Программа кружка "Разноцветная капель"
рабочая программа по теме

Базитова (Малюшева) Екатерина Юрьевна

Программа кружка "Разноцветная каель" рассчитана на четыре года, где каждый год обучения имеет свое название. Первый год  обучения по программе ознакомительный,  называется "Прикосновение" рассчитан на детей дошкольного возраста (подготовительная к школе группа), второй год обучения развивающий,  называется "Радужный мир"  рассчитна для детей  8-10 лет, третий год обучения по программе развивающий, называется "Волшебный мир народного искусства" для детей 11-13 лет, четвертый год обучения  исследовательский и называется "Я живу на планете Земля", рассчитан  для детей 14-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc587 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Согласовано на заседании                                                                                      Утверждаю:

методического Совета                                                                           Директор МКОУ ДОД

Протокол №  -------                                                                                                                                 «Дом детского                                                                                                                             

от---------------------------                                                                                                      творчества»

                                                                                                                       ---------------А.А.Базитов

                                                                                                                        ------------------------------------г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Разноцветная капель»

(адапационная на основе программы Гросула  Н. Н., Неменского Б. М., Левина  С. А.)

Возраст воспитанников: 6-16 лет

Срок реализации: 4 года

Руководитель: педагог

дополнительного образования

Базитова Екатерина Юрьевна

Иркутская область,

Куйтунский район,

р. п. Куйтун

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Настоящая программа является результатом апробации её основного содержания, реализованного в кружке «Разноцветная капель» через ряд программ по изобразительному искусству, которые были созданы в предшествующие годы: Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», С.А.Левина «Рисунок и живопись», опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое систематизированное образование по изобразительному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

В программе последовательно выстроены занятия в определенную методическую последовательность с учетом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых была составлена программа:

  1. Закон Российской Федерации  «Об образовании»;
  2. Федеральный компонент  государственного стандарта- образовательная область «Искусство»;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Инструкции по технике безопасности.

Актуальность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия по изобразительному искусству совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Отличительные особенности и новизна программы

Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», С.А.Левина «Рисунок и живопись», опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика, основы ДПИ.

Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.

Тем самым программа «Разноцветная капель» не только дает основательную базу по ИЗО, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы, либо примерные программы дополнительного образования

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки.

В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях учреждения дополнительного образования, оформление выставок, конференций, интегрированные учебные проекты, спектакли стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  1. знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  2. знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  3. овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  4. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  2. развитие колористического видения;
  3. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  4. улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  5. формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  6. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  1. формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  2. формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  3. воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  4. воспитание аккуратности.

Принцип построения программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  • развивающий  –  2 -3 года обучения для обучающихся 8–13 лет;
  • исследовательский  –  4 год обучения для обучающихся 14–16 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Для реализации программы используются  формы занятий:

Вводное занятие

педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие

педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры

специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру

Занятие по памяти

проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие

детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация

на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Конкурсное занятие

в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия

проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  

проводится для решения нескольких учебных задач

Итоговое занятие

подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 4 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 768часов , в том числе 192ч каждый год.

Возраст обучающихся:

  1. первого года обучения – 6 - 8 лет «Прикосновение» (ознакомительный),
  2. второго года обучения – 8-10 лет «Радужный мир» (развивающий),
  3. третьего года обучения – 11-13 лет «Волшебный мир народного искусства» (развивающий),
  4. четвертого года обучения – 14-16 лет «Я живу на планете земля» (исследоательский).

Наполняемость учебной группы –12 человек.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– понедельник, вторник 1100 - 1420 (на базе МКОУ ДОД «Дом детского творчества»).

- среда, четверг, пятница 920-1030 (на базе МКДОУ ДСКВ №3 «Солнышко»); 1100- 1320  (на базе МКОУ ДОД «Дом детского творчества»).

В процессе деятельности выработалась определённая система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы или авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П. Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

 Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

- Координации и тонкой моторики;

- Умения изображать рисунок в цвете;

- Творческого мышления ребенка;

- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

 Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого, второго и третьего годов обучения по программе. 

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участию в выставках, конкурсах, акциях.

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала

Первый год обучения

  1. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

-фиолетовый цвет?

-зелёный цвет?

  1. Какие цвета относятся к тёплой гамме?
  1. Какие цвета относятся к холодной гамме?
  1. Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
  1. Какие геометрические фигуры ты знаешь?
  1. Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
  1. Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
  1. С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?
  1. Что такое орнамент?

Второй год обучения

  1. Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)
  1. Чем отличается эскиз от композиции
  1. Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?
  1. Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?
  1. Какие линии используются в рисунке?
  1. Что такое линия горизонта?
  1. Чем отличаются акварельные краски от гуаши?
  1. Какие объёмные формы ты знаешь?
  1. Какие цвета являются контрастными?

Третий - Четвертый  год обучения

  1. Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)
  1. Что такое ритм в орнаменте?
  1. Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?
  1. Какие народные промыслы ты знаешь?
  1. Что означает рефлекс в живописи?
  1. Что означает тон в рисунке?
  1. Какие графические материалы ты знаешь?
  1. Что такое стилизация природных форм?
  1. Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?
  1. Что означает техника «гризайль»?
  1. Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)
  1. Что такое ритм в орнаменте?
  1. Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?
  1. Какие народные промыслы ты знаешь?
  1. Что означает рефлекс в живописи?
  1. Что означает тон в рисунке?
  1. Какие графические материалы ты знаешь?
  1. Что такое стилизация природных форм?
  1. Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?
  1. Что означает техника «гризайль»?

Отчетные просмотры  законченных работ обучающихся

Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

Таблица контроля практических умений и навыков

обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года

Фамилия.

имя

ребёнка

Раздел программы

Замечания,

рекомен-

дации

Оценка

по 10-

балльной

системе

Подпись

педагога

Рису-нок

Живо-пись

Компо-зиция

Формы подведения итогов  реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

Критерии и показатели оценки выставочных работ

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Содержание рисунка

Замысел слабо основан на наблюдениях, статичный, стереотипный. Есть пространство, нет светотени.

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но нет динамики, и эмоциональности. Пространство, светотень.

Оригинальный замысел, динамика, эмоциональность, художественное обобщение. Пространство, светотень.

Передача формы

Пропорции искажены. Схематичность.

Верная передача пропорций. Допущены неточности в дета-

лях.

Правильная и точная передача пропорций и деталей формы.

Цвет

Слабые знания основ цветоведения. Не использование оттенков в работе.

Знания основ цветоведения, но редкое использование оттенков, чаще локальные цвета.

Знания основ цветоведения. Использование оттенков в работе

Умение пользоваться различными средствами выразительности

Не умение использования отдельных средств выразительности. Нет самостоятельности в выборе.

Разнообразие средств выразительности, но в выборе нужна подсказка.

