Проблемы педагогического сопровождения учителя в условиях реализации ФГОС ООО
статья на тему
выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_uchitelya.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы педагогического сопровождения учителя
в условиях реализации ФГОС ООО
Свое выступление я хочу начать словами великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
ФГОС ООО содержит требования к условиям реализации стандарта, в том числе и к кадровому составу : «непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования».
Профессиональный стандарт педагога среди прочих характеристик учителя содержит «умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования».
У каждого из взрослых, находящихся рядом с ребенком, есть много способов влияния на него, а, самое главное, есть огромное количество вариантов взаимодействия разных специалистов для достижения общих целей.
У нас складываются определенные ожидания по отношению к ученикам, но и у них, есть представления о том, с каким учителем они хотят работать.
По словам наших школьников, учитель – это тот, кто «говорит добрые слова», «учит и сотрудничает со мной», «помогает узнать новое о мире и о себе», «учит, а не выдвигает свои амбиции на первый план», «помогает становиться взрослыми», «не бросает, если что-то не получается», «дает знания, а не забирает силы»…
Способность отозваться на эти ожидания – это тоже одна из непростых задач, которые стоят перед современным педагогом.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность.
Вторая составляющая - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Третий компонент - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций.
На наш взгляд, критериями готовности учителя к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:
1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);
2. Планирование своей деятельности:
-определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,
образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;
-определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)
-составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия
3. Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.
4. Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность учащихся.
5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.
6. Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для учащихся.
7. Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов
8. Демонстрирует компетентное поведение - собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.
Одна из задач программы психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса, которую мы сегодня обсуждаем, создать условия осуществления пегагогами непрерывного образования через курсы повышения квалификации, семинары, НПК и другие формы работы.
Для решения этой задачи и сейчас в гимназии делается многое: курсовая подготовка, методические консультации, школа молодого учителя, участие в методических семинарах в рамках гимназического союза, участие педагогов в профессиональных конкурсах, диссиминация педагогического опыта, и т.д.
Для повышения профессиональной компетентности педагога, создания адаптивной образовательной среды, а также необходимых условий для введения ФГОС ООО разработан следующий план мероприятий.
№ п\п | Мероприятия | |
1. | Организационно-методическое сопровождение | |
1.1. | Создание условий для повышения квалификации педагогов основной школы по вопросам внедрения ФГОС | |
1.2. | Экспертиза рабочих программ. Утверждение ООП. | |
1.3. | Консультирование педагогов по проблемам внедрения ФГОС. | |
1.4. | Семинар «Урок в системе ФГОС» | |
1.5. | Открытые уроки по теме семинара «Урок в системе ФГОС» | |
1.6. | НПК учителей гимназии «Современные педагогические технологии для реализации ФГОС ООО» | |
1.7. | Семинар-практикум «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности» | |
1.8. | Открытые уроки по теме семинара «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности» | |
1.9. | Семинар «Система оценки достижения планируемых результатов» | |
1.10. | Открытые уроки по теме семинара «Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы» | |
1.11. | Круглый стол «Результаты первого этапа введения ФГОС. Проблемы, пути решения» с участием администрации школы, учителей-предметников, классных руководителей 5-8 классов и родителей. | |
1.12. | Организация системы внутришкольного контроля за введением ФГОС ООО. | |
2. | Информационно-методическое сопровождение | |
2.1. | Круглый стол для родителей «Образовательный заказ школе» | |
2.2. | День открытых дверей «Урок в системе ФГОС» с привлечением СМИ | |
2.3. | Родительское собрание «Проблемы и риски внедрения ФГОС основного общего образования» | |
2.4. | День открытых дверей «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности» с привлечением СМИ | |
2.5. | День открытых дверей «Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы учащимися 5-6 классов» с привлечением СМИ | |
2.6. | Оформление и обновление информационной страницы в школьном сайте «Федеральный государственный образовательный стандарт в основной школе». | |
2.7. | Создание и систематическое пополнение библиотечки методической литературы и медиатеки школы по теме «Внедрение ФГОС ООО». | |
2.8. | Создание банка методических разработок уроков, занятий по внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО. | |
2.9. | Разработка методических рекомендаций по отдельным предметам (с учетом имеющегося опыта учителей 5-8 классов). | |
3. | Аналитическое сопровождение | |
3.1. | Мониторинг по введению ФГОС в 5-6 классе (нормативное обеспечение, материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение, внеурочная занятость, результативность обучения) | |
3.2. | Создание школьной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы учащимися основной школы |
Заканчивая свое выступление, хочется отметить.
Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.
Просим педагогический совет, обсудив наши предложения, внести их в план мероприятий программы психолого- педагогического сопровождения ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о проблемах преподавания литературы в условиях реализации ФГОС.
Статья посвящена проблеме актуализации компетентностного подхода в преподавании литературы. Рассматривается изменение роли ученика от пассивного наблюдателя до активного участника образовательного про...
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС .»
Выступление на РМО учителей географии....
Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»
В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...
Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Данная разработка содержит доклад по теме: "Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС" ...
Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС»
Все сферы че¬ло¬ве¬че¬ской жизни за¬тра¬ги¬ва¬ет время, к этому числу от¬но¬сит¬ся и об¬ра¬зо¬ва¬ние, ко¬то-рое тре¬бу¬ет пе¬ри¬о¬ди¬че¬ско¬го об¬нов¬ле¬ния. Те¬перь уже всем по¬нят¬но: в «новое» врем...
Система работы службы сопровождения в условиях реализации ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогически...
Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".
В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...