Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа
Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол №__ от «__» ______2019 г. Приказ № _______________ от «__» ______ 2019 г.
Директор: __________/ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
3 КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 3 КЛАСС)
Учитель: Белова Татьяна Рудольфовна
Москва, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Программный материал по данному учебному предмету поэтапно и системно формирует у ребенка представления о природе, ее многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.
Целью обучения является формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии с природой, бережном отношении к ней.
Основными задачами учебной программы «Окружающий природный мир» являются:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире.
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно.
Программный материал представлен следующими разделами: «Временные представления», «Животный мир», «Объекты природы», «Растительный мир».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Класс | 3 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- времена года, признаки времен год;
- названия овощей, предусмотренных по годам обучения (огурец, помидор, картофель, морковь, лук, чеснок, капуста, редис);
- название диких животных (заяц, медведь, волк, лиса);
- название зимующих (ворона, воробей, синица, галка) и перелетных (утка, гусь, грач, скворец) птиц;
- строение дерева (ствол, ветки, крона, листья).
Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:
- определять признаки времен года;
- показывать части тела;
- дифференцировать овощи, фрукты;
- различать домашних животных;
- различать диких животных;
- показывать составные части растения: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (68 ч)
- Временные представления (23 ч):
- понятие «времена года»;
- представление об осени, зиме, весне, лете как о временах года;
- осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
- погода в разное время года, виды осадков;
- сезонный труд и занятия людей;
- экскурсии в природу осенью, зимой, весной;
- одежда людей по сезону.
- Животный мир (27 ч):
- жизнь животных в разное время года;
- зимующие птицы: галка, ворона, воробей, синица, голубь;
- перелетные птицы: скворец, грач;
- дикие животные: волк, заяц, медведь, лиса.
- Растительный мир (18 ч):
- жизнь растений в разное время года;
- травянистые и цветковые растения;
- части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок;
- деревья, кустарники, травы;
- подснежник, ромашка, одуванчик;
- овощи: помидор, огурец, картофель, морковь, капуста, лук, чеснок, редис;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
1 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Экскурсия по школьному двору. | Формировать понятие о мире живой и неживой природы; познакомить с растениями, произрастающими на пришкольном участке. | Беседа, объяснение, задания. | Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года. | |
3. 4. | Экскурсия по школе. | Формирование представлений о помещениях школы. Рассматривание комнатных растений в школе. | Беседа, наблюдение. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
5. 6. | Рассматривание овощей. | Формирование представлений о разнообразии овощей; учить узнавать овощи на рисунках и соотносить их с натуральными объектами. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
7. 8. | Рассматривание овощей. Составление рассказа «Урожай». | Дифференциация овощей по внешним признакам и по вкусу. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
9. 10. | Рассматривание фруктов. | Формирование представлений о разнообразии фруктов; учить узнавать фрукты на рисунках и соотносить их с натуральными объектами. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
11. 12. | Рассматривание фруктов. Сравнивание фруктов. | Дифференциация фруктов по внешним признакам и по вкусу | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
13. 14. | Рассматривание фруктов. Составление рассказа из личного опыта, по образцу. | Дифференциация овощей по внешним признакам и по вкусу | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
15. 16. | Рассматривание комнатных растений. Составление описательного рассказа. | Формирование представлений о разнообразии комнатных растений, правилах ухода за ними. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. |
Итого: 16 часов
2 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Методы и приёмы | Дидактический материал |
1. 2. | Экскурсия по школьному участку. Беседа. | Формирование представлений о простейших признаках изменений в природе осенью (листопад, дождь, пасмурно, холодно). | фронтальная работа при осуществлении дифференцирован-ного и индивидуального подхода | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
3. 4. 5. | Времена года. Зима. Природа осенью и зимой. | Повторение последовательности времен года. Сравнение признаков осени и зимы. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные Картинки об осени и зиме, предметные картинки, игры. | |
