"Перцептивные методы обучения и их коррекционная направленность"
учебно-методический материал
Материалы доклада на общешкольный обучающий специальный семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pertseptivnye_metody.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
В период перестройки системы общего и специального образования, дальнейшего совершенствования содержания, методов, организационных форм обучения и воспитания школьников необходим глубокий и всесторонний анализ всех составляющих педагогического процесса.
Говоря о методах обучения детей с дефектами развития, о проблемах коррекционной работы применительно к предметному изучению основ наук в специальных школах, следует определиться в том многообразии методов обучения, которые существуют в педагогике.
Метод - это способ достижения поставленной цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов и способов познания реальной действительности.
Применительно к сегодняшнему дню расширяются задачи школы, они включают в себя не только усвоение накопленного человеческого опыта, но всестороннее развитие личности ученика.
Поскольку мы методы обучения относим к категории целенаправленной деятельности со всем многообразием приемов и способов действий, необходимо остановиться на роли учителя и ученика, которые непосредственно связаны с этой деятельностью.
Совершенствование содержания образования в специальной школе, изменение целевых установок, обогащение технического, методического арсенала и др. ведет к обновлению методов, к появлению новых приемов обучения.
Методы обучения - есть система способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения, воспитания и развития личности школьника.
О специальной классификации коррекционных методов обучения (в широком понимании) говорить преждевременно. Более того, изучение основ наук с детьми, имеющими нарушения развития, следует организовать таким образом, чтобы содержание коррекционной работы органично переплеталось с содержанием материала по предметам. Это будет правильный методологический подход к особенностям обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Целостность процесса обучения в специальной школе требует не разделения уроков коррекции и уроков изучения программного материала по предметам, а единого целенаправленного процесса.
Специальные приемы, используемые при обучении детей с нарушениями развития, можно систематизировать по функциональным особенностям и выделить четыре группы.
- Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития.
Эта группа специальных приемов обучения призвана обеспечить прежде всего процесс чувственного познания детей с сенсорно-физической депривацией путем использования компенсирующих возможностей их сохранных анализаторов. При утрате или нарушениях зрения и получении достаточно чувственной информации используются осязание, слух,
обоняние, двигательный анализатор. Учащиеся с порциональными дефектами
*
(слабовидящие) используют в познавательной и другой деятельности сохранные функции нарушенных анализаторов (зрения), существуют специальные приемы и условия их применения.
Для того, чтобы расширить границы информационного поля для детей с различными нарушениями в развитии, используются специальные приемы чтения и письма (РТШ).
- Специальные приемы организации обучения.
В ряде случаев, когда диагностируется у детей умственная отсталость, ЗПР, частичное поражение воспринимающих систем, страдает целостность восприятия изучаемого объекта. В этих случаях необходимо расчленить изобразительную или другую информацию на отдельные части, узлы, фрагменты. Используя этот прием, учителя разделяют учебный материал громоздких и сложных рисунков, графиков, схем технологических линий, структурных преобразований на отдельные элементы и преподносят эту изобразительную или другую учебную информацию школьникам по этапам, а затем объединяют в целостный процесс в более упрощенном варианте, лишенном второстепенных деталей.
Специальные приемы этого направления лежат в основе структурного построения уроков и его частей, экскурсионных занятий, индивидуальных и групповых консультаций.
При организации занятий используются приемы чередования и сочетания зрительной и слуховой, письменной и устной работы в зависимости от характера функциональных нарушений у учащихся и специальных гигиенических рекомендаций.
В организации предметных занятий предусматривается зрительная, слуховая, суставно-мышечная и другие виды гимнастики для снятия утомляемости и повышения
работоспособности учащихся; в структуру уроков для подготовки детей к познавательной деятельности включаются пропедевтические периоды усвоения специальной символики и унификации изобразительных пособий для конкретизации процессов перед их изучением.
Специальные организационные приемы необходимы при решении вопросов замены демонстрационных показов лабораторными опытами или самостоятельными работами, что связано с обеспечением оптимального использования накопленного сенсорного опыта восприятия изучаемых объектов, коррекционных умений и доступного учебного материала.
- Логические приемы переработки учебной информации.
0
При обедненности образного мышления детей с нарушениями в развитии логические приемы облегчают вычленение существенных признаков, характеризующих тот или иной обследуемый объект, помогают провести имеющиеся у учащихся разрозненные представления об объектах и процессах в систему, осуществить сопоставления, сравнения, обобщения.
Широко используются приемы работы по установлению аналогии по образцам. Коррекционная направленность метода обучения определяется набором специальных приемов (может быть всего лишь один прием) и сочетанием их с общими педагогическими приемами обучения учащихся.
- Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Коррекционная направленность метода обучения определяется набором специальных приемов (может быть всего лишь один прием) и сочетанием их с общими педагогическими приемами обучения учащихся. Они состоят в основном из приемов передачи и восприятия учебной информации посредством чувств.
