Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа

Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА  МОСКВЫ

 «ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 «УТВЕРЖДЕНО»  

Педагогическим советом                                                                                      Приказом  директора

ГКОУ «Школа № 2124»                                                                                        ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол №__ от «__» ______2019 г.                                                                 Приказ № _______________ от «__» ______ 2019 г.

                                                                                                                                 Директор: __________/ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

3 КЛАСС

на 2019-2020 учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 3 КЛАСС)

Учитель: Белова Татьяна Рудольфовна

Москва, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124»  на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Программный материал по данному учебному предмету поэтапно и системно формирует у ребенка представления о природе, ее многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.

Целью обучения является формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии с природой, бережном отношении к ней.

Основными задачами учебной программы «Окружающий природный мир» являются:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются  совместно.

Программный материал представлен следующими разделами: «Временные представления», «Животный мир», «Объекты природы», «Растительный мир».

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Класс

3 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • времена года, признаки времен год;
  • названия овощей, предусмотренных по годам обучения (огурец, помидор, картофель, морковь, лук, чеснок, капуста, редис);
  • название диких животных (заяц, медведь, волк, лиса);
  • название зимующих (ворона, воробей, синица, галка) и перелетных (утка, гусь, грач, скворец) птиц;
  • строение дерева (ствол, ветки, крона, листья).

Предполагается (ожидается), что учащиеся будут  уметь:

  • определять признаки времен года;
  • показывать части тела;
  • дифференцировать овощи, фрукты;
  • различать  домашних животных;
  • различать диких животных;
  • показывать составные части растения: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс (68 ч)

  1. Временные представления (23 ч):
  • понятие «времена года»;
  •  представление об осени, зиме, весне, лете как о временах года;
  • осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
  • погода в разное время года, виды осадков;
  • сезонный труд и занятия людей;
  • экскурсии в природу осенью, зимой, весной;
  • одежда людей по сезону.

  1. Животный мир (27 ч):
  • жизнь животных  в разное время года;
  • зимующие птицы: галка, ворона, воробей, синица, голубь;
  • перелетные птицы:  скворец, грач;
  • дикие животные: волк, заяц, медведь, лиса.

  1. Растительный мир (18 ч):
  • жизнь растений в разное время года;
  • травянистые и цветковые растения;
  •  части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок;
  • деревья, кустарники, травы;
  • подснежник, ромашка, одуванчик;
  • овощи: помидор, огурец, картофель, морковь, капуста, лук, чеснок, редис;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

 «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

1 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Виды деятельности

Оборудование

1.

2.

Экскурсия по школьному двору.

Формировать понятие о мире живой и неживой природы; познакомить с растениями, произрастающими на пришкольном участке.

Беседа, объяснение, задания.

Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года.

3.

4.

Экскурсия по школе.

Формирование представлений о помещениях школы. Рассматривание комнатных растений в школе.

Беседа,

наблюдение.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

5.

6.

Рассматривание овощей.

Формирование представлений о разнообразии овощей; учить узнавать овощи  на рисунках и соотносить их с натуральными объектами.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

7.

8.

Рассматривание овощей. Составление рассказа «Урожай».

Дифференциация овощей по внешним признакам и по вкусу.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

9.

10.

Рассматривание фруктов.

Формирование представлений о разнообразии фруктов; учить узнавать фрукты  на рисунках и соотносить их с натуральными объектами.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

11.

12.

Рассматривание фруктов. Сравнивание фруктов.

Дифференциация фруктов по внешним признакам и по вкусу

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

13.

14.

Рассматривание фруктов. Составление рассказа из личного опыта, по образцу.

Дифференциация овощей по внешним признакам и по вкусу

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

15.

16.

Рассматривание комнатных растений. Составление описательного рассказа.

Формирование представлений о разнообразии комнатных растений, правилах ухода за ними.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

    Итого: 16 часов

2 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

1.

2.

Экскурсия по школьному участку. Беседа.

Формирование представлений о простейших признаках изменений в природе осенью (листопад, дождь, пасмурно, холодно).

фронтальная

работа при

осуществлении

дифференцирован-ного и

индивидуального подхода

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

3.

4.

5.

Времена года. Зима. Природа осенью и зимой.

Повторение последовательности времен года. Сравнение признаков осени и зимы.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

Картинки об осени и зиме, предметные

картинки, игры.

     6.

Зимующие птицы.

Формировать понятие «зимующие птицы». Повторение названия знакомых птиц (воробей, ворона, синица).

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

7.

8.

Просмотр видеофильма «Снегирь». Составление описательного рассказа.

Формировать представления о снегире, особенностях его внешнего вида.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

9.

10.

Практическая работа-вывешивание кормушки. Прослушивание стихотворения «Покормите птиц зимой».

Формирование практических навыков изготовления простейших кормушек для птиц.

Практическая работа по изготовлению кормушек из коробок.

Картонные коробки, пакеты из-под молока., корм для птиц.

11.

12.

13.

Как звери и птицы готовятся к холодам. Презентация «Жизнь диких животных зимой».

Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их на рисунках, иллюстрациях.

Беседа, объяснение, задания.

Презентация «Жизнь диких животных зимой».

14.

15.

16.

Зимние праздники. Как люди встречают Новый Год. Итоговый урок на тему «Зима».

Уточнить и расширить знания детей о зимних праздниках. Атрибутика Нового года.

Рассматривание картинок и предметов, символизирующих Новый год (елка, елочные игрушки, Дед Мороз, Снегурочка).

