Программа кружка «Разноцветные ладошки»
рабочая программа

Пожарова Наталья Николаевна

Цель: кружковой деятельности: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками.
  • учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони.

Развивающие:

  • развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
  • воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznotsvetnye_ladoshki.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

СГБОУ «Ново-Никольский ДДИУОД»

Рабочая программа кружка
«Разноцветные ладошки»

Воспитатель:

Пожарова Н.Н.

Пояснительная записка

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности.        В раннем возрасте значимым и актуальным видом деятельности является рисование.

Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, эстетические эмоции.

Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.

Используя в своей работенетрадиционные техники рисования, детям прививается любовь к изобразительному искусству, интерес к рисованию. Нетрадиционные способы рисования помогают  развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка не только пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, но и развивает мелкую моторику рук, что очень важно в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, быстрее формируются навыки письма.

Актуальность программы

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

Цель: кружковой деятельности: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками.
  • учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони.

Развивающие:

  • развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
  • воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Материалы и оборудование:

  • гуашь
  • акварельные краски
  • салфетки
  • стаканчики с водой
  • тарелочки для гуаши
  • тонированная или белая бумага
  • иллюстрации по темам занятий

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • формирование умения воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

  Нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из поролона: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

- Кляксография:ребенок  пластмассовой ложкой или трубочкой для коктейля, делает на листе кляксы. Затем при помощи пальцев или кисточки дорисовывает необходимые детали.

Теоритическая база кружковой деятельности

Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:

- принцип сезонности;

- принцип системности и последовательности;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип интереса;

- личностно – ориентированного подхода к ребенку;

- активности, контролируемости, индивидуального подхода.

Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата.                                                                                                    

Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция 
с другими образовательными областями:

1. Социально — коммуникативное развитие:

развитие общения со взрослыми и детьми; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.

3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной речи; развитие коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.

4. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкатерапия –   прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы.

5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа.                                                                                                                  

 Для реализации данного принципа предлагается: 

  • ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки; 
  • осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений; 

использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости.

Режим организации занятий  кружка «Разноцветные ладошки».

Занятия в группе «Носики-курносики»  проводятся два раза в неделю во 2 половину дня с сентября по май, время проведения занятий 15    минут.

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Группа

Периодичность

в неделю

Длительность

Количество занятий в год

Группа «Носики-курносики»

2

15 мин

58



Сентябрь

1. «Веселый горох»

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».

Учить детей набирать краску на палец.

2. «Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну» Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой.

3. «Мухоморчики - грибы» Использовать ватные палочки для нанесения горошинок на шляпку гриба

4. «Ветка рябины» Предложить детям нарисовать ветку рябины пальчиками, передавая её характерные особенности

5. Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками.

6. «Сирень в корзине» Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

7. «Ягодки и яблоки на тарелке»

Продолжать учить детей набирать краску на палец.

Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.

8. «Цыпленок» Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок.

Октябрь

9. «Осеннее дерево» Побуждать детей к самостоятельности. Показать детям прием изображения дерева, передавая его характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий. Рисование ладошкой и пальчиками (листва).

10. «Листопад»

Познакомить детей с художественной техникой печатания.

11. «Гусеница» Познакомить детей с художественной техникой печатания пробкой. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу

12. «Грибная полянка» Познакомить детей с художественной техникой обрывной аппликации - наклеить лесную полянку из кусочков рваной и мятой бумаги.

13. «Божья коровка» Познакомить с техникой печатания картофелем. Показать приём получения отпечатка.

14. «Дождь, дождь» Продолжать учить детей технике обрывной аппликации.

15. «Подсолнухи»

Предложить детям нарисовать подсолнух, передавая его характерные особенности. Закрепить умение изображать семечки ватной палочкой.

16. «Лебеди на озере»

Учить детей рисовать птиц при помощи ладони.

Ноябрь

17. «Как белочка к зиме грибы сушила» Оттиск пробкой, печаткой из картофеля. Вызвать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представления о том, что животные делают заготовки на зиму. Учить штамповать грибы.

18. «Птички клюют ягоды» Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками.

19.

«Чашка для бабушки» Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками.

20. «Облака» Продолжать знакомить с техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску.

21 «Пушистый кот» Продолжать знакомить со способом рисования «тычок». Закрепить умение передавать образ кота, насыщать объект деталями, добиваться выразительного образа.

22. «Воробей» Предложить детям нарисовать воробья, передавая его характерные особенности. Познакомить с техникой работы со щетинной кистью.

23. «Ёжик»

Совершенствовать умение рисовать ладонью.

Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев.

24. «Снегирь» Учить изображать снегиря, используя трафарет, используя «пальчиковую» живопись

Декабрь

25.

«Выпал беленький снежок»

Рисование пальчиками. Учить наносить мазки на бумагу контрастного цвета, обращать внимание на сочетание белого и синего цветов.

26. «Снежинка» Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой.

27. «Маленькой елочке холодно зимой» Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками.

28. «Я слепил снеговика» Закрепить технику — сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт.

29. «Елочка пушистая» Упражнять детей в технике «тычок», рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать знакомить с таким средством выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (или ватными палочками).

30. «Веселый снеговик» Упражнять детей в технике «тычок» полусухой щетинной кистью. Продолжать упражнять в рисовании мелких деталей, создавая образ снеговика. Предложить украсить работы готовыми формами (шапочки, шарфики, морковки).

31. «Дед Мороз» (коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками на цветной бумаге

32. «Дед Мороз» (коллективная работа)

2 занятие Учить делать коллективную работу, составлять композицию

Январь

33. «Деревья в сугробах» Печать поролоном. Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева.

34. «Пушистые животные» Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.

