Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Цветик – семицветик. Звуки С – З»
план-конспект

Дифференциация звуков (С), (З); Лексическая тема "Цветы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Екатеринбург

Железнодорожный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288

Технологическая  карта

педагогического мероприятия

«Цветик-семицветик»

по образовательной области «Речевое развитие» с элементами логоритмики

для детей старшего дошкольного возраста

Агафонова Марина Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории,
МБДОУ детский сад № 288,

Екатеринбург, 2019

Тема (проект, событие): «Цветик – семицветик. Звуки С – З»

Цель: Дифференциация звуков (С), (З)

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная):  подгрупповая

Учебно-методический комплект:

Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Просвещение, 2010;

Арефьева Л.Н./ Лексические темы по развитию речи детей  4-8 лет. – Сфера, 2014;

Воронова А.Е./ «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М., Сфера, 2006

Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»

Методы и приёмы:

Наглядный: показ, рассматривание

Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкция

Практический: дидактическая игра «Раздели на слоги», дидактическая игра «Собери букет», самомассаж пальцев рук «Су – Джок» шарами

Средства:

Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал (предметные картинки по лексической теме «Цветы», картинки-символы звуков, предметные картинки «Ваза»)

Мультимедийные: презентация к педагогическому мероприятию «Цветик – семицветик»

Музыкальные: Железнова Е. «Весёлая логоритмика», звук птичьего щебетания

Оборудование:

магнитная доска, зеркала, су-джок шары, компьютер, проектор и экран, колонка.

Предварительная работа:

Постановка и автоматизация свистящих звуков

Педагогические мероприятия по изучению лексической темы «Цветы»

Чтение и обсуждение художественного произведения В. Катаева  «Цветик – семицветик»

ЗАДАЧИ образовательной программы

ЗАДАЧИ с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Совершенствование фонематических представлений (умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам), развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

Формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи;

Формирование произносительной стороны речи;

Развитие связной речи и речевого общения (построение связного высказывания; использовать  фразы различной конструкции)

Развитие психических функций, общей, мелкой и артикуляционной моторики

Коррекционно-образовательные:

- формирование кинестетического образа звуков «С», «З» (ощущения положения органов артикуляции);

- закрепление умения различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;

- уточнение характеристики звуков [З] и [С];

- развитие умения соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З

- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».

Коррекционно-развивающие:

 - развитие слухового и зрительного внимания;

- совершенствование артикуляционной моторики;

 - развитие фонематического слуховосприятия;

- развитие ритмического и мелодического слуха;

- развитие общей  и мелкой моторики;

- развитие грамматического строя речи;

- совершенствование коммуникативных и творческих качеств.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви, бережного отношения к природе (цветам);

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, взаимопроверки и взаимопомощи,  ответственности.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия (деятельность) детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Оргмомент

Приветствие, беседа

Логоритмическое упражнение «Цветы» (Железнова «Веселая логоритмика», дорожка 7)

- Посмотрите, ребята, как здесь красиво, у нас появилась вот такая полянка с цветами.  И вы тоже красивые, нарядные – просто не дети, а цветочки!

- А, правда, представьте на минутку, что  вы цветы.  Давайте покажем, как растут и распускаются цветы под теплым весенним солнышком. Выбирайте себе цветок.

Дети заходят в помещение, необычно украшенное цветами.

Дети ходят по ковру – полянке, любуются.

 

Дети выбирают понравившийся цветок. Приседаюют рядом с ним на корточки, под музыку медлено встают, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, затем разводят ладони в сторону («лепестки раскрылись»).  

Психологическая готовность детей.

Привлечение направленного

внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Дидактическая игра «Раздели на слоги»  

- Ребята, давайте высадим  цветы на клумбы, чтобы они радовали нас своей красотой все лето. Подойдите, посмотрите, эти клумбы не простые – на них таблички со слоговой схемой слова. И прежде чем посадить свой цветок, нужно определить,  сколько слогов в названии вашего цветка. Давайте вспомним правило: сколько в слове гласных – столько слогов.   Маша, какой цветок у тебя распустился?

- Молодцы ребята! Вы настоящие садовники!

Дети по очереди называют цветок, определяют количество слогов, кладут на соответствующую «клумбу».  

Делят слова на слоги.

2. Проблемная ситуация

Просмотр видеосюжета презентации, беседа

- А сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики и узнать, что за девочка спешит к нам из сказки. У нее тоже есть цветок, но не простой, а волшебный, исполняющий желания. Догадались, что это за сказка? А кто ее автор? (педагог выслушивает ответы детей)

Педагог включает видео из презентации:  

- Ой! Кажется,  она попала в беду, все лепестки сдул холодный северный ветер, и сейчас ее догонит медведь! Ребята, что мы можем сделать,  чтобы помочь Жене?

- А я предлагаю снова собрать все лепестки, но чтобы цветок вновь стал волшебный, нужно выполнить написаные на них задания.

Дети садятся на стулья, отвечают на вопросы педагога.