Разнообразие средств выразительности. Самостоятельность выбора.

Эстетический вкус, умение видеть красивое

Замечает и видит красивое вокруг, но не в произведениях искусства.

Умение видеть, наблюдать, наслаждаться красотой произведений искусства. Но в изображении и выборе средств нуждается в подсказке взрослого.

Умение видеть, наблюдать и отражать в рисунке красоту природы, используя необходимые средства выразительности. Наслаждаться красотой произведениями искусства.

Знания

10% знания теории программы

50% знания теории программы

100% знания теоретической части программы

Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используются журналы учета детей в системе дополнительного образования.

I этап

Первый  год обучения

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Возраст  6-8 лет

 192 часа

  Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результат.

На данном этапе дети:

  • Знакомятся  с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  •  Изучают основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

Учебно – тематический план

Тема занятий

Количество часов

Теорет.

Практ.

Набор детей в кружок

«Знакомство  с королевой кисточкой» вводное занятие

1

2

«Что могут краски?»

1

6

«Изображать можно  пятном. Кляксография»

1

6

«Осень. Листопад»

1

7

«Силуэт деревьев»

1

7

«Грустный дождик»

1

8

«Красоту можно замечать. Монотипия»

1

7

«Узоры снежинок»

1

8

«Рисуем деревья. Тампование»

1

8

«Зимний лес» (коллективная работа)

1

9

«Снежная птица»

1

8

«Дом снежной птицы»

1

8

«К нам едет Дед Мороз»

1

8

«Ека-Елка»

1

8

«Кто живет под снегом? Граттаж»

1

7

«Красивые рыбки. Метод примакивания»

1

8

«Цирк» (коллективная работа)

1

9

«Волшебная птица весны»

1

8

«Моя мама»

1

8

«Цветы и травы»

1

8

«Бабочки»

1

8

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

3

Аттестационная творческая работа

2

10

Участие в конкурсах

В течение учебного года

Итого

192

Краткое содержание учебных тем

№  

Тема

 Описание

1

Вводное занятие

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра.  

Правильно организованное рабочее место.

Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу.

2

 «Что могут краски?»

 Основные цвета. Радуга.

Изобразительные свойства акварели. Смешение красок.

3

«Изображать можно пятном».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

4

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

5

«Силуэт дерева».

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

6

 «Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

7

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

8

 «Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами

9

Рисуем дерево тампованием.

Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

10

«Зимний лес». коллективная работа

 Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

11

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

12

«Дом снежной птицы».

«Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

13

«К нам едет Дед Мороз».

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.

14

 «Ёлочка – красавица».

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

15

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

16

 «Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

17

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

18

«Волшебная птица весны».

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

19

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

20

«Цветы и травы».

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики».

21

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

22

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

Посещение музея, выставок в течении года

23

Аттестационная творческая работа

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

24

Участие в конкурсах

В течение учебного года

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись, изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления ,названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;  

    

     II этап

Второй год обучения

.

РАЗВИВАЮЩИЙ

Возраст  8-10 лет

 192 часа

В процессе 192 занятий (из которых 11 теоретических и181 практических) дети познакомятся с основными печатными графическими техниками, не требующими специального оборудования. Такими техниками являются следующие: монотипия, акватипия, диатипия, печать с картонного клише, печать губкой, печать заданной формой.

  Все вышеназванные техники печати предполагают два отправных момента — нанесение краски на форму и перенос ее на чистый лист посредством прикосновения к нему рукой или специальным валиком.

  Целью данного этапа является развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения графических печатных техник.Процесс получения оттисков от растений, кружева, ткани, других материалов различных форм вызывает удивление, восхищение детей, обогащение их чувств, что обусловливает стремление к постижению новых приемов творческой деятельности, к созданию выразительных образов.

Учебно-тематический план

№ 

Темы

Количество  часов

Теорет.

Практ.

Набор детей в кружок

    Вводное занятие

1

-

1

Монотипия

1

19

2

Печать растениями

1

19

3

Печать губкой

1

19

4

Печать тканью, кружевом, веревками

1

19

5

Печать заданной формой

1

19

6

Диатипия

1

19

7

Акватипия

1

19

8

Печать с картонного клише

1

19

9

Аттестационная творческая работа (свободная техника)

2

20

10

Подготовка экспозиции выставки

6

11

Экскурсия  в музей

3

12

Оформление работ. Изготовление паспарту

В течении уч. года

13

Открытие выставки. Организация конференции

Конец уч. года

14

Участие в конкурсах

На протяжении уч.года

 

Итого

192

      

Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т. д.

Краткое содержание учебных тем

№  

Тема

 Описание

 

Вводное занятие

Правильно организованное рабочее место.

Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу.

1

Монотипия

Занятие 1. Создание образов насекомых, животных, растений  (10 ч.)

 1. Лист бумаги размером в две ладони согнуть пополам.
 2. На одной из сторон сложенного листа расположить густые капли туши или гуаши нескольких цветов. Возможно использование гуашевых белил.
 3. Другой стороной листа накрыть пятна и слегка прикоснуться к бумаге ладонью.
 4. Развернуть лист. Рассматривая цветовые пятна со всех сторон, постараться найти в их сочетании образ.
5. Дополнить, уточнить тонкой кистью увиденный образ необходимыми элементами.

 Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти.
      Занятие 2. Создание сюжетной композиции на свободную тему (10 ч.)

1. На листе бумаги карандашом сделать рисунок.
2. Подготовить стекло или пластину для печатания. Для этого нанести на них небольшое количество краски, предварительно разведенной «Пиненом».
3. Быстрыми движениями с помощью фотовалика раскатать краску по стеклу или пластине.
4. Положить на влажное от краски стекло подготовленный рисунок изображением вверх.
5. Шариковой ручкой обвести контур рисунка.

 6. Снять лист с изображением со стекла, просушить его на ровной поверхности.
      
Материалы: пластина из пластмассы или стекла размером в лист писчей бумаги (формат А-4); бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения

2

Печать растениями

Занятие 1. Создание композиции из растительных форм (10 ч.)

1. Разложить на газетах листья растений.
2. С помощью валика нанести на них краску.
3. Аккуратно перенести сначала одну форму, а затем и другие на чистый лист бумаги краской вниз.
 4. Накрыть разложенные формы газетой и прокатать сверху валиком.
5. Эти же формы на одном листе отпечатать несколько раз.
      
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная); два фотографических валика: один для накатки краски на формы, другой для соприкосновения форм с бумагой; бумага белая, газеты; растения: трава, листья, плоские цветы.
      
Занятие 2. Создание композиции из растительных  форм (10 ч.)
      Материалы: те же, но добавляется цветная и фактурная бумага (которая может быть слегка тонированной).
При желании в качестве основы для печати можно использовать ткань.
 Возможно также введение в композицию другого цвета.