35. «Мои рукавички» Упражнять детей в технике печатания. Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики

36. «Весёлый снеговичок»

Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью.

37. «Наряды для наших кукол» Продолжать рисование пальчиками. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол.

38. «Пушистый зайка»

Учить рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью.

Февраль

39. «Кот – Матроскин» Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию.

40. «Золотая рыбка» Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки.

41. «Самолёт» Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, клей пва.

42. «Кораблик для папы» Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение.

43. «Красивая салфеточка»

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

44. «Мое любимое животное» Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

45. «Волшебные картинки»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

46. «Ручеек и кораблик»

Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм. Познакомить с новой техникой рисования - оттиск скомканной бумагой. Упражнять в рисовании ручейка скомканной бумагой

Март

47. «Мимоза для мамы»

Совершенствовать технику рисования пальцами.

Развивать чувство ритма и цвета.

Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.

48. «Цветок радуется солнышку»

Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.

49. «Цветы для мамы» Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

50. «Весёлый осьминог» Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

51. «Украшение чайного сервиза»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

52. «В гостях у жирафа»

Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость

53. «Нарядные матрешки»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

54. «Бабочка»

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Апрель

55. «Солнышко» (коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

56. «Бусы для куклы»

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

57. «Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста)

58. «Белые барашки» Познакомить детей с новой техникой художественного творчества «рисование ватой по бархатной бумаге».

59. «Пасхальное яичко» Вызвать интерес к созданию пасхального яица с помощью доступных материалов. Отрабатывать технику рисования пластилином. Показать детям технику выкладывания рисунка семенами по пластилину.

60. «Угощайся зайка»

Продолжать учить детей создавать образы в технике обрывной аппликации.

61. «Первый цветок - подснежник» Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи».

62. «Весенняя веточка» Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам в технике «примакевание».

Май

63. «Радуга»

Учить рисовать радугу из цветных полосок.

64. «Гвоздика» Вызвать интерес к созданию образа гвоздики в технике обрывной аппликации

65. «Вот такой у нас салют» Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта.

66. «Красивые цветы для пчелки»

Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение.

67. «Одуванчик» Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками

68. «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Вызвать интерес к созданию образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации.

69. «Мячики» Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.

Показать прием получения отпечатка.

70. «Выставка работ детей данной группы» Учить детей рассматривать работы. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся работ.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Сентябрь

1

«Веселый горох»

2

«Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну»

3

«Мухоморчики-грибы»

4

«Ветка рябины»

5

«Компот из яблок»

6

«Сирень в корзине»

7

«Ягодки и яблоки на тарелке»

8

«Цыпленок»

Октябрь

9

«Осеннее дерево»

10

«Листопад»

11

«Гусеница»

12

«Грибная полянка»

13

«Божья коровка»

14

«Дождь, дождь»

15

«Подсолнухи»

16

«Лебеди на озере»

Ноябрь

17

«Как белочка к зиме грибы сушила»

18

«Птички клюют ягоды»

19

«Чашка для бабушки»

20

«Облака»

21

«Пушистый кот»

22

«Воробей»

23

«Ежик»

24

«Снегирь»

Декабрь

25

«Выпал беленький снежок»

26

«Снежинка»

27

«Маленькой елочке холодно зимой»

28

«Я слепил снеговика»

29

«Елочка пушистая»

30

«Веселый снеговик»

31

«Дед Мороз»

32

«Дед Мороз»

Январь

33

«Деревья в сугробах»

34

«Пушистые животные»

35

«Мои рукавички»

36

«Веселый снеговичок»

37

«Наряды для наших кукол»

38

«Пушистый зайка»

Февраль

39

«Кот – Матроскин»

40

«Золотая рыбка»

41

«Самолет»

42

«Кораблик для папы»

43

«Красивая салфеточка»

44

«Мое любимое животное»

45

«Волшебные картинки»

46

«Ручеек и кораблик»

Март

47

«Мимоза для мамы»

48

«Цветок радуется солнышку»

49

«Цветы для мамы»

50

«Веселый осьминог»

51

«Украшение чайного сервиза»

52

«В гостях у жирафа»

53

«Нарядные матрешки»

54

«Бабочка»

Апрель

55

«Солнышко»

56

«Бусы для куклы»

57

«Петушок – золотой гребешок»

58

«Белые барашки»

59

«Пасхальное яичко»

60

«Угощайся зайка»

61

«Первый цветок – подснежник»

62

«Весенняя веточка»

Май

63

«Радуга»

64

«Гвоздика»

65

«Вот такой у нас салют»

66

«Красивые цветы для пчелки»

67

«Одуванчик»

68

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

69

«Мячики»

70

«Выставка работ детей данной группы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Разноцветная Фантазия"

программа и тематическое планирование...

Программа кружка "Разноцветная капель"

Программа кружка "Разноцветная каель" рассчитана на четыре года, где каждый год обучения имеет свое название. Первый год  обучения по программе ознакомительный,  называется "Прикосновение" р...

Программа кружка "Веселые ладошки" (художественно-эстетическое развитие)

Данная программа содержит практический материал для изготовления с детьми оригинальных поделок из бумаги, в основе которых лежит изображение детской ладошки. Программа содействует развитию мелкой мото...

Перспективный план работы кружка «Разноцветная улыбка»

Кружок «Разноцветная улыбка» по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР по средствам арт-терапи....

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой разноцветный мир"

Содержание занятий построено от простого к сложному и предполагает углубление изучаемого курса в каждый последующий год.Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей с 7 лет.В проведении заня...

Игровая программа «Праздник разноцветных бантиков»

ull; Создать атмосферу праздника.• Доставить детям радость от участия в эстафетах, конкурсах, играх и забавах. • Создание благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в...