Осознают и принимают поставленную задачу. Выбирают способы действия для решения проблемной ситуации.

3. Основная часть

Массаж пальцев Су-Джок шарами

Воспроизведение ритмического рисунка

Педагог достает первый лепесток:

- Посмотрите, что нарисовано на первом лепестке? Рука, и сейчас мы разомнем наши пальчики:

С крыши капает капель: кап-кап, кап- кап!                                        

Это к нам пришёл апрель: кап-кап, кап-кап!                                                                                                                           Солнце припекло сильней                                                                                                                И быстрей звенит капель: кап, кап, кап, кап, кап!        

- А теперь давайте повторим песню капели. Педагог отстукивают ритмический рисунок.                  

Проговаривают текст,  выполняя массажные движения Су-Джок шарами:

Катают шар между ладоней, стучат по ладошке в медленном темпе.

Увеличивают темп.      

Выполняют в быстром темпе.

Запоминают и отстукивают ритмический рисунок за педагогом.                           

Развитие мелкой моторики рук.

Воспринимают ритм и воспроизводят его самостоятельно

Упражнение на согласование существительных  с числительными «Посчитай»

Педагог включает слайд презентации с изображением лесной поляны:

 -  Ребята, посмотрите, солнышко согрело оттаявшую землю и тут же появился один маленький - … (подснежник), затем два маленьких  - … (подснежника). И вот уже на полянке много маленьких - … (подснежников)

Одна медуница,    ещё две - … (медуницы), много - … (медуниц)

Один ландыш,     два - … (ландыша),  ещё несколько много - … (ландышей)

Одна фиалка,    ещё две - … (фиалки), множество - … (фиалок)

Один одуванчик,    ещё два - … (одуванчика), много - … (одуванчиков)

 

Дети заканчивают предложения,   верно подбирая окончания существительных.

Правильно согласовывают существительные с числительными

Артикуляционная гимнастика

- Ребята, а покажите свои язычки. Удивительно!  Они походят на лепестки  разных  цветочков

Педагог последовательно активирует изображения цветов в презентации по тексту артикуляционной гимнастику :

Как похож твой язычок на  цветочный лепесток:  

Широкий, мягкий, нежный как  лепесток подснежника.                              

 Резкий ветер вдруг понялся, лепесток к земле прижался: «С….»

Изогнулся язычок, словно маков лепесток.                                                       Ветер дует, завывает, лепесток вверх поднимает: «Ш…»

Язык свернулся трубкой длиной, как лепесточек георгина                    

Теперь язык стал узким очень, как у ромашки лепесточек                    

Менять он может форму как подснежник, георгин  и мак,                    

Ромашка,   георгин    и мак                                                                              

подснежник,   георгин    и мак.                                                                        (АУ «Широкий язычок, Трубочка, Чашечка»)

Смотрите, вредные букашки  прогрызли лепесток ромашки                  (АУ «Накажем язычок»)

Как же ромашку нам спасти?  Попробуем-ка потрясти.                            (АУ «Индюк»  или «Балалайка»)

Выполняют артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом.

АУ «Широкий язычок»

АУ «Чашечка»

АУ «Трубочка»

АУ «Узкий язычок»

АУ «Широкий язычок, Трубочка, Чашечка»

АУ «Узкий язычок, Трубочка, Чашечка»

Развитие артикуляционной моторики

Уточнение произношения звука [c]

Фонопедическое упражнение «Шарик»

Упражнение на развитие мимической мускулатуры

Уточнение произношения звука [з]

Двигательное упражнение «Комарики»

Педагог достает второй лепесток:

 - Посмотрите, что нарисовано на втором лепестке? Какой звук слышится когда, сдувается шарик? Давайте вспомним, в каком положении находятся губы, язык при произнесении звука «С»

Давайте покажем с помощью рук, как надувается и сдувается шарик, произносим звук «с-с-с…» (И.п.: стоя, кисти рук перед грудью, пальцы обеих рук соединены между собой). Вытягиваем руки вперед, надуваем шарик, произнося звук[c].

- Представьте, что вам подарили красивый воздушный шарик. Покажите, как вы сначала удивитесь. А потом, как обрадуетесь. И вдруг шарик лопнул, покажите, как вы испугаетесь, будете расстраиваться.

Педагог достает третий лепесток, на которой  нарисован комар:

– Как звенит комар? Давайте вспомним, в каком положении находятся губы, язык при произнесении звука «З»

- А теперь давайте превратимся в комариков и полетаем по полянке. Мальчики комарики будут произносить звук [з] басом, а девочки тоненько. Как только вы услышите птичий щебет – прячьтесь, чтобы вас не склевали птицы.

Дети определяют положения органов артикуляции, дают характеристику звука.

Дети «надувают шарик» вытягивая руки вперед и произнося звук [c].

Передают мимикой эмоциональное состояние

Дети определяют положения органов артикуляции, дают характеристику звука.

Дети бегают по залу произнося звук «з-з-з».

После включения аудиозаписи птичьих голосов дети «прячутся» (садятся на пол), переставая произносить «з-з-з».