3

Печать губкой

Занятие 1. Создание образов животных, цветов, птиц ( 10 ч.)
 1. Выложить палочкой или кистью порцию белой гуаши на блюдце.
2. Приготовленной для работы губкой вертикальными движениями вверх-вниз (без использования воды) распределить по блюдцу краску, в результате чего губка впитает в себя небольшое количество белого цвета.
3. Упражнение: такими же движениями вверх-вниз легко и отрывисто прикасаться губкой к поверхности темного листа.
 Получившиеся пятна должны быть легкими и объемными, словно наполненные воздухом.
4. Работа над созданием образа: получающиеся в результате нанесения краски на бумагу пятна-объемы должны напоминать форму животного, птицы или цветка.
5. Тонкой кистью завершить образ, дорисовать детали, а также окружающее пространство.
      
Материалы: темная бумага; белая гуашь; кусочки губки для печатания в виде цилиндрических, прямоугольных или других форм; тонкие кисти.
      Занятие 2. Создание образов птицы, животного, волшебного цветка (10 ч.)

 Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки.

Печать тканью, кружевами, веревками

 Занятие 1. Создание образов сказочных героев — принцев, принцесс, фей, разбойников (10 ч.)

 1. Знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги.
2. Создание в карандаше эскиза образа героя сказки с учетом будущего использования выразительности увиденных фактур.
 3. Перенос эскиза на общий лист.
 4. Создание образа героя (в том числе головных уборов, одежд, других деталей) сказки известными способами передачи фактуры.
      
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.
Занятие 2. Создание образов сказочных героев. Окончание работы (10 ч.)

1. Продолжение печатания основного объема и элементов костюма героя.
 2. Введение дополнительных фактур в объем костюма.
 3. Прорисовывание или печать лица, волос, головного убора.
4. При желании можно придумать свою сказку или объединить созданные образы одной сюжетной линией.
      
Материалы: те же, а также тушь, перо, палочка.

5

Печать заданной формой

 Занятие 1. Создание образа сказочного дворца (города) (10 ч.)
1. Развести на палитре или блюдечке до густоты сметаны гуашь одного цвета.
 2. Прикоснуться готовой формой-штампиком прямоугольной или квадратной формы к краске.
  3. Легким прикосновением к бумаге отпечатать форму. Продолжать прикасаться формой к бумаге, по мере необходимости обмакивая форму в краску. В результате получатся контуры, в которых можно увидеть силуэт дворца, его башенки, стены, балконы и т. д. При печатании спичечным коробком вытянутые прямоугольники можно располагать, комбинируя их вертикальное и горизонтальное положение.
      
Материалы: готовые полые формы-штампики, например: крышка от спичечного коробка, крышка от гуаши, колпачок от фломастера и т. д.; бумага белая или тонированная; шариковые или гелевые ручки, гуашь.
Занятие 2. Создание образа сказочного дворца (города). Завершение индивидуальных работ или коллективная работ (10 ч.)
При коллективной работе:
      1) обсудить образ дворца или города, а также основные пропорции, конструкции;
      2) распределение детей по группам (группа, работающая над фундаментом здания или над фронтонами, крышей и т. д.);
      3) работа по группам;
      4) вырезать здание или его части;
      5) соединить части здания, компонуя образ города;
      6) обсуждение работы, обмен мнениями.
      
Материалы: при коллективной работе необходимы ножницы, клей ПВА; большой лист бумаги для компоновки сказочного дворца (города).

6

Диатипия

Занятие 1. Создание образа летнего пейзажа с несколькими планами (10 ч.)

1. Подготовить рисунок пейзажа в карандашной технике.
 2. Нанести на пластину немного краски и раскатать ее фотоваликом по всей поверхности.
 3. На закатанную пластину положить слегка влажную бумагу, а на нее — подготовленный рисунок.
 4. Переводить, передавливать рисунок лучше шариковой ручкой, чтобы было видно, какие детали уже переведены, а какие нет.
 5. В процессе работы использовать сочетание четких, насыщенных контурных линий, штрихов, выполненных преимущественно на переднем плане с расплывчатыми серыми плоскостями, полученными от легкого прикосновения пальцев к поверхности бумаги (такие поверхности подойдут для изображения дальних планов).
6. Законченную работу снять с пластины и осторожно просушить.
      
Материалы: ровная пластина из пластмассы, стекла или жести; фотовалик, муштабель (палочка из крепкого дерева для поддержания руки в процессе рисования); краска, слегка тонированная бумага, шариковая ручка.
      
Занятие 2. Создание сюжетной композиции в технике диатипии (тема любая) (10 ч.)

  Закрепление умений в использовании данной техники.
      
Материалы: те же.

Акватипия

Занятие 1. Создание образа романтического пейзажа (10 ч.)
1. Нарисовать красками на белой бумаге пейзаж (его размеры должны соответствовать будущему отпечатку).
2. Готовый рисунок накрыть стеклом, на котором еще раз красками повторить изображение. Вместо чистой воды использовать пенящийся мыльный раствор.
3. На высохшее изображение, выполненное на стекле, положить слегка влажный лист белой бумаги.
4. Накрыть белую бумагу газетой и мягко, равномерно прикасаясь ладонью ко всей поверхности стекла, перевести рисунок на бумагу.
5. Отпечаток аккуратно снять и высушить на ровном месте.
      
Материалы: акварель или гуашь, мягкая кисть, гигроскопичная бумага (пористая или специальная акварельная), стекло, мыло, газеты.
Занятие 2. Создание образа романтического пейзажа (10 ч.)
На этом занятии закрепляются умения детей в использовании техники акватипии и выполняется еще несколько работ.
      
Материалы: те же.

Печать с картанного клише

Занятие 1. Натюрморт (10 ч.)
1. Сделать эскиз композиции натюрморта. Определить предметы, которые будут находиться на первом, втором и дальних планах.
2. Все предметы натюрморта вырезать из картона, причем те из них, которые располагаются на дальних планах — в одном экземпляре; предметы второго плана — в двух экземплярах (для получения более высокого рельефа), предметы первого плана — в трех экземплярах (либо из более плотного картона).
3. На рабочую поверхность (это большой лист картона или плотной бумаги) наклеивают сначала фон. Им может быть ткань, нитки, кружево.
4. По типу аппликации на фон выклеивают формы в соответствии с выделенными планами.
5. Композицию просушивают, а затем на нее наносят краску, равномерно распределяя ее валиком или кистью по всей поверхности.
6. Подготовленную к печати поверхность накрывают едва влажным листом бумаги и прокатывают по нему валиком, равномерно нажимая по всей поверхности.
7. Отпечаток снимают и просушивают.
      
