Буклет профилактика девиантного поведения
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_profilaktika_deviantnogo_povedeniya.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, направленные
на профилактику девиантного поведения .
Упражнение 1. «Пустой стул»
Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. .Задача участника, стоящего за свободным стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.
Упражнение 2. «Скала»
Цель: помочь осознать участникам, какие все люди разные и как себя ведут в той или иной ситуации.
Участников выстраиваются тесной цепочкой в виде «выступов скалы», при этом тесно держатся друг за друга. Каждый должен пройти по скале, не сорвавшись в пропасть. Участники могут помогать или мешать друг другу.Обсуждение: какие чувства испытывали?
Сравнить происходившее в игре с отношением в обществе к зависимому человеку.
Упражнение 3. «Копилка хороших поступков»
Каждому ребенку выдаются бумага и карандаш. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили на этой учебной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали.
Упражнение 4 «Взгляд в будущее»
Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет; где ты живешь? что ты делаешь? Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь?
Литература.
В помощь педагогу по работе с детьми с девиантным типом поведения.
1. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность: Учеб.-научн. издание / Я.И. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. - СПб.: Медицинская пресса, 2001.
2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М., 1996.
3. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). -М.:Академия, 2003.
4. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
6. Клейберг Ю.А., Конорева Л.А. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии девиантного поведения / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПб ГУ, 2003.
7. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманит. центр. ВЛАДОС, 2001.
ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ
Профилактика девиантного поведения
Подготовила педагог-психолог
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа – интернат»
Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением.
1.Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
4 типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
4. Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
5. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
6. Поощрение положительных изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
7. Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
8. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
9. Системность.
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
10. Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения
Работа с учащимися девиантного поведения....
Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
В данной статье содержатся рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по ранней профилактике девиантного поведения среди...
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...
«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»
Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений
Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....
Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...
Буклет для родителей "Профилактика девиантного поведения у подростков"
Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах: Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с наруш...