6. | Зимующие птицы. | Формировать понятие «зимующие птицы». Повторение названия знакомых птиц (воробей, ворона, синица). | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентация. | |
7. 8. | Просмотр видеофильма «Снегирь». Составление описательного рассказа. | Формировать представления о снегире, особенностях его внешнего вида. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
9. 10. | Практическая работа-вывешивание кормушки. Прослушивание стихотворения «Покормите птиц зимой». | Формирование практических навыков изготовления простейших кормушек для птиц. | Практическая работа по изготовлению кормушек из коробок. | Картонные коробки, пакеты из-под молока., корм для птиц. | |
11. 12. 13. | Как звери и птицы готовятся к холодам. Презентация «Жизнь диких животных зимой». | Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их на рисунках, иллюстрациях. | Беседа, объяснение, задания. | Презентация «Жизнь диких животных зимой». | |
14. 15. 16. | Зимние праздники. Как люди встречают Новый Год. Итоговый урок на тему «Зима». | Уточнить и расширить знания детей о зимних праздниках. Атрибутика Нового года. | Рассматривание картинок и предметов, символизирующих Новый год (елка, елочные игрушки, Дед Мороз, Снегурочка). | Сюжетные картинки, предметные картинки, новогодние игрушки, елка. |
Итого: 16 часов
3 четверть
Итого: 21 час
4 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Методы и приёмы | Дидактический материал |
1. 2. | В гости к весне. Экскурсия в природу. | Расширять представления о сезонных изменениях в природе весной. Продолжить знакомство с приметами весны. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные и предметные картинки о весне. | |
3. 4. | Явления природы весной. | Расширять представления о явлениях природы весной. Продолжить знакомство с приметами весны. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные и предметные картинки о весне, презентация «Весна-красна». | |
5. | Растения весной. | Расширять представления о сезонных изменениях в жизни растений весной. Продолжить знакомство с приметами весны. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
6. | Первые цветы весной: подснежники. | Знакомить учащихся с первоцветами, учить различать, называть, показывать подснежник. | Беседа, объяснение, рассматривание на картинках и на видео подснежника. Выполнение раскрашивания «Подснежник». | Картинки и видео о подснежниках, раскраска «Подснежник». | |
7. 8. | Наблюдение за птицами (скворец, галка). Составление описательного рассказа. | Формировать представления о птицах родного края (скворец, галка). | Беседа, объяснение, рассматривание изображений птиц, выявление признаков и особенностей, отличающих этих птиц. Просмотр видеофрагментов. | Картинки и видео о птицах (скворец, галка). | |
9. 10. | Упражнение в различении птиц (воробей, ворона, синица, скворец, галка). | Формировать представления о значении солнца и времени суток. | Беседа, объяснение, рассматривание изображений птиц, выявление признаков и особенностей, отличающих этих птиц. Просмотр видеофрагментов. | Изображение изученных птиц. Лото «Птицы» | |
11. | Экскурсия на школьный участок. Рассматривание деревьев (тополь, яблоня). | Провести наблюдения за сезонными изменениями в природе весной; рассмотреть и сравнить деревья на школьном участке (тополь, яблоня). | Беседа, объяснение, наблюдения, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
12. 13. | Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). | Упражнять учащихся в различении (узнавании) различных видов растений (трава, куст, дерево). | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
14. 15. | Наблюдения за насекомыми. | Продолжить знакомство с насекомыми (муха, пчела, муравей). | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. |
Итого: 15 часов
Всего: 68 часов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- учебник «Ознакомление с окружающим миром. 1 класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова;
- тематические паззлы и разрезные картинки;
- демонстрационный материал по темам;
- тематические трафареты;
- сюжетные картины;
- муляжи овощей и фруктов;
- набор деревянных овощей и фруктов в мешочках;
- набор разрезных овощей и фруктов;
- лото «Фрукты и овощи»;
- серия «Умные карточки». Кто где живет? Кто что ест?;
- серия «Умные карточки». Мамы и малыши;
- серия «Умные карточки» . Еда;
- серия «Умные карточки». Изучаем время
- серия «Мини-игры». Времена года;
- серия «Мини-игры». Собери урожай;
- раскраски по темам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АООП для детей с нарушением интеллекта (Вариант 2).
- Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010.
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото). Москва,1983.
- Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы
данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...
Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...
Рабочая программа по предмету "Обществознание" в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа....
Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....
Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....
Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....