Материалы: простой карандаш, типографская краска или обезжиренная масляная краска, или смесь гуаши и туши одного цвета; фотографический валик (или кисть), бумага, картон, клей ПВА, ножницы; материалы для печати — кружева, сеточки, нитки, ткань-рогожка и т. д.
      
Занятие 2. Натюрморт (10 ч.)

 На данном занятии работа завершается. Возможно допечатывание отдельных предметов (например, ткани на переднем плане и т. д.).
      
Материалы: те же.

9

Аттестационная творческая работа (свободная техника)

      Занятия 1—2 (22 ч.)
Создание композиции в наиболее понравившейся печатной технике. Сочетание техник, экспериментирование, изобретение новых приемов работы.

10

Подготовка к экспозиции

Подбор и обсуждение лучших работ. Компоновка их по тематике или по техникам
      1. Обсуждение выполненных работ.
      2. По мере необходимости завершить отдельные композиции, довести их до выставочного уровня с помощью старших участников студии.
      3. Обсуждение завершенных работ. Формирование выставочного фонда.
      
Материалы: краски, бумага, валики и т. д. (6 ч.)

11

Экскурсия в музей

Посещение музея, выставок в течении года (3 ч.)

12

Оформление работ. Изготовление паспорту

 1. Отобранный для экспозиции рисунок положить на белый плотный лист большего размера таким образом, чтобы поля справа и слева были одинаковыми. Поля сверху должны быть немного больше, чем по бокам, а снизу — больше, чем сверху.
2. Обвести графический лист тонким карандашом.
3. Получившуюся на плотном листе рамку сделать меньшего размера, для чего с каждой стороны в глубину рамки отложить 0,8—1 см (бортики) и провести вторую (внутреннюю) рамку.
4. Аккуратно вырезать внутреннюю рамку.
 5. Получившееся паспарту наложить на изображение, которое с оборотной стороны приклеить в углах к паспарту тонкими полосками белой бумаги.
      
Материалы: плотная бумага (ватман), писчая бумага; клей ПВА, ножницы, линейки, простые карандаши

13

Открытие выставки.

 1. Встреча гостей. Знакомство с экспозицией выставки.
 2. Круглый стол. Руководитель студии кратко рассказывает о творческом коллективе

14

Участие в конкурсах

 На протяжении учебного года

Методическое обеспечение

1. Монотипия

 Занятие 1
      Нанося цветные капли краски на одну из сторон сложенного листа бумаги, можно расположить их близко друг к другу с целью дальнейшего слияния. Возможен вариант соединения красок с помощью белил.
      Прикосновение ладони к сомкнутым половинкам листа бумаги может быть и плавным, и резким — в виде хлопка, в результате чего краска разбрызгивается между листами, создавая неожиданные эффекты цвета.
 Занятие 2
      Легкое прикосновение пальцев к поверхности бумаги дает на отпечатке эффект воздушных пятен, которыми можно обозначить тени.
      Обезжирить масляную краску можно следующим образом: на несколько слоев газеты выдавить из тюбика полоску масляной краски. Через два дня максимальное количество масла впитает газета и останется лишь пигментный состав, который при печати не будет оставлять масляного ореола.

      2. Печать растениями      

      Занятия 1—2
      В растительные композиции могут входить разнообразные листья, травы, плоские цветы. Однако необходимо следить за тем, чтобы изображение не было слишком пестрым и имело определенный ритм. Заметим, что выполнение нескольких оттисков с одного элемента без дополнительного нанесения краски создает эффект плановости, т. е. разной степени яркости изображения.

3. Печать губкой

Занятие 1
      При создании образа животного его хвост, уши, лапы также следует «набирать» прикосновением губкой, т. е. печатанием.
      Необходимо следить за тем, чтобы изображение (например, крылья птиц, пушистый хвост, хвост-веер и т. д.) было как бы легким, воздушным, поскольку именно для этого выбран данный печатный материал.
      Выполнять каждую работу следует штампиком одной формы, так как использование разнообразных форм при отсутствии опыта может привести к хаосу в изображении.
Занятие 2
      При создании образа животного или цветка необходимо аккуратно вводить один цвет в другой, не допуская их путаницы или потери воздушного пятна. Перед нанесением очередного цвета предыдущий должен слегка просохнуть. Кроме того, следует избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов — красного с зеленым,
желтого с фиолетовым и оранжевого с синим.

4.Печать тканью, кружевом, веревками

Занятия 1—2
      Сначала дети выполняют упражнение — знакомятся с выразительными фактурами от печатания разными материалами, работая поочередно с каждым из них. В дальнейшем можно использовать наиболее удачные отпечатки, комбинируя их между собой и соединяя с основной печатью на листе. В этом случае композиция будет сделана в смешанной технике.

 5. Печать заданной формой

Занятия 1—2
      При желании следы (кирпичики, кружочки и т. д.), получившиеся от соприкосновения со штампиками, можно закрасить цветом.

6. Диатипия

Занятия 1—2
      Диатипия (от греч. dios — через и typos — отпечаток) выполняется типографскими или обезжиренными масляными красками.
      Приемы получения отпечатка в диатипии существенно отличаются от приемов акватипии и монотипии. Для работы эскиз и бумагу готовят одинаково.
      Чтобы отпечаток был качественным, необходимо подготовить бумагу к печати. Для этого следует замочить листы в воде, через несколько часов вынуть их и положить стопкой между сухими газетами. Если такой возможности нет, можно слегка увлажнить бумагу ватным тампоном или губкой непосредственно перед началом печатания.
      В процессе перевода рисунка необходимо следить за тем, чтобы листы не смещались. Необходимо также помнить, что каждое прикосновение к рисунку оставляет след. С этой целью во время работы лучше опираться на муштабель или специальную деревянную подставку.
      Сочетание четких линий и дымчатой поверхности от прикосновения пальцев обогатит отпечаток.

7. Акватипия

Занятия 1—2
      Акватипия (от лат. aqua — вода и греч. typos — отпечаток) — одна из печатных графических техник.
      По стеклу лучше рисовать густым, насыщенным и пенистым раствором красок. Высыхая, пена создает своеобразную фактуру, от которой зависит оригинальность отпечатка.
      Заметим, что от других техник плоскостного печатания акватипия отличается тем, что краски, нанесенные на стекло, должны высохнуть, но лист остается влажным. Переводя рисунок со стекла на бумагу, необходимо следить, чтобы бумага не сдвинулась и все детали композиции полностью отпечатались.

 8. Печать с картонного клише

Занятия 1—2
      Детям следует напомнить, что изображение натюрморта получится зеркальным. При выклеивании предметов натюрморта необходимо помнить о том, что предмет, который ближе, т. е. на первом плане, делается более выпуклым, рельефным.
      Чтобы получить состав для печати из туши и гуаши, необходимо гуашь развести до густоты сметаны не водой, а тушью. В смеси должно быть больше туши.
      После получения отпечатка можно дорисовать и уточнить детали, которые плохо отпечатались.

