Формы работы с родителями по развитию речи у детей дошкольного возраста
статья
Аннотация: в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, формирование у них педагогических умений, навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями по развитию речи у детей
дошкольного возраста
Аннотация: в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, формирование у них педагогических умений, навыков.
В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения. Среда, окружающая ребенка в детском саду, семье, и социуме, может стать средством его развития, в том случае, если взрослые способны организовать такую среду.
Проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям и включения родителей в коррекционно – педагогический процесс, в последнее время носит актуальный характер. Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что
работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи; родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.
Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.
Для получения эффективных результатов, всю коррекционно–развивающую работу с семьей мы предлагаем проводить по следующим направлениям: ознакомление родителей с результатами диагностики, формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка, ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической работы в детском саду, активное привлечение родителей к организации условий работы с ребенком, повышение педагогической компетентности родителей, изучение родительских социально-психологических установок.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Для того чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях
Непрерывная связь с родителями осуществляется и в нашем ДОУ с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы. Эти формы работы отражаются в годовом плане МБДОУ и перспективных планах учителей-логопедов.
О некоторых формах работы мы хотим рассказать более подробно.
Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.
Консультации и семинары по возможности должны привлекать родителей для решения проблем, развивать дух сотрудничества. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе.
Тестирование и анкетирование позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для родителей.
Домашние игротеки знакомят родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
В Дни открытых дверей родители могут посетить индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Родительские пятиминутки рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Консультации – практикумы проводятся совместно с детьми и родителями, где малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.
Для участия в «Праздниках речи» и развлечениях также привлекаются родители. Здесь дети и их родители демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.
В газете для родителей "Веселая семейка" освещаются события группы, даются практические советы родителям.
На выставках "Как умелые ручки язычку помогали" представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями.
Выпуск журнала для родителей "Солнышко" посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Одной из форм взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия”, где взрослый может написать в ней любой вопрос. Номера выполненных заданий родитель отмечает кружком, а невыполненных - минусом.
Наглядная форма работы очень важна для родителей. По утверждению психологов, большую часть информации мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядная агитация служит стимуляцией активности родителей.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: специальные "логопедические уголки", информационные стенды, тематические выставки книг, пособия, памятки, образцы выполненных заданий. Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день. В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Список используемой литературы:
1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
2. Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С. 94 -101
3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова.-М.: Айрис –пресс,2006.
4. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева , А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 3 - 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-277173-1674224426.jpg)
Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.
Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/21/picture-783739-1461265187.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста. Советы родителям
Советы родителям по развитию речи детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-809466-1476971311.jpg)
Мастер-класс для родителей "Подвижная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-1153677-1584073696.jpg)
Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста.
В данной консультации даны рекомендациии родителям по развитию речи детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...
Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»
Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/08/picture-968408-1712538470.jpg)
Презентация Годовой отчет о проделанной работе по годовой задаче «Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»
Презентация Годовой отчет о проделанной работе по годовой задаче «Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»...