Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики.
статья

Шестакова Светлана Сергеевна

 

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с ребенком  в ходе образовательного процесса и процесса социализации. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон   «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый  квалификационный  справочник  должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой  договор работника с работодателем.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с ребенком  в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации школьника в его дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у него эмоционально-ценностного отношения к действительности. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы.

Задачи:

  1. Сопровождение обучающегося. 
  2. Помощь в адаптации к школьному распорядку.
  3. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
  4. Помощь в усвоении соответствующих образовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности:
  • формирование умения работать на уроке;
  • формирование умения работать в группе, понимать инструкции, умение взаимодействовать;
  • наблюдением за темпом деятельности на уроках, помощь при выполнении заданий;
  • формирование умения работать самостоятельно;
  • наблюдение за умением работать на уроке с применением сформированных навыков;
  • организация методической помощи педагогу.

Основное правило тьютора - не делать того, что ребёнок может сделать сам.

Основная цель тьютора – стать ненужным.

В чём же заключается организация деятельности тьютора?

Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с учащимся, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем - организующей и гармонизирующей силой. Следит за состоянием ученика – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из класса). Тьютор координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку, обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок - учитель – тьютор; следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; рассказывает родителям ученика о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей; вносит предложения по оптимизации работы; осуществляет помощь при проведении занятий.

Важным аспектом в успешной работе тьютора является взаимопонимание между всеми участниками образовательного процесса. В связи с тем, что данная профессия в России ещё не столь распространена, данный специалист может вызывать некоторое недоверие у учителя и родителей ребёнка. Поэтому в начале своей работы, тьютор должен обсудить с учителем аспекты своей работы и возможные трудности. Должно быть понимание того, что тьютор -  это не учитель, а помощник ребёнка в процессе обучения. Он следит за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка, помогает справляться с поставленными учителем учебными задачами, организует рабочее пространство. Перед началом работы нужно обсудить все технические моменты совместной работы: каким образом работать тьютору, чтобы его общение с ребёнком не мешало учителю и другим детям, возможность коррекции заданий или подачи материала, обсуждение в чём и в каком объёме ребёнку требовалась помощь. Успешная совместная деятельность учителя и тьютора позволит и родителям лучше понять возможности и потребности своего ребёнка, что приведет к адекватному отношению родителей к своему ребёнку и успешной реализации дальнейших этапов работы.

И как было сказано, основная цель тьютора – стать ненужным. То есть со временем, общение с другими детьми и учителями должно заменить участие тьютора в жизни ребёнка.

Список использованных источников литературы

  1. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования. Сборник материалов. Составители: Наталья Борисова, Мария Перфильева. Перевод: И. Аникеев, Н. Борисова. РООИ «Перспектива» 2012
  2. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации.Составитель: Кузьмина Е.В. – руководитель методического объединения тьюторов в Городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ.
  3. https://rosuchebnik.ru/material/tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-s-ovz/
  4. https://eduinspector.ru/2013/08/07/tjutor-v-shkole-normativnaja-baza/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...

Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»

Муниципальный семинар  педагогов-психологов  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях  реализации  инклюзивного образования»...

Коррекционно-педагогическая деятельность с обучающимися как основа инклюзивного образования

Актуальность темы коррекционной педагогики обусловлена необходимостью выявления и преодоления (исправления) недостатков в развитии личности ребенка, помощи ему в успешном освоении картины мира и адекв...