10. Подготовка экспозиции выставки

      Организовывается просмотр работ всех участников группы. Для этого на полу по периметру всего помещения студии раскладываются рисунки.
      Дети выбирают наиболее выразительные композиции, аргументируя свой выбор. Обращается также внимание на работы, требующие завершения. Педагог строит обсуждение таким образом, чтобы среди участников творческого коллектива нашлись дети, которые захотели бы помочь тем, кто хочет довести работу до более высокого уровня выразительности. Таким образом, во время обсуждения формируется группа «художников-консультантов».

11. Оформление работ. Изготовление паспарту

При оформлении работ в паспарту необходимо учитывать следующее: если изображение имеет большую выраженность по горизонтали, тогда для паспарту выбирается горизонтальный лист, если изображение вытянуто по вертикали, паспарту тоже должно быть вертикальным.
      Приклеивать изображение к паспарту следует клеем ПВА очень аккуратно и следить за тем, чтобы паспарту было ровным, без складок и заминов. Вырезанное в паспарту окошко получается примерно на один сантиметр меньше изображения по высоте и ширине.

               
            К концу второго  года обучения ребёнок будет:

  • иметь первоначальные представления об изобразительном искусстве.
  • иметь первичные умения в изображении простейших форм.
  • уметь передавать настроение в работе.

            Сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельности. Сформировано умение доводить начатое дело до конца, доброжелательно оценивать свою и чужую работу.

III  этап

Третий  год обучения

.

Развивающий  

       

Возраст  11-13 лет

 192 часа

Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.

      Цель занятий по программе «Волшебный мир народного искусства» — воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

      Особенно плодотворным  является общение детей с подлинниками изобразительного фольклора в процессе беседы по истории искусства, прогулок и наблюдений природы, экскурсий в музеи и, конечно, работы над собственными творческими (индивидуальными и коллективными) композициями. При таком подходе произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства удается показать включенными в целостную картину и культурных, и природных особенностей родного края, соединить с фольклором музыкальным, поэтическим.


Учебно – тематический план

№ 

Темы

Количество часов

Теорет.

Практ.

Набор детей в кружок

Вводное занятие

1

2

1

 В  мире сказок ;

5

50

  1. «Гуси – лебеди»

1

10

  1. «Сказка о царе Салтане,  о сыне его о славном и могучем богатыре князе Гвидне Салтановича и о прекрасной царевне Лебеди»

1

10

  1. «Яблочко по блюдечку»

1

10

  1. «Аленький цветочек»»

1

10

  1. Конек - горбунок»

1

10

2

Город мастеров :

6

50

  1. Изразцы

1

10

  1. Игрушки и игры  в Древней Руси

1

8

  1. Жостовские чудо - подносы

1

8

  1. Гжель  - синяя сказка

1

8

  1. Городецкая роспись

1

8

  1. Хохлома

1

8

3

Я в мире народного искусства:

8

52

  1. Солярные  и лунарные знаки

2

13

  1. Конь – солнце

2

13

  1. Скоморохи

2

13

  1. Праздники в Древней Руси

2

13

4

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

На протяжении уч. года

5

Аттестационная творческая работа

2

16

6

Участие в конкурсах

На протяжении уч. года

Итого

192

Краткое содержание учебных тем

№  

Тема

 Содержание  

 

Вводное занятие

 

Правильно организованное рабочее место.

Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу.

  1. В мире сказок  (55 часов)

1.1

«Гуси-лебеди», русская народная сказка

(11 ч.)

      Коллективное рассказывание сказки и ответы на вопрос: «Чему научилась девочка во время поисков брата?»; ознакомление с разнообразием мира птиц, наблюдение за дикими и домашними птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, пластическая игра на свежем воздухе «Летят Гуси-лебеди» (дети по команде преподавателя изображают сказочных птиц — как летит стая, как птицы вьют гнездо, кормят птенцов); выявление отличий разных пород деревьев, сказочных и реалистических изображений яблони.
      
Практическая работа:

1. выполнение зарисовок деревьев на пленэре,

2. составление тематической композиции «Чудо-яблоня»,

3. создание коллективного панно «Гуси-лебеди».
      
Материалы: краски (гуашь или акварель), кисти, бумага разного формата и фактуры, текст сказки.

1.2

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкина.

(11 ч.)

      Чтение по ролям «Сказки о царе Салтане...» и беседа о ней; анализ сказочного города — атмосферы, разных покрытий и венцов архитектурных сооружений, деревянных и белокаменных построек; анализ костюмов царя, царицы, царевны Лебеди, князя Гвидона, бояр (их богатство и многослойность).
      
Практическая работа: 

1. моделирование пространства города в сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (аппликация и красочное изображение) коллективной композиции «Город князя Гвидона».
      
Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, краски, кисти, бумага.
      
Зрительный ряд: иллюстрированные пособия по древнерусской архитектуре.

1.3

«Яблочко по блюдечку», русская народная сказка

(11 ч.)

      Пересказ текста сказки руководителем кружка, формирование представлений о блюдечке как окне в мир, изучение композиции в круге и ее особенностей, орнамента как части композиции.
      
Практическая работа:

1. роспись сказочного блюдца — создание рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица, катая яблочко по блюдечку?».
      
Материалы: краски, кисти, деревянные заготовки.

1.4

«Аленький цветочек» С. Аксакова

(11 ч.)

      Чтение вслух отрывков из сказки и пересказ остального текста детьми и преподавателем, наблюдение на улице (в саду, парке, на клумбах на территории лагеря) за разнообразием цветов, проведение беседы о выражении настроения в искусстве.
      
Практическая работа:

1. зарисовки с натуры (на пленэре) различных цветов и трав;

2. создание живописной композиции на тему сказочные цветы.
      
Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага разного формата.

1.5

«Конек-горбунок» П. Ершова. 

(11 ч.)

      Чтение сказки вместе с детьми, акцентирование внимания на образах волшебных персонажей. В процессе беседы дети отвечают на вопросы: «Что необычного, чудесного в сказочных действующих лицах? Какой персонаж вам больше всего нравится? Почему?» Дети повторяют особенности древнерусского костюма, рассматривают иллюстрации к сказке, осваивают особенности графического изображения.
      Практическая работа: 

1.создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка, чуда-юда рыбы кита, девицы-красавицы и др.).
      Материалы: черная или коричневая тушь, маркер, гелевая ручка или фломастер, бумага А2

  1. Город мастеров  (56 часа)

2.1

Изразцы

(11 ч.)

