Проект «АБВГДейка – речевая семейка»
проект

Киселёва Надежда Васильевна

Повышение педагогической культуры родителей в развитие речи детей и сплочение в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Буратино»

        

Проект

«АБВГДейка – речевая семейка»

Руководитель проекта и автор:

Киселёва Надежда Васильевна

Тарко-Сале

Тема: «АБВГДейка – речевая семейка»

ЦЕЛЬ: Повышение педагогической культуры родителей в развитие речи детей и сплочение в совместной деятельности.

ЗАДАЧИ:

•        Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах  организации речевого развития детей;

•        Помочь создать родителям благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

•        Формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;

•        Создать развивающую образовательную среду в условиях детского сада, стимулирующую речевое развитие детей;

•        Создать модели взаимодействия детского сада и семьи в речевом развитии детей. Перевести родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в развитии речи детей, сотрудничестве учителя-логопеда и педагогов группы.

Руководитель проекта и автор:

Киселёва Надежда Васильевна, учитель-логопед

Соавтор проекта:

Терехова Наталья Анатольевна, воспитатель

 Тип проекта: практико-ориентированный

Объект проекта: речевая сфера детей дошкольного возраста.

Предмет проекта: повышение культуры родителей в речевом развитии детей.

Состав участников: старшая (речевая) группа детей, родителей и педагогов.

По характеру контактов: в рамках детского сада

Прогнозируемые результаты:

•        Повышение темпа развития речи детей в целом, за счет совместной деятельности родителей и педагогов;

•        Улучшение эмоционального благополучия детей;

•        Целостное воздействие на речевую систему;

•        Речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности;

•        Потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в речевой деятельности;        

•        Навыки коммуникативного общения;

•        Улучшение качеств подготовленности детей к школьному обучению

Длительность проекта: 1 год

Сроки реализации проекта – 01.10.2017– 01.06.2018 г.

Творческий проект «АБВГДейка – речевая семейка» выполнен на базе МБДОУ «ДС КВ «Буратино» г. Тарко-Сале

Оглавление:

Пояснительная записка……………………………………….. 5

Содержание проекта ………………………………………….. 9

Заключение…………………………………………………….. 14

Литература……………………………………………………... 15

Пояснительная записка

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней

                                                                                                   чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

                                                         Е.Щукина              

Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

       Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

       Самые близкие люди для ребенка – это его родители. Они лучше знают своего ребенка, понимают каждый взгляд, движение, всегда рядом в трудную минуту. Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешным в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счет уменьшения общения с детьми. Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующие  речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребенка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Сегодня у многих детей к 5годам уровень речевого развития  ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Актуальность обусловлена  о необходимости больше внимания уделять именно развитию детей этого возраста, ведь именно он благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интересов ко всему, что нас окружает.  Приоритетным направлением работы детского сада является предупреждение и коррекция нарушения устной речи.

        Эта проблема  подвела  к мысли о необходимости организации проекта «АБВГДейка-речевая семейка», где бы родители могли получить необходимые рекомендации от учителя-логопеда, педагогов  в развитии речи у детей. Отличительной индивидуальностью  и новизной проекта является взаимодействие учителя-педагога, воспитателей группы с семьями воспитанников, объединения усилий для успешного речевого развития каждого ребенка группы; формирования у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребёнка.

Целью проекта – является:  Повышение педагогической культуры родителей в развитие речи детей и сплочение в совместной деятельности.

Задачи:

•        Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах  организации речевого развития детей;

•        Помочь создать родителям благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

•        Формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;

•        Создать развивающую образовательную среду в условиях детского сада, стимулирующую речевое развитие детей;

•        Создать модели взаимодействия детского сада и семьи в речевом развитии детей. Переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в развитии речи детей, сотрудничестве учителя-логопеда и педагогов группы.

Прогнозируемые результаты:

•        Повышение темпа развития речи детей в целом, за счет совместной деятельности родителей и педагогов;

•        Улучшение эмоционального благополучия детей;

•        Целостное воздействие на речевую систему;

•        Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

•        Потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в речевой деятельности;        

•        Навыки коммуникативного общения;

•        Улучшение качеств подготовленности детей к школьному обучению.

Гипотеза: Мы предполагаем, что если наш проект будет выполнен в полном объеме, он способствует лучшему усвоению знаний и их  интегрированию во все виды деятельности.