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, новогодние игрушки, елка.

    Итого: 16 часов

3 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

1.

Зима – начало года.

Признаки зимы.

Уточнить и расширить знания о  зиме; узнать как провели каникулы.

Беседа, объяснение, задания.

Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года.

2.

Погода. Изменения

 в погоде вчера и сегодня.

Формировать представление обучающихся  о погоде, ее изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ.  Учить наблюдать за погодой.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

3.

Зимняя одежда. Закрепление.

Формирование понятия о изменении одежды в зависимости от времени года.

Беседа,

наблюдение.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

4.

5.

6.

Животные леса: волк. Просмотр видеоролика «Серый волк».

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки. Учить узнавать волка.

Беседа, объяснение, задания, просмотр видеофильма.

Видеофильм «Серый волк», картинки с изображением волка, раскраска «Волк».

7.

8.

9.

Дикие животные: медведь. Просмотр видеоролика «Хозяин леса».

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки. Учить узнавать медведя.

Беседа, объяснение, просмотр видеофильма.

Видеофильм «Хозяин леса», картинки с изображением медведя, раскраска «Медведь».

10.

11.

12.

Дикие животные: лиса. Просмотр видеоролика «Лиса». Составление описательного рассказа о лисе.

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки. Учить узнавать лису.

Беседа, объяснение, задания, просмотр видеофильма.

Видеофильм «Лиса, картинки с изображением лисы, раскраска «Лиса»

13.

14.

15.

Рассказ учителя о диких животных: заяц. Просмотр видеоролика «Заяц». Составление описательного рассказа.

  Расширить знания о группе диких животных на основе знакомства с зайцем (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши, приспособление диких животных к природным условиям )

Беседа, объяснение, задания, просмотр видеофильма.

Видеофильм «Заяц», картинки с изображением зайца, раскраска «Заяц»

16.

17.

Слушание рассказа и просмотр мультфильма «Лисичка-сестричка и серый волк».

Закрепление представлений о жизни диких животных. Внешнее описание воробья, питание, повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

18.

19.

Чтение сказки «Теремок». Беседа.

Расширять знания о перелётных  птицах.

фронтальная

работа при

осуществлении

дифференцированного и

индивидуального подхода

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

20.

21.

Пересказ сказки «Теремок» с опорой на сюжетные картинки. Итоговый урок.

Расширять представления учащихся о диких животных.

Слушание сказки, просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций, выкладывание последовательности сюжетных картинок. Совместный с детьми пересказ сказки.

Сказка «Теремок», запись мультфильма, сюжетные картинки по сказке.

  Итого: 21 час

4 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

1.

2.

В гости к весне.

Экскурсия  в  природу.  

Расширять представления о сезонных изменениях в природе весной. Продолжить знакомство с приметами весны.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные и предметные картинки о весне.

3.

4.

Явления природы весной.

Расширять представления о явлениях природы весной. Продолжить знакомство с приметами весны.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные и предметные картинки о весне, презентация «Весна-красна».

5.

Растения весной.

Расширять представления о сезонных изменениях в жизни растений весной. Продолжить знакомство с приметами весны.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

6.

Первые цветы весной: подснежники.

Знакомить учащихся с первоцветами, учить различать, называть, показывать подснежник.

Беседа, объяснение, рассматривание на картинках и на видео подснежника. Выполнение раскрашивания «Подснежник».

Картинки и видео о подснежниках, раскраска «Подснежник».

7.

8.

Наблюдение за птицами (скворец, галка). Составление описательного рассказа.

Формировать представления о птицах родного края (скворец, галка).

Беседа, объяснение, рассматривание изображений птиц, выявление признаков и особенностей, отличающих этих птиц. Просмотр видеофрагментов.

Картинки и видео о птицах (скворец, галка).

9.

10.

Упражнение в различении птиц (воробей, ворона, синица, скворец, галка).

Формировать представления о значении солнца и времени суток.

Беседа, объяснение, рассматривание изображений птиц, выявление признаков и особенностей, отличающих этих птиц. Просмотр видеофрагментов.

Изображение изученных птиц. Лото «Птицы»

11.

Экскурсия  на школьный участок. Рассматривание деревьев (тополь, яблоня).

Провести наблюдения за сезонными изменениями в природе весной; рассмотреть и сравнить деревья на школьном участке (тополь, яблоня).

Беседа, объяснение,

наблюдения, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

12.

13.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).

Упражнять учащихся в различении (узнавании) различных видов растений (трава, куст, дерево).

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

14.

15.

Наблюдения за насекомыми.

Продолжить знакомство с насекомыми (муха, пчела, муравей).

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Итого: 15 часов

Всего:  68 часов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • учебник «Ознакомление с окружающим миром. 1 класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова;
  • тематические паззлы и разрезные картинки;
  • демонстрационный материал по темам;
  • тематические трафареты;
  • сюжетные картины;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • набор деревянных овощей и фруктов в мешочках;
  • набор разрезных овощей и фруктов;
  • лото «Фрукты и овощи»;
  • серия «Умные карточки». Кто где живет? Кто что ест?;
  • серия «Умные карточки». Мамы и малыши;
  • серия «Умные карточки» . Еда;
  • серия «Умные карточки». Изучаем время
  • серия «Мини-игры». Времена года;
  • серия «Мини-игры». Собери урожай;
  • раскраски по темам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. АООП для детей с нарушением интеллекта (Вариант 2).
  2. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010.
  3. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
  6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото).  Москва,1983.
  7. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....