Слово педагога является стержнем всего учебно-воспитательного процесса. Речевая деятельность и мышление слепых и слабовидящих школьников формируется при ограниченной тактильной и зрительной информации об окружающем мире, они приходят к усвоению конкретных значений, многих слов преимущественно опосредованно, логическим путем. У детей с нарушением зрения наблюдается диспропорция между запасом слов и
образом объектов. Подобные дефекты наблюдаются у учащихся с другими нарушениями в развитии. Это затрудняет нормальный процесс познания.
Исследования дефектологов и практика работы педагогов специальных школ показывают, что учащиеся с дефектами развития по сравнению с нормально развивающимися детьми больше внимания уделяют слову т/языку учителя, характеру изложения учебного материала, коммуникативно-управленческим процессам и личности самого педагога. Эти обстоятельства должны учитываться учителями и воспитателями при формировании коррекционной направленности словесного метода.
Различные виды изложения материала учителем специальной школы с помощью слова должны удовлетворять основным педагогическим требованиям:
г
- Обязательный учет источников и полноты предварительных представлений учащихся об изучаемых объектах и процессах.
- Логически последовательное и аргументированное объяснение, основанное на доступном для учащихся сенсорном опыте.
- Точное образное и доходчивое изложение информации, создание необходимой основы для адекватных обобщений и выводов.
- Подбор конкретизирующих вопросов для школьников с дефектами развития, комментированные обобщения учебного материала.
- Включение в словесное изложение материала упражнений по различению и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное).
Перед объяснением нового материала учитель должен выяснить полноту представлений школьников о тех или иных предметах и явлениях, о которых пойдет речь на уроке. Отсутствие у них правильных представлений, ошибочность, неточность, недостаточная их обобщенность будут затруднять усвоение новой информации, и педагог в ходе изложения программного материала сможет внести необходимые коррективы.
Специфика обучения школьников выдвигает на ведущие роли при использовании словесных методов такие их разновидности, как беседа, использование озвученых материалов («говорящая книга», фоно- и видео записи), которые позволяют лучше организовать охрану нарушенных анализаторов, рациональное использование их сохранных функций, снимают зрительное, тактильное, слуховое и другое утомление.
Обучение учащихся, имеющих дефекты в развитии, коррекционная направленность этого процесса во многом зависит от успешной реализации дидактического принципа наглядности.
Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядными материалами, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе.
Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения учащихся с использованием средств наглядности.
Коррекционная направленность наглядных методов обучения должна опираться на
*
целый ряд специальных факторов, учитывающих состояние нарушенных органов школьников, уровень развития их чувствительности, целевые установки по овладению системой знаний основ наук, особенности познавательной деятельности детей с нарушением развития. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений у учащихся об объектах, учитывающих состояние нарушенных органов школьников, уровень развития их чувствительности, целевые установки по овладению системой знаний основ наук, особенности познавательной деятельности детей с нарушениями развития. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений у учащихся об объектах и процессах необходимо учитывать следующие факторы:
- Состав и структуру нарушенных функций у учащихся.
- Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
- Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
- Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений.
- Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых процессов в ходе познавательной деятельности учащихся при изучении основ наук.
- Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей с нарушением зрения.
Для умственно отсталых школьников, для детей с ЗПР используются наглядные изобразительные пособия со специальной цветовой унификацией. Она заключаются в том,
что основные характерные признаки изучаемого объекта выделяют цветом. К примеру, когда с учащимися изучают грузовой транспорт, то изображение грузового автомобиля наносят специальную унификацию: кузов машины и колеса (как существенные детали объекта) выделяют насыщенным черным ( или другим цветом). Этот прием помогает детям сконцентрировать внимание на этих деталях и выделить наиболее существенные признаки грузового автомобиля.
Учащиеся, имеющие различные виды амблиопии, когда больше работает видящий глаз, нуждаются в направленных упражнениях по тренировке амблиопичного (хуже видящего) глаза. К примеру, на уроках биологии с успехом используются приемы по
различению мелких деталей строения растений с использованием натуральных объектов и
*
их изображений. Обследование начинается с более крупных деталей, а затем переход к более мелким. По мере тренировки хуже видящего глаза задания все более усложняются, степень детализации увеличивается, уменьшаются размеры органов и шрифт текстовых вставок. Работа с наглядным материалом сопровождается заданием на воспроизведение объектов различной величины и раскрашиванием мелких деталей, также с постепенным усложнением.
Изучая, к примеру, на уроках химии свойства соединений, аномальный школьник может в доступной форме получить сведения об удельном весе веществ, об их запахе, цвете, консистенции, о структуре и химических свойствах. Все эти разрозненные данные синтезируются в целостное знание и обусловливают целостное восприятие химического соединения в совокупности присущих ему свойств и качеств. То есть восприятие характеризуется целостностью, а оно во многом зависит от полисенсорности и полноты первоначального восприятия.
Коррекционная направленность наглядного метода обучения должна привести к компенсаторному эффекту, который планируется педагогом, и от этой целевой установки зависит количественная динамика перцептивных действий учащихся и воспроизведения ими изучаемого материала. Это положение определяет и процесс включения представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий.
Как правило, наглядные методы обучения большинством дидактов условно подразделяются либо на демонстрационные, либо на демонстрационные и иллюстративные.