Проект опирается на научные принципы ее построения:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • Принцип интеграции образовательных областей социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие и особенностями воспитанников;

Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

  • Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • Уважение к личности ребенка со стороны всех участников проекта.

Структура проекта

этапы

мероприятия

участники

I этап

Подготовительный

Сентябрь

Выбор тематики проекта, постановка цели, задач, формирование основных идей, замыслов.

Формирование проектной группы

Учитель-логопед

воспитатели,

родители

II этап

Поисковый

октябрь

-создания речевого центра в группе;

- сбор и систематизация материалов: подбор

литературы, иллюстративного и видеоматериала по теме «речевое развитие детей 5 лет»;

- дидактические, настольные игры;

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети

III этап

Обобщающий

Февраль-апрель

Развитие артикуляционной моторики

Ежедневные речевые гимнастики;

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;

Сказочные истории о Язычке;

Сопряженная гимнастика языка и пальцев

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковый игротренинг;

Ручной труд, лепка, аппликация, раскраски, шнуровки, штриховки

Дыхательная гимнастика

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Развитие интонационной стороны речи, закрепление и автоматизация

Проговаривание и сочинение чистоговорок, скороговорок;

Театрализация сказок, диалогов животных;

Речевые физминутки

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети

IV этап

Представление полученных результатов

апрель

Презентация проекта.

Обобщение материалов, отчётов о выполненной работе.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

Содержательная часть проекта

         Работа по взаимодействию учителя-логопеда, педагогов группы с родителями воспитанников группы выстраивается в процессе личностно-ориентированного общения. Содержательной основой общения является индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка группы, полученные в результате обследования в начале учебного года и запроса родителей. Первая встреча учителя-логопеда планируется  в начале учебного года.

 Цель:

-    познакомить родителей с  характеристикой речи детей 5- 6 лет;

- донести до родителей результаты обследования речевого  развития ребенка;

- заручиться их поддержкой в последующей работе.

Беседы проводятся с каждой семьей индивидуально согласно графика посещения учителя-логопеда в удобное время для родителей.

             Работа проекта «АБВГДейка – речевая семейка» планируется согласно плану работы, где предусмотрены групповые занятия с родителями и детьми (2 раза в год), подгрупповые (3 раза в год), индивидуальные беседы (5). В случае необходимости (по желанию родителей) проводятся промежуточные встречи-консультации. В процессе беседы с родителями,  учитель-логопед, воспитатели  тактично рассказывают о сильных и слабых сторонах речевого развития ребенка, просят близких поделиться своими наблюдениями за речью ребёнка  (что радует, что огорчает), а также разрабатывается план совместных действий по развитию речи на учебный год, даются конкретные рекомендации и задания родителям для  их ребенка, назначается следующие встречи.

         Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребенка (с чем он справился, что еще вызывает трудности); обязательную реакцию педагогов на участие родителей в выполнении намечанные задания выполнили (не выполнили, выполнили частично), добились (не добились) положительных результатов; с момента последней встречи родителей и педагогов; корректировку (если есть необходимость) намеченного при первой встречи плана совместной деятельности по развитию речи ребенка; назначение примерной даты встречи.

Основные формы работы с родителями.

  • Беседы за круглым столом (групповые, подгрупповые, индивидуальные)
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Папки-передвижки, буклеты и др.
  • Подбор методической литературы
  • Конкурсы
  • Викторины

Все эти формы помогают сделать проект «Абвгдейка – речевая семейка» более интересным и эффективным, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолеванию недостатков развития речи у детей. .

Организация коррекционно-речевой работы учителя-логопеда

  • Консультативная работа с воспитателями
  • Коррекционно-развиающая работа с детьми
  • Консультативно-координирующая работа с родителями

На индивидуальных практикумах родители получают более подробную консультацию; наблюдают, какие методы и приемы использует учитель-логопед над разрешением выделенных речевых проблем; разучивают необходимые дидактические игры, осваивают приемы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребенком под ненавязчивым контролем и руководством учителя-логопеда; делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей. За круглым столом обсуждаются следующие вопросы: «Зачем языку делать зарядку», «Почему сначала звуки, а потом буквы», «Как руки помогают язычку», «Как сделать речь грамотной», «Поговорим о связной речи» и др. Педагоги создают специальный фонд материалов, которыми обеспечиваются взрослые и дети для работы в домашних условиях. Сюда относятся: библиотеки книг для родителей по вопросам и проблемам речевого развития, подборки картинок для реализации различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с учителем-логопедом, группой плана действий по развитию речи своего ребенка.