      Показывая наглядные материалы, фотографии, выполненные им самим зарисовки, преподаватель демонстрирует русские рельефные муравленые и неокрашенные изразцы XVI в., расписные изразцы XVIII в., рассказывает о том, что же они украшали, обращает внимание на затейливость изображения сказочных персонажей (животных и растений) на изразцах.
      Практическая работа:

1. выполнить несколько графических зарисовок изразцов,

2.коллективное панно «Изразцовая печь», роспись изразцов, лепку рельефных изразцов.

Дети пробуют лепить из глины или пластилина изразцы и украшения по старинным образцам. Затем каждый ребенок, ощущая себя мастером, сочиняет свой неповторимый сюжет и расписывает изразец.
      В конце занятия можно собрать чудо-печь из отдельных изразцов, наклеив их на большой лист бумаги, и использовать, например, при проведении праздника.
      
Зрительный ряд: репродукции или фотографии изразцов, а также памятников архитектуры, украшенных изразцами; нарисованные или вылепленные самим преподавателем из пластилина (глины) наглядные образцы.
      
Материалы: пластилин или глина, краски, картон, плотная бумага.

2.2

Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка

(9 ч.)

По возможности продемонстрировать народные игрушки из разных материалов и объяснить функции игрушек в Древней Руси и в наше время, а также какой была кукла в старину, почему у нее не было лица. Соломенная игрушка как самая простая в изготовлении. Богородская игрушка и ее особенности.
      
Практическая работа: 

а) создание коллективного панно «Игрушки»: дети делают красочное изображение любой старинной игрушки.  Каждый ребенок создает свой рассказ-обоснование, как играть с изображенной им игрушкой;

б) изготовление игрушек из природного материала: соломенной куклы, ежика из шишки и др.
      Потом рекомендуется провести пластическую игру «Я — игрушка» (перевоплощение детей в различные игрушки). Русская народная игра «Бояре» удачно завершит занятие, дав возможность детям успешно совмещать труд и отдых.
      
Материалы: краски, кисти, бумага, ножницы, картон, природные материалы (солома, шишки, пластилин, поленья).
      
Зрительный ряд: несколько глиняных, соломенных, деревянных и тряпичных народных игрушек.

2.3

Жостовские чудо-подносы

(9 ч.)

Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности. Прослушивание фрагмента «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. «Волшебные цветы» — танец-импровизация под музыку П. Чайковского. Рассказ учителя о технологии изготовления волшебных подносов в Жостово.
      
Практическая работа: 

1.создание своего подноса (роспись бумажной тарелки с переносом на заготовку) по мотивам жостовской росписи;

2.создание коллективной работы «Чудо-поднос» (коллективная работа  на деревянной заготовки).
      
Материалы: бумажные тарелки или картонные шаблоны круглой и овальной формы, кисти (толстая и тонкая), краски (обязательно гуашь или темпера), жостовские подносы любых форм и размеров или репродукции с их изображениями.
      
Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

2.4

Гжель — синяя сказка

(9 ч.)

Демонстрация изделий гжельского промысла. История создания гжельского фарфора. Секрет гжельской росписи: сплошной мазок, мазок с тенями. Основные виды изделий и наиболее распространенные сюжеты росписи гжельского фарфора.
      
Практическая работа: 

1.выполнение упражнений для освоения технических приемов гжельской росписи.

Изображение сказочной птицы или животного по мотивам гжельской росписи,

3.составление коллективного панно «Цветы и птицы».
      
Материалы: краски, кисти, картон, ватман.
      
Зрительный ряд: произведения гжельских мастеров.

2.5

Городецкая роспись.

(9 ч.)

      Беседа о важности украшения различных предметов быта. Мотивы городецкой росписи: основные краски, используемые мастерами; технология производства, особенности композиционного решения.
      Практическая работа:

1.выполнение упражнений на бумаге по мотивам городецкой росписи

2.выполнение декоративной композиции и роспись деревянной заготовки.
      Материалы: доски или другие деревянные заготовки, гуашь, бумага, кисти, лак.
      
Зрительный ряд: образцы городецкой росписи (деревянные изделия или репродукции).

2.6

Хохлома

 (9 ч.)

      Беседа о важности украшения различных предметов быта. Мотивы хохломской росписи: основные краски, используемые мастерами; технология производства, особенности композиционного решения.
      Практическая работа:

1.выполнение упражнений на бумаге по мотивам городецкой росписи

2.выполнение декоративной композиции и роспись деревянной заготовки.
      Материалы: доски или другие деревянные заготовки, гуашь, бумага, кисти, лак.
      
Зрительный ряд: образцы хохломской росписи (деревянные изделия или репродукции).

  1. Я в мире народного искусства (60 часов)

3.1

Солярные и лунарные знаки

(15 ч.)

Солнце — одно из главных стихийных божеств славян, пробуждающее земную жизнь, творец урожаев, каратель всякого зла. Солнце и Месяц — родственные знаки (брат и сестра, супруги). Слова, обозначающие солнце: светлое, красное, чистое. Предания о Солнце как о божестве. Использование солярных знаков в декоративно-прикладном искусстве.
      
Практическая работа:

1. сочинение детьми своих собственных знаков, обозначающих солнце, луну, звезды;

2.создание декоративной коллективной композиции на основе солярных и лунарных знаков.
      
Материалы: краски, кисти, картон, ватман.
      
Зрительный ряд: репродукции изображений солярных и лунарных знаков в разных видах декоративно-прикладного искусства

3.2

Конь-солнце

(15 ч.)

Образ коня-солнца на Руси в украшениях русской избы. Конь-охлупень — оберег русской избы; кони в росписи крестьянской утвари, в глиняной игрушке (разные промыслы).
      Практическая работа:

1. живописное изображение на тему коня-солнца,

2. выполнение панно на тему «Кони у пруда» и т.д.
      Материалы: гуашь, кисти, ватман.

      Зрительный ряд: несколько изображений коня в разных видах декоративно-прикладного искусства.

3.3

Скоморохи

(15 ч.)

      Народный и кукольный театр на Руси, его герои и их характерные особенности. Русские народные музыкальные инструменты; по возможности прослушивание ребятами их звучания в записи или демонстрация какого-либо инструмента (дудочка, домра, балалайка, сопелка, бубен и др.); музыкальная импровизация детьми на данном инструменте. Прослушивание отрывков из балета И. Стравинского «Петрушка», определение характера народного героя в музыке.
      
Практическая работа: 

1.выполнение эскиза костюмов скоморохов;

2. изготовление масок.
      
Материалы: краски, кисти, бумага разной фактуру.
      
Музыкальный ряд: И. Стравинский. Балет «Петрушка».

3.4

Праздники в Древней Руси (летние): Троица, Иван Купала, Русалии, праздник урожая и др.

(15 ч.)

      Изучение истории древнеславянских и христианских праздников, подготовка к художественному событию (итоговому празднику кружка), проведение какого-либо летнего праздника в зависимости от месяца года.
           