Метод демонстрации связан с показом учащимся натуральных объектов, объемных пособий, опытов и технических установок, кино-, диа-, видео-, телефильмови др.
Метод иллюстраций включает в себя показ учащимся плоскостных изобразительных пособий и условно-символических (схем, диаграмм, таблиц, рельефных пособий).
Есть рекомендации, что на начальных этапах знакомства учащихся с объектом работу надо начинать с предъявления изобразительных пособий, а затем переходить к натуральному объекту. Исследования и опыт работы в специальных школах говорят о целесообразности обратной последовательности: от натурального объекта - к модели, макету, а от них - к рисунку, схеме. То есть от натурального объекта - к обобщенному, модифицированному его изображению. Слепой школьник, используя осязание, сам должен исследовать карту. Задачи учителя - направлять и контролировать познавательный процесс с двух позиций: предметной и коррекционной.
Практические методы обучения школьников с дефектами развития наиболее трудно реализуются при проведении самостоятельных и опытнических работ, наблюдений и программного практикума по основам наук. Эти методы предполагают применение действий учащихся при выполнении того или иного задания. Формирование и коррекцию действий школьников с нарушениями в развитии при подготовке и проведении самостоятельных, лабораторных и практических работ можно представить в следующей последовательности:
- Объяснение и показ учащимся необходимых действий по каждому этапу предложенной работы.
- Самостоятельное выполнение учениками отдельного этапа задания, его осмысление.
- Коррекция действий учащихся на данном этапе.
- Оценка коррекционных действий и их результатов.
- Упражнение и совершенствование этапных действий, выработка коррекционных умений и навыков.
- Самостоятельное выполнение практического задания.
- Контроль и оценка всей системы действий при выполнении самостоятельной, лабораторной или практической работы.
При изучении основ наук, при любом содержании предметно-практической деятельности ученик ведет наблюдение и оценивает происходящий процесс по пяти качественным показателям: изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, выделение света, изменение температуры. Не все эти признаки могут быть определены с помощью нарушенных сенсорных систем, следовательно, при таких нарушениях результаты процессов доступны для констатации с помощью сохранных анализаторов. Нельзя работу с
учащимися строить, опираясь на какой-нибудь один из анализаторов, всегда надо учитывать, что объективно складывающееся представление о предмете - результат аналитико-синтетической деятельности всей коры больших полушарий головного мозга.
Практика обучения детей с особыми образовательными потребностями показывает, что перцептивные, репродуктивные, поисковые, контрольные и другие методы в чистом виде используются довольно редко. При выборе методов обучения, при определении их оптимального сочетания каждый педагог-дефектолог должен учитывать:
- Соответствие методов дидактическим и дефектологическим принципам обучения детей с нарушениями психофизического развития.
- Соответствие общим целям и задачам обучения, воспитания, развития и коррекционной направленности всего образовательного процесса.
- Соответствие особенностям изучения данного предмета, раздела, темы конкретного занятия.
- Набор коррекционных приемов и их связь с общедидактическими приемами как внутри методов, так и при оптимальном их сочетании.
- Психофизические нарущения в развитии учащихся, уровень их подготовки, возможности и возрастные особенности детей.
- Материальные возможности специального образовательного учреждения, наличие средств коррекции и компенсации дефекта, особого оборудования, специальных эргономических условий обучения.
- Время, отведенное на изучение данного предмета, раздела или программной темы.
- Уровень теоретической и практической подготовленности учителя, его опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, личностные качества педагога- дефектолога.
Коррекционная педагогика нацеливает работников специальных образовательных учреждений на получение детьми с психофизическими нарушениями цензового образования (кроме умственно отсталых), и эта задача должна решаться качественно и эффективно.
Возрастная периодизация детей диктует степень использования различных методов и приемов. От младшего школьного возраста к старшему будет сокращаться применение наглядного метода, сам характер его использования: от предметного предъявления к обобщенным и схематичным изображениям.
В последнее время в практику обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья широко вошел термин «педагогическая технология». Этот термин предполагает строго научное построение и четкое воспроизведение всех педагогических действий, направленных на эффективность проведения учебно-воспитательной и коррекционно-восстановительной работы. Компоненты педагогической технологии относятся не только к какой-либо конкретной форме организации учебно-воспитательного процесса, а ко всему процессу образования, обеспечивая его качественный динамизм и целостность.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях всех видов очень
важно правильно отрегулировать соподчиненность всех составляющих педагогической
*
технологии с учетом возраста детей, динамики протекания патологических процессов, факторов социальной и природной действительности, уровня знаний и умений детей с недостатками психофизического развития. Такая направленность позволит эффективно решать задачи компенсации дефектов, социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.
Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. Коррегирующее влияние уроков труда на умственную деятельность обучающихся....
Коррекционная направленность уроков. Выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции.
выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции...
Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцептивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида
В работе отражены методы и приемы работы на уроках технологии со слепыми и слабовидящими учащимися...
Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью - важнейшая задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...
Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)
Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...
Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке
Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...
Выступление на заседании методического объединения: "Коррекционная направленность уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе." , 2023г
В данном материале содержатся основные направления работы на уроках трудового обучения....