           Родителям предлагают провести дома интересные, простые, и главное, полезные игры для детей, что способствуют развитию речи ребенка: «Игры на кухне», «По дороге из детского сада», «Задания веселого Язычка», «В свободную минутку» и др. Учитель-логопед предлагает материалы и рекомендации для семейного чтения и задания для детей (рифмование, подбор сравнений к предметам и явлениям, сочинение, рисование).

          Рекомендуется  стимулировать речевое  развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Учитель-логопед предлагает простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнуровок и т.д. Можно учиться вырезать ножницами (геометрические фигуры, узоры). Также интересные техники как оригами, конструирование из бумаги, лепка из пластилина. Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обеспечит успешность ребенка в обучении.

План работы  «АБВГДейка –речевая семейка»

№ п.п

Сроки

(м-ц)

               Название мероприятий

Ответствен-

ные

1

10-11

  1. Обсуждение основных идей и замыслов. Принятие проекта.
  2. Консультация для родителей: «Характеристика речи детей 5-6 года жизни».
  3. Создание библиотеки для родителей по проблемам речевого развития детей.
  4. Занятие (групповое)

«Обучение родителей артикуляционной гимнастике». Презентация «Путешествие весёлого язычка».

  1. Совместное изготовление звуковых линеек, кубиков.

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед,

воспитатели

воспитатели

учитель-логопед

2

12-01

  1. Открытое занятие для родителей (групповое) «Развиваем речь ребёнка в игре». Знакомство родителей с простыми, интересными играми, способствующими развитию речи ребёнка.
  2. Изготовление карточек….
  3. Индивидуальная работа. Игровые  упражнения, проводимые с использованием картинок (свистящие и шипящие звуки) позволяющие формировать у детей прочные знания, навыки и умения.
  4. Конкурсы  чтецов в группе «Зимушка-зима».
  5. Робототехника. Игры для развития мелкой моторики,логики,памяти,мышления..
  6. Буклеты для родителей. «Домашняя игротека»,  « Игры,которые всегда с тобой».

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели

3

02-04

  1. Практикум «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии дошкольников с использованием кинезиологических упражнений».
  2. Консультация для родителей «Формы коррекционной работы в семье»
  3. Показ спектакля «Теремок»  с участием родителей для детей.

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

Критерии оценивания проекта.

  1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (создание условий для речевого развития детей).
  2. Соответствие условий обучения дошкольников в нормах СанПин.
  3. Информационность родителей об организации речевой активности детей.
  4. Пополнения и улучшение речевого центра на основе сравнения на начало и конец года.
  5. Отсроченный результат: успешное воспитание ДОУ в начальной школе.

Заключение

       В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.

          Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей  с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.

       Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей правильной разговорной речи.

Литература

  1. Косинова Е. Уроки логопеда. ООО Издательство «Эксмо», 2005
  2. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005
  3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  4. И. Лопухина «Логопедия  550 игр». М.: 1995 г.
  5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
  6. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
  7. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями.  М.: ТЦ Сфера, 2011
  8. Пирожкова Л.Т.  Дидактическая игра «Произносим звуки». Республика Карелия
  9. Т. В. Башинская, Т. В. Пятница. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна.. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009
  10. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по речевому развитию детей логопедических групп

Методическая разработка, поможет спланировать любую проектную деятельность....

Проект Правильное речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок...

образовательный проект "Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку ооп ооо"

Образовательный проект - план развития речевого мышления учащихся 6-9 классов. В проекте систематизированы техники и приемы, которые способствуют развитию речевого мышления учащихся, что, несомненно, ...

Научно- исследовательский проект «Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка»

Научно-исследовательский проект на тему: "Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка" является 3 частью инновационной площадки районного методического объединения учителей...

Педагогический проект«АБВГДЕЙКА»

В данном проекте представлена совместная образовательная деятельность  (логопеда, ребенка, родителей (законных представителей)для детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности 7-го года жизн...

Практико-ориентированный проект по речевому развитию "Логотропинки"

Практико-ориентированный проект по речевому развитию "Логотропинки"...