   Правильная артикуляция звука «С»,   звуковой анализ

Правильное диафрагмальное дыхание, правильное и четкое произнесение звука  [c].

Умеют выражать эмоциональное состояние посредством мимики

Правильная артикуляция звука «З»,   звуковой анализ

Меняют вид деятельности по звуковому сигналу; Изменяют высоту голоса

Упражнение «Эхо»

Педагог достает четвертый лепесток:

- Ребята, посмотрите, что случилось с детьми? Что они делают? А кто им отвечает?

Эхо повторяет наши звуки. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Эхо” (педагог делит детей на пары).

 Я буду проговаривать слова, а вы должны их правильно повторить за мной в той же последовательности.

Повторяют цепочки слов, чистоговорки

Дифференцируют звуки [c], [з] на слух,  в словах, чистоговорках;

Дидактическая  игра «Собери букет»

Ребята, а вы обратили внимание какие красивые вазы здесь стоят? Для чего они нужны? И предлагаю вам собрать букеты. Но сначала поделимся на команды. Первая команда будет собирать цветы в оранжевую вазу. Какая буква написана на вашей вазе? Она обозначает звук «З», поэтому вам нужно собирать цветы, в названиях которых слышится этот звук.

Вторая команда, какая буква написана на вашей вазе? Какой звук обозначает буква «эс»? Значит вам нужно собрать цветы, в названиях которых слышится звук [c].

- А теперь назовите цветы, которые выбрала ваша команда. Ребята второй команды, слушайте внимательно, правильно ли собрали букет?

- Молодцы ребята! Обе команды правильно выполнили задание, и каждая команда получает по лепестку.

 

Дети,  поделенные на команды, подбирают предметные картинки по теме «цветы»  в соответствии с графическим изображением звуков к вазе.

Верно определяют на слух заданный звук в слове.

Упражнение на образование приставочных глаголов «Пчелки»

Педагог включает слайд презентации с изображением пчел:

– Ребята, смотрите, как две пчелки летают над цветами. Помогите мне рассказать, что они делают, изменяя слово-действие «летать»?

Большая пчела к цветку - … (подлетела),   а маленькая  в сторону от цветка  - … (улетела, отлетела).

Большая пчела под цветок -  … (залетела),   а маленькая  пчёлка высоко над цветком - … (взлетела).

Большая пчела на маленькую со всего маху - … (налетела),  да с такой силой, что маленькая  пчёлка не удержалась и с цветка -  … (слетела).

Большая пчела с одного цветка на другой - … (перелетела),  

вокруг цветов - … (облетела),  

над цветами не спеша - … (пролетела)

и в свой улей - … (полетела)

Молодцы, вы справились с этим заданием. И мы можем прикрепить еще один лепесток.

Дети заканчивают предложения педагога, подбирая подходящие по смыслу слова.

Образовывают приставочные глаголы.

4. Заключительная часть.

Беседа, просмотр видеосюжета презентации, проговаривание стихотворных строк произведения «Цветик – семицветик».

- Давайте посчитаем, сколько лепестков мы собрали?  Вот и расцвёл  Цветик - семицветик.

Педагог отрывает один лепесток и предлагает детям вместе проговорить волшебные слова из сказки, чтобы Женя вернулась домой.

- Посмотрите, она смогла вернуться домой и помочь больному мальчику Вите.   Давайте вспомним, что мы делали на занятии и чему научились?

- Ребята, сегодня мы с вами вместе совершили добрый поступок – помогли девочке Жене. И я хочу сделать вам подарок (педагог достает колбу с семенами цветов).

- Это семена цветов, я предлагаю вам вместе с воспитателем и другими детьми группы посадить их на клумбе вашего участка. А летом, когда они вырастут, вы расскажете мне, какие цветы у вас выросли.

Дети считают лепестки; говорят «волшебные» слова из сказки;

по подсказкам на лепестках вспоминают, что делали на занятии.

Подведение итога мероприятия.

Дети анализируют деятельность на занятии и делают выводы, что цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия  по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект занятия: "Цветик-семицветик"

Тема занятия: «Цветик-семицветик» Цели занятия:Обучение приемам общения со взрослыми и сверстниками.Коррекция познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возмож...

Занятие "Цветик-семицветик"

Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни...

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

активное восприятие материала;  контроль усвоения лексического материала по темам «Знакомство, Семья, Профессия»;  развитие внимания мышления, памяти, слуха;  развитие произносит...

План конспект открытого занятия «Цветик - семицветик»

План – конспектОткрытого занятия объединения ручной вышивки«Рукодельница»1год обученияТема: «Цветик – семицветик»...

конспект занятия "Цветик - семицветик"

Расширять представления детей о деятельности людей разных профессий, учить образовывать существительные женского рода в названиях профессий;Закреплять правильную артикуляцию и характеристику звука [Ц]...

Открытое занятие "Цветик семицветик" в технике оригами

laquo;Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Несложные приемы складывания и безграничная фантази...