, закончиться, русский.

Слайд 19

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Урок русского языка скоро закончится.

Слайд 20

Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.

Слайд 21

Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи - Повторяем …

Слайд 22

Перед вами дорога, по которой мы двигались в страну ЧАСТЕЙ РЕЧИ . Мы совершили увлекательное путешествие и еще не раз на наших уроках попадем в эту удивительную страну .

Слайд 23

Подведем итоги 1. Сегодня на уроке мы вспомнили … 2. Сегодня на уроке мы узнали … 3. Сегодня на уроке говорили о …

Слайд 24

Домашнее задание Повторить ЧАСТИ РЕЧИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку «Часть речи – хамелеон»

Методическая разработка урока...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

конспект урока «Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды»

Конспект урока русского языка  «Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды»...