Автор: Глушакова Елена Анатольевна учитель-логопед МБОУ Зайцевореченская ОСШ дошкольное образование |
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но, с другой стороны, дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта «Логотропинки». Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. «Логотропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта 1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Побуждать детей к совместной деятельности. 3. Развивать речевые и творческие способности детей. 4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 5. Увеличить объем коррекционного воздействия, 6. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат: 1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Эффективность данных результатов
Для детей: - положительная динамика речевого развития; - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; - выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. Для родителей: - положительная оценка деятельности ДОУ; - готовность и желание помогать; - активизация педагогического потенциала родителей, - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; - овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; - чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; - удовлетворенность собственной деятельностью; -повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы. Для ДОУ -благоприятные условия для профессионального роста педагогов. Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также предупреждение дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи: 1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический): 1. Логопедический проект «Послушный ветерок – мой дружок!» Задачи:
- Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
- Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
- Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
Повышение компетенции воспитателей в данной области - Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный Срок реализации: Сентябрь – октябрь Содержание работы: Работа с детьми - Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. - Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
- Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
- Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики
Работа с семьей
- Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
- Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»
- Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой
Работа с педагогами
- Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
- Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
- Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
Практический результат проекта
- Оформление выставки «Послушный ветерок»
- Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
2. Логопедический проект «Мой веселый Язычок»
Задачи:
- Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
- Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
- Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
- Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми - Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
- Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы
- Коллективное придумывание сказки «Мой веселый Язычок»
- Рисование иллюстраций к сказке «Мой веселый Язычок»
Работа с семьей - Памятки «Строение органов артикуляционного аппарата»
- Практическое занятие «Выполнение различных комплексов артикуляционных упражнений»
- Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
- Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Мой веселом Язычок»
Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
- Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»
- Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней логопедической гимнастке
- Практический результат проекта
- Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Мой веселый Язычок»
- Практическое применение продуктов проекта в утренней логопедической гимнастке
3. Логопедический проект «Веселые рифмы» Задачи:
- Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову
- Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
- Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
- Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный
Срок реализации: Ноябрь
Содержание работы: Работа с детьми
- Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.
- Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.
- Оформление обложки собственной книжки-малышки «Веселые рифмы», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций
Работа с семьей
- Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей»
- Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
- Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений)
- Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Веселые рифмы»
Работа с педагогами
- Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»
- Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями»
- Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками»
Практический результат проекта
- Презентация и выставка книжек-малышек «Веселые рифмы», изготовленных руками детей,
- Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок
4. Логопедический проект «Трудный звук – мой лучший друг!»
Задачи: - Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков - Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
- Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
- Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: в течение всего периода коррекции звукопроизношения Содержание работы:
Работа с детьми
- Знакомство с органами артикуляции посредством сказки «Мой веселый Язычок»
- Использование на индивидуальных занятиях по звукопроизношению игровых приемов анализа артикуляции «Научи героев мультфильма правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции» и др.
- Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляция звуков»
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»
Работа с семьей
- Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
- Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки»
Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
- Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
- Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
- Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
5. Логопедический проект «Расскажи по порядку» Задачи:
- Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
- Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
- Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («овощи», «фрукты», «животные», «насекомые», «посуда» и т. п.);
- Углубление знаний детей об окружающей среде;
- Улучшение коммуникативных навыков детей
- Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
- Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Срок реализации: в течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми
- Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;
- Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов;
Работа с семьей
- Лекторий для родителей «А речь, словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей)
Работа с педагогами
- Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника».
- Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Расскажи по порядку»
- Его практическое использование;
Практический результат проекта
- Оформление коллективного альбома «Расскажи по порядку», его презентация на занятиях,
- Практическое использование
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
6. Логопедический проект «Очень маленькие словечки» Задачи: - Развитие грамматического строя речи
- Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
- Развитие у детей интереса к родному языку
- Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
- Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Срок реализации: в течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми
- Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх
- Использование моделей предлогов
- Составление предложений с заданным предлогом
- Наблюдение за предлогами в русском языке
- Участие в создании страничек копилки «Очень маленькие словечки»
Работа с семьей
- Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»
- Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень маленькие словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
Работа с педагогами
- Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;
- Пополнение совместно с детьми копилки «Очень маленькие словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
- Практическое использование этого пособия.
Практический результат проекта
- Создание копилки «Очень маленькие словечки»
- Практическое использование
- Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
7. Логопедический проект «Такие разные слова» Задачи: - Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;
- Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;
- Развитие языкового чутья.
- Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей
- Формирование у детей интереса к родному языку.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный Срок реализации: В течение учебного года Содержание работы: Работа с детьми
- Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;
- Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей
Работа с семьей
- Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей
- Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»
- Памятка для родителей «Доскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка)
Работа с педагогами
- Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»;
- Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении
Практический результат проекта
- Создание коллективной копилки словарей:
- «Упрямые слова» (неизменяемые )
- «Слова-друзья» (синонимы)
- «Слова наоборот» (антонимы)
- «Слова-близнецы» (паронимы)
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
- Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов» Задачи: - Формирование слоговой структуры слов
- Развитие фонематических процессов
- Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы
Содержание работы: Работа с детьми
- Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
- Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)
- Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними
Работа с семьей
- Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)
- Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова»
- Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
- Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
Работа с педагогами
- Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей
- Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе.
- Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста»
Практический результат проекта
- Оформление книжки-копилки «трудных» слов.
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
- Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на индивидуальном занятии
9. Логопедический проект «Веселая азбука» Задачи:
- Усвоение образа буквы;
- Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”
- Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.
- Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
- Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года Содержание работы: Работа с детьми
- Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.
- Анализ существующих Азбук.
- Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,
- Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»
- Подготовка и участие в празднике «Путешествие в царство Азбуки»
Работа с семьей
- Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…)
- Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)
Работа с педагогами
- Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.
- Координация процесса творческой исследовательской деятельности,
- Помощь детям в поиске источников информации,
- Поддержка и поощрение активности детей
- Практический результат проекта
- Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука»
- Речевой праздник «Путешествие в царство Азбуки»
III. Заключительный этап реализации проекта: Задачи: 1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка». 3. Презентация проекта «Логотропинки» для учителей-логопедов и педагогов дошкольного образования МБОУ и МО учителей-логопедов района.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
- Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования МБОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий. Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 1.Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 2.Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 3.Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2016
2. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2014 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2015
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2017 |