Практическая работа:

1. создание живописной композиции на тему «Славянские праздники»;

2. изготовление костюмов, украшений (бусы из рябины, венки из цветов), деревянных оберегов для праздника.

      Материалы: краски, кисти, бумага, природный материал (живые цветы, ягоды рябины, травы, шишки, ветки, ракушки и т. д.).
      
Музыкальный ряд: русские народные песни (в том числе в исполнении ансамбля «Кострома»).

4

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

5

Аттестационная творческая работа (18ч.)

Свободный выбор тем и материалов

6

Участие в конкурсах

Обучаемые третьего года обучения

Должны знать:

  • основные законы композиции;
  • пропорции фигуры и головы человека;
  • различные виды графики;
  • основы цветоведения;
  • свойства различных художественных материалов;
  • основные жанры изобразительного искусства;

Должны уметь:

  • работать в различных жанрах;
  • выделять главное в композиции;
  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.

у них получат развитие обще учебные умения  и личностные качества:

  • умение воспринимать конструктивную критику;
  • способность к адекватной самооценке;
  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  • трудолюбие, упорство в достижении цели;
  • эмпатия, взаимопомощь.

IV этап

Четвертый год обучения

.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Возраст  14-16 лет

 192 часа

Целью данного этапа программы заключается в том,  чтобы развить толерантное мирровоззрение  ребенка через освоение  мирового пространства и культуры  разных народов мира.

      Занимаясь по данной программе, ребята научатся находить сходство и различие в культуре разных народов мира; передавать эпоху в искусстве через предметную среду; определять связь характера, формы и колорита природных объектов с их местонахождением в мировом пространстве. Сказка и отображение в ней традиций, истории и искусства народов мира занимает в программе одно из ведущих мест, так как знакомство детей с волшебным миром сказок развивает их фантазию, помогает расширить представление о традиционных героях, характерных занятиях сказочных персонажей и среде их проживания.

    Программа опирается на предложенное Б. Юсовым модульное сочетание искусств со сменой их доминирования у детей среднего и старшего звена с учетом преимущества у детей разного возраста определенных видов художественного мышления.

Учебно – тематический план

№ 

Темы

Количество часов

Теорет.

Практ.

Набор детей в кружок

Вводное занятие

2

1

1

Дания, Голландия, Швеция, Норвегия

1

11

2

Великобритания

1

17

3

Италия

1

14

4

Испания

1

14

5

Франция

1

17

6

Германия

1

5

7

Греция

1

17

8

Путешествие по знойной Африке

1

8

9

Китай

1

17

10

Индия

1

5

11

Япония

1

17

12

Америка

1

8

13

Австралия

1

2

13

Семь чудес света

1

5

14

Путешествие в далекое прошлое

1

2

15

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

3

16

Аттестационная творческая работа

2

10

17

Участие в конкурсах

На протяжении уч. года

 Итого

192

Краткое содержание учебных тем

№  

Тема

 Содержание  

 

Вводное занятие

 

Правильно организованное рабочее место.

Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу.

Дания, Голландия, Швеция, Норвегия (12 ч.)

1

а

Морской пейзаж как основная среда скандинавских стран

восприятие картин И. Айвазовского, Ф. Васильева, Н. Рериха, изображающих морскую стихию; различие кораблей у разных народов мира; скандинавские и русские корабли). Создание живописной композиции на тему

б

Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и композиция «Лебедь»

Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и создание декоративной композиции «Лебедь». передача изменения настроения сказки через цвет. Знакомство со сказкой «Русалочка» (картина подводного мира в разных видах искусства) и выполнение композиции

Великобритания   (18 ч.)

2

а

«Таинственный замок».

Замки и крепости. Живописная композиция.

б

Фантазия на тему «Праздник эльфов»

Сказочный мир Англии: эльфы, феи, хоббиты, друиды в сказках разных писателей. Сочинение эльфийского или какого-либо другого алфавита путем знакомства с графическим обликом алфавита разных стран.

в

Коллективное панно «Конный турнир»

Геральдика. Составление ребенком личного герба и девиза. Рыцарские турниры. Создание коллективного панно «Конный турнир», изображение конных всадников в движении

Италия (15 ч.)

3

а

Венеция — город на воде

Рисование по представлению, создание проекта чудо-лодки. Карнавал в Венеции: конструирование маски.

б

Легенда о Ромуле и Реме.

Рисование по представлению на тему этой легенды.

в

Бой гладиаторов

Чтение отрывков из романа Р. Джованьоли «Спартак». Демонстрация отрывков из фильмов «Гладиатор», «Спартак», а также фотографий Колизея. Создание живописной композиции человека в движении, динамики битвы.

Испания (15 ч.)

4

а

Фламенко, костюм для фламенко. Композиции «Танец».

Прослушивание «Болеро» М. Равеля и создание танца-импровизации, а затем живописной композиции

б

Коррида.

Чтение отрывков из романа Э. Хемингуэя «Фиеста». Коррида в произведениях известных художников и писателей. Выражение ребенком в живописной композиции своего взгляда на эту жестокую традицию.

в

Испанский веер.

Конструирование и роспись бумажного веера.
 
Материалы: краски, кисти, бумага; бумага, ножницы, клей.

Франция (18 ч.) 

5

а

Версаль

Планировка парка. Создание живописной фантазии на тему парка

б

Композиция на тему

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» и выполнение композиции на тему; знакомство со сказкой «Спящая красавица» и передача ребенком в художественном образе характера и настроения злой и доброй фей, а также заколдованного и расколдованного замков.

в

Лувр

виртуальное знакомство с музеем. Изучение того, какие картины хранятся в музеях (жанры). Создание живописной фантазии «Музей будущего».

Германия (6 ч.)

6

а

Композиция на тему

Чтение сказки братьев Гримм «Король-дроздобород» и выполнение эскиза глиняного горшка; знакомство со сказкой «Белоснежка и Краснозорька» и изображение (декоративное или с натуры) красных и белых кустов роз. «Бременские музыканты»:

оживотворение сказки словом и движением, графическое изображение героев сказки.

Греция (18 ч.)

7

а

Мифы и легенды Древней Греции

Происхождение мира и богов (сравнение с другими легендами о происхождении мира). Олимп: пантеон древнегреческих богов и героев. Показ педагогом репродукций статуй Афины, Артемиды, Ники, Аполлона и Зевса и рассказ о том, что изначально статуи были решены в цвете и украшены яркими орнаментами. Однако монохромный мрамор дошедших до нас скульптур обладает своей красотой. Лепка человека по мотивам древнегреческих статуй (педагог предлагает детям решить, как они хотят вылепить свои фигуры — монохромно или полихромно);
      — Орфей и Эвридика. Облик героев Древней Греции: одежда, прически, каноны красоты. Создание живописной композиции по мотивам мифа (по представлению);
      — мифы об Аполлоне. Выполнение эскиза музыкального инструмента Аполлона;
      — Арахна. Создание узора из тонких линий, имитирующих паутину

б

Греческий город (Афины, Дельфы и др.)

