Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики.
статья
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с ребенком в ходе образовательного процесса и процесса социализации. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с ребенком в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации школьника в его дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у него эмоционально-ценностного отношения к действительности. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы.
Задачи:
- Сопровождение обучающегося.
- Помощь в адаптации к школьному распорядку.
- Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
- Помощь в усвоении соответствующих образовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности:
- формирование умения работать на уроке;
- формирование умения работать в группе, понимать инструкции, умение взаимодействовать;
- наблюдением за темпом деятельности на уроках, помощь при выполнении заданий;
- формирование умения работать самостоятельно;
- наблюдение за умением работать на уроке с применением сформированных навыков;
- организация методической помощи педагогу.
Основное правило тьютора - не делать того, что ребёнок может сделать сам.
Основная цель тьютора – стать ненужным.
В чём же заключается организация деятельности тьютора?
Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с учащимся, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем - организующей и гармонизирующей силой. Следит за состоянием ученика – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из класса). Тьютор координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку, обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок - учитель – тьютор; следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; рассказывает родителям ученика о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей; вносит предложения по оптимизации работы; осуществляет помощь при проведении занятий.
Важным аспектом в успешной работе тьютора является взаимопонимание между всеми участниками образовательного процесса. В связи с тем, что данная профессия в России ещё не столь распространена, данный специалист может вызывать некоторое недоверие у учителя и родителей ребёнка. Поэтому в начале своей работы, тьютор должен обсудить с учителем аспекты своей работы и возможные трудности. Должно быть понимание того, что тьютор - это не учитель, а помощник ребёнка в процессе обучения. Он следит за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка, помогает справляться с поставленными учителем учебными задачами, организует рабочее пространство. Перед началом работы нужно обсудить все технические моменты совместной работы: каким образом работать тьютору, чтобы его общение с ребёнком не мешало учителю и другим детям, возможность коррекции заданий или подачи материала, обсуждение в чём и в каком объёме ребёнку требовалась помощь. Успешная совместная деятельность учителя и тьютора позволит и родителям лучше понять возможности и потребности своего ребёнка, что приведет к адекватному отношению родителей к своему ребёнку и успешной реализации дальнейших этапов работы.
И как было сказано, основная цель тьютора – стать ненужным. То есть со временем, общение с другими детьми и учителями должно заменить участие тьютора в жизни ребёнка.
Список использованных источников литературы
- Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования. Сборник материалов. Составители: Наталья Борисова, Мария Перфильева. Перевод: И. Аникеев, Н. Борисова. РООИ «Перспектива» 2012
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации.Составитель: Кузьмина Е.В. – руководитель методического объединения тьюторов в Городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ.
- https://rosuchebnik.ru/material/tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-s-ovz/
- https://eduinspector.ru/2013/08/07/tjutor-v-shkole-normativnaja-baza/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)
Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...
Тематический педсовет "Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе"
Тематический педсовет по проблемной теме школы...
Проблемы педагогического сопровождения учителя в условиях реализации ФГОС ООО
выступление на педагогическом совете...
Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»...
Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии...
Коррекционно-педагогическая деятельность с обучающимися как основа инклюзивного образования
Актуальность темы коррекционной педагогики обусловлена необходимостью выявления и преодоления (исправления) недостатков в развитии личности ребенка, помощи ему в успешном освоении картины мира и адекв...