"Виды интеграции детей с ОВЗ"
консультация
Предварительный просмотр:
Доклад
Виды интеграции
В настоящее время в российской системе образования выделяются несколько видов интеграции детей с ОВЗ в образовательном процессе.
- комбинированная интеграция – при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1- 2 человека на равных воспитываются и обучаются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь
дефектолога специальной группы. При этом дети получают специальное сопровождение либо за счёт внутренних ресурсов учреждения и \или за счёт сотрудничества с другими организациями;
- частичная – при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельной специальной коррекционной
группе данного учреждения;
- временная – при этой форме все дети коррекционной группы вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий;
- смешанная интеграция – при которой в дошкольной группе формируется смешанная среда при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых
детей и детей с особенностями развития не менее 2:1. При таком виде интеграции в группе обязательно работает дефектолог, он же является ведущим специалистом, осуществляющим образовательный и воспитательный процесс;
- полная интеграция – при которой ребёнок с ОВЗ с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение наравне с типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и усилиями
специалистов образовательного учреждения. Привлечение внешнего ресурса для оказания специализированной коррекционной помощи в данном случае является необходимым, но организуется в большинстве случаев родителями.
Интеграция выступает в формах:
1.социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношении и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируется.
2.педагогическая интеграция– формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным.
3.эпизодическая интеграция предусмотрена для воспитанников специальных учреждений (специальных коррекционных школ). В рамках этой формы интеграции целенаправленно организуется их социальное взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на праздниках, конкурсах, кружках, при организации и проведении выставок детских работ.
В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.
Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни существуют методы интеграции, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики, а это есть основание для интеграции.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении: по Г.Ф. Федорцу
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и её решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Герберт, К.Д. Ушинский и др.
Приведем некоторые из них: объединяются чтение и развитие речи и письмо и развитие речи, математика и трудовое обучение, математика и изобразительное искусство, физкультура и музыка, ИЗО и музыка, развитие речи и чтение и развитие речи, чтение и развитие речи и ИЗО, развитие речи и ИЗО и др.
Схематично межпредметные связи анализируемых разделов можно представить следующим образом.
Межпредметные связи.
Схема1
Осуществление интегрированного подхода в коррекционной школе надо начинать:
1.С четкого определения для себя цели проведения интегрированных уроков.
2. С пересматривания содержание изучаемого материала. художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.
Считаю, что интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Положительные стороны интегрированного обучения:
· в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;
· успешнее формируется учебная мотивация;
· адекватнее формируется самооценка;
· позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;
· учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;
· позволяет получать равные возможности для обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные школы
презентация раскрывает некоторые проблемы интеграции детей с ОВЗ в школы и пути их решения...
ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...
Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения.
Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения. Сегодня мы очень много говорим об интеграции людей с ограниченными возможностями, об инклюзивном образовании детей- инвалидов. Б...
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
« Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.»(Л.С. Выготский, 1985)...
Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.
Ведущее место среди новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...