Связь архитектуры и природной среды, «вмещающий ландшафт» (Л. Гумилев, Г. Гачев). Три античных ордера, их общность и различие. Изображение детьми древнегреческого храма, посвященного любимому греческому богу, по представлению. Учитывание связи характера выбранного божества и облика архитектурной постройки, декоративного убранства.

в

Олимпийские игры

Продолжение темы «Человек в движении». Создание композиции «Соревнования древнегреческих атлетов».

г

Греческая вазопись

Изучение формы греческих сосудов (кратер, амфора, пиксида и др.). Краснофигурная и чернофигурная роспись. Сюжеты росписи ваз: мифы, сцены из жизни древних греков, геометрические узоры, животный мир и др. Коллективное создание эскизов росписи ваз, сочинение собственного сюжета и его воплощение на картонных вазах-шаблонах, которые затем можно будет использовать в различных постановках.

Путешествие по знойной Африке (9 ч.)

8

а

Пейзаж

Разнообразие природы (пейзажа). Теплый и холодный колорит (сравнение африканского пейзажа с русским). Рассматривание фотографий пейзажа.

б

Животные

Выполнение коллективного декоративного панно.

в

Занятия населения Африки.

Праздники народов Африки (отличие от русских праздников). Народная одежда. Сочинение и проектирование костюма для африканцев; выполнение ритуальной росписи цветными мелками (боди-арт).

Китай (18 ч.)

9

а

Китайский календарь

Стилизованное изображение 12 животных китайского календаря; их значение и характер в китайской мифологии

б

Храм

Китайский храм и его изображение в народном творчестве.

в

Китайский фарфор.

Создание эскиза чашки и ее роспись в китайском стиле.

Индия (6 ч.)

10

а

Индийский национальный костюм.

Моделирование сари.

б

Древние верования и мифы Индии

Создание маски индийского божества.

Япония (18 ч.)

11

а

Японские иероглифы

 Дети придумывают свои иероглифы и их символическое значение.

б

Цветущая сакура 

Символ Японии. Декоративное изображение цветущего дерева. Составление икебаны из живых цветов.

в

Оригами

Значение в японском искусстве. Складывание фигурки журавля из бумаги.

Америка (9 ч.)

12

а

«Мы в стране индейцев»

Создание своего тотема, эскиза костюма индейца или индианки, конструирование индейского головного убора, выполнение психологического портрета шамана или вождя племени.

б

Современная Америка.

Составление коллажа с использованием фотографий из журналов и газет.

Австралия  (3 ч.)

13

Животные

Выполнение коллективного декоративного панно.

Семь чудес света (6 ч.)

14

Знакомство с чудесами света (древними и современными). Создание индивидуального проекта восьмого чуда света.

Путешествие в далекое прошлое (3 ч.)

15

Легенды разных народов мира о происхождении Земли. Создание своей версии и ее художественное воплощение.

16

Аттестационная творческая работа (12 ч.)

17

Участие в конкурсах

Обучаемые четвертого года обучения

Должны знать:

  • изобразительное искусство сран мира,
  • владеть основными изобразительными техниками и приемами и декоративно-прикладной работы,
  • законы композиции, перспективы и стилизации,
  • пользоваться специальной литературой с целью получения новых знаний в области искусства.

Должны уметь:

  • Умение доводить работу до полного ее завершения,
  • Различать  художественные  произведения по странам и континентами,
  • Грамотно и правильно использовать оформительские навыки и знания,
  • Критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.

Воспитанники получат развитие обще учебные умения  и личностные качества:

  • умение воспринимать конструктивную критику;
  • способность к адекватной самооценке;
  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  • трудолюбие, упорство в достижении цели;
  • эмпатия, взаимопомощь.

        

Методические рекомендации

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;
  • основные жанры живописи;
  • наш вернисаж;
  • богатства земли Русской;
  • техника безопасности;
  • как прекрасен этот мир;
  • информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.

Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей. Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.

Список литературы:

  1. Алексеева, В.В.  Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973. – Вып. 1. -162с.
  2. Аксенова, Ю.- Цвет и линия./ М. Левидова. – М.: Советский художник, 1986. – 256с.
  3. Вагнер, Л.А. С веком наравне. – М.: Молодая гвардия, 1966, -316с.
  4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 245с.
  5. Герань, И. Удивительные животные. – М.: Мир, 1985. – 207с.
  6. Горяева, Н.А.- Изобразительное искусство / Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.
  7. Горяева, Н.А.- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. / Неменская, Л.А.-  М.: Просвещение, 2008. – 144с.
  8. Гросул Н. Н. программа дополнительного образования «Студия изобразительного творчества».
  9. Дмитриева, Н.А. Античное искусство./ Л.И. Акимова.– М.: Детская литература, 1988. – 256с.
  10. Каменева, Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1971. – 230с.
  11. Каменева, Е. Твоя палитра. – М.: Просвещение, 1963. – 120с.
  12. Левин С. А. Программа дополнительного образования « Рисунок и живопись».
  13. Нейхардт, А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.: - Правда, 1990. – 576с.
  14. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты  изображаешь, украшаешь, строишь. М.: Просвещение, 2008. -111с.
  15. Неменская. Л.А. Изобразительное искусство.  Каждый народ художник. М.: Просвещение, 2007. – 158с.
  16. Немилова, И.С. Загадки старых картин. - М.: Изобразительное искусство, 1989. – 350с.
  17. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. // под рук. Б.М. Неменского М.: Просвещение,  2005. – 139с.
  18. Смирнова, Р. - Уроки рисования./ И. Миклушевская.  – М.: Издательство Астрель, 2000. -224с.
  19. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – 126с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"

Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....

Праздничная программа "Весенняя капель"

Праздничная программа для детей 10-16 лет. Цель: активизация познавательно-творческих способностей; развитие мыслительных операций; формирование коммукативных навыков....

Праздничная развлекательная программа-концерт "Весенняя капель" (8 марта) для 2-3 классов

Праздничная развлекательная программа-концерт "Весенняя капель" (8 марта) для 2-3 классов...

Презентация:"Современные методы оценивания творческих результатов в рамках обучения по дополнительной общеобразовательной программе « Танцевальная капель»"

слайд  2 слайд    3 слайд Согласно современным требованиям, методов оценивания творческих результатов в рамках обучения  на занятиях по дополнительной общеобразовательной...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная капель».

В век компьютерной техники и электроники музыка, как вид искусства теряет свою великую силу. В наше время модны такие течения как pop-caver, ремикс, компьютерная музыка с бездушным выстукиванием ритма...

Рабочая программа музыкальная капель

Программа , себестоимость...