Аддиктивное поведение подростков со слухоречевыми нарушениями
статья
Данная статья раскрывает особенности зависимости современных подростков со слухоречеыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarova_a._s._osobennosti_addiktivnogo_povedeniya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Макарова А.С.
Санкт – Петербург
ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ СО СЛУХОРЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Современные исследования увеличения количества детей и подростков с аддиктивным поведением, а также высокая социальная значимость данной проблемы занимают одно из центральных мест в отечественной психолого-педагогической литературе (Донских Т.А., Залыгина Н.А., Короленко Ц.П., Обухова Я.Л., Поликарпова В.А. и др.). Под аддиктивным (зависимым) поведением обычно понимается один из типов отклоняющегося поведения, при котором формируется стремление подростка к уходу от реальности с помощью искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определённых предметах и видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение чаще связывают главным образом с злоупотреблением психоактивных веществ (алкоголь, табак и др.). Под влиянием аддиктивности происходит деградация личности подростка, включающая в себя эмоциональные расстройства (ослабление и исчезновение тонких и сложных эмоций, эмоциональную неустойчивость). Кроме того психологи фиксируют у подростков расстройства и интеллектуальной сферы (снижение сообразительности, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти и мышления), а также ослабление волевых начал (неспособность сделать над собою усилие, истощаемость намерений и побуждений).
Проблема аддиктивного поведения подростков с нарушением слуха, связанная с употреблением разнообразных психоактивных веществ (ПАВ), в последнее время все чаще становится предметом пристального внимания и серьезного профессионального анализа специалистов различного профиля. Особую актуальность в этой связи приобретают вопросы злоупотребления данным контингентом школьников алкоголем, сигаретами и другими токсическими веществами. Употребление ПАВ (психоактивных веществ, изменяющих сознание), когда зависимость от них у подростков с нарушением слуха еще отсутствует, не может быть устранено простыми запретами или репрессиями со стороны родителей и педагогов. Позиция слабослышащего подростка по отношению к самому себе и к жизни в большей степени определяется не запретами на употребление этих веществ, а его социальным опытом, особенностями личностного развития, а также спецификой социокультурных условий его существования. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у родителей, не позволяет им оказывать своевременную психологическую и социальную поддержку своим детям.
В любой трактовке аддиктивное поведение – вид деструктивного поведения, направленного на разрушение личности. Пик саморазрушений личности, по мнению специалистов, приходится на подростковый возраст, о чем свидетельствует многообразие поведенческих расстройств в этот период. Слабослышащие подростки обычно не ценят свое соматическое и психическое благополучие и нравственное здоровье. По мнению Яковлевой А. В., особо актуальной для сообщества глухих и слабослышащих является проблема алкоголизации и табакокурения. В своих исследованиях она отмечает ряд факторов, приводящих к формированию вредных привычек у данного контингента: отчуждение от общества; неблагополучие в семье, равнодушие или гиперопека со стороны взрослых; ограничения в восприятии вербальной информации.
Изучая аддиктивное поведение подростков с нарушением слуха, мы использовали ряд широко известных в современной психодиагностике методов: опрос, беседа, тестирование на склонность к зависимому поведению (Менделевич В.Д.), экспресс-диагностика химической зависимости у подростков (Личко А.Е., Лавкай И.Ю.), анкетирование «Алкоголь в вашей жизни», «Курение и здоровье» (по Горанской С.В.), тест на выявление родительского отношения (по Варге А. Я. и Столину В. В.).
В эксперименте участвовали 50 подростков с нарушением слуха (14-16 лет), среди которых 26 юношей и 24 девушки. Проанализировав результаты тестирования, нами выявлено, что у тридцати испытуемых склонность к табачно-алкогольной зависимости низкая. Все эти подростки ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом. В семье эти дети любимы и желанны. Результаты данной группы говорят об отсутствии риска употребления ПАВ. В то же время следует признать необходимость дальнейшего информирования и закрепления навыков противостояния табачно - алкогольной зависимости для данной группы подростков с нарушением слуха.
У четырнадцати участников эксперимента обнаружены проблемы, связанные с употреблением алкоголя и табака, что говорит о склонности к аддиктивному поведению в умеренно выраженной форме. Вероятность начала употребления ПАВ в этой группе школьников, по нашему мнению, может быть связана с искушением попробовать, расслабиться, тем самым почувствовать себя лучше, смелее и вписаться в соответствующую компанию сверстников, в признании которой они могут остро нуждаться в данный момент времени. Общие психолого-педагогические рекомендации для работы с этой группой подростков с нарушением слуха заключаются в необходимости не только информирования, но и более детальной проработки формирования у них устойчивых навыков противостояния данному явлению путем проведения дополнительных занятий, тренингов и игр.
У шести школьников с нарушением слуха обнаружен высокий риск зависимого поведения от ПАВ. Эти дети, как правило, из неблагополучных семей, где родители не уделяют им достаточного внимания и не интересуются их жизнью. Негативный пример родительского поведения является существенным фактором, который увеличивает риск табачно-алкогольной зависимости у подростка с нарушением слуха. Работа с данным контингентом школьников является самой сложной и кропотливой. Она должна носить индивидуально-дифференцированный и систематический характер. На наш взгляд, ведущая роль в эффективной профилактике аддиктивного поведения среди подростков с нарушенным слухом принадлежит школе. Именно она обладает широким спектром возможностей по организации профилактической работы с учащейся молодёжью, состоящая в привитии ей навыков здорового образа жизни, вовлечении детей и подростков в занятия физической культурой и спортом, расширении спектра досуговых мероприятий, а также в выявлении среди школьников снарушением слуха групп риска, склонных к алкоголизму и табакокурению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"
В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Широкое распространение компьютерных технологий, прочно вошедших в профессиональную деятельность и частную жизнь современных людей, способствовало возникновению такого нового вида поведенческо...
Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".
Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....
«Семейные и внешние условия, определяющие формирование успешного и аддиктивного поведения подростков».
Этот материал предназначен для замещающих родителей, в семьях которых воспитываются дети подросткового возраста. Прежде всего с его помощью представляется возможность понять и обсудить истоки во...
УПОТРЕБЛЕНИЕ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ, КАК «ШАГ» К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКА
Человечество с древних времен использовало различные вещества, изменяющие настроение и восприятие окружающего мира. Одни средства успокаивают, другие снимают подавленное состояние, создают ощущение пр...
Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Особенности профилактической работы с подростками...
Профилактика аддиктивного поведения подростков.
Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных пси...