Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Цветик – семицветик. Звуки С – З»
план-конспект
Дифференциация звуков (С), (З); Лексическая тема "Цветы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Екатеринбург
Железнодорожный район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288
Технологическая карта
педагогического мероприятия
«Цветик-семицветик»
по образовательной области «Речевое развитие» с элементами логоритмики
для детей старшего дошкольного возраста
Агафонова Марина Александровна,
учитель-логопед первой квалификационной категории,
МБДОУ детский сад № 288,
Екатеринбург, 2019
Тема (проект, событие): «Цветик – семицветик. Звуки С – З»
Цель: Дифференциация звуков (С), (З)
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая
Учебно-методический комплект:
Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Просвещение, 2010;
Арефьева Л.Н./ Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – Сфера, 2014;
Воронова А.Е./ «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М., Сфера, 2006
Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»
Методы и приёмы:
Наглядный: показ, рассматривание
Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкция
Практический: дидактическая игра «Раздели на слоги», дидактическая игра «Собери букет», самомассаж пальцев рук «Су – Джок» шарами
Средства:
Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал (предметные картинки по лексической теме «Цветы», картинки-символы звуков, предметные картинки «Ваза»)
Мультимедийные: презентация к педагогическому мероприятию «Цветик – семицветик»
Музыкальные: Железнова Е. «Весёлая логоритмика», звук птичьего щебетания
Оборудование:
магнитная доска, зеркала, су-джок шары, компьютер, проектор и экран, колонка.
Предварительная работа:
Постановка и автоматизация свистящих звуков
Педагогические мероприятия по изучению лексической темы «Цветы»
Чтение и обсуждение художественного произведения В. Катаева «Цветик – семицветик»
ЗАДАЧИ образовательной программы | ЗАДАЧИ с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Совершенствование фонематических представлений (умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам), развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи; Формирование произносительной стороны речи; Развитие связной речи и речевого общения (построение связного высказывания; использовать фразы различной конструкции) Развитие психических функций, общей, мелкой и артикуляционной моторики | Коррекционно-образовательные: - формирование кинестетического образа звуков «С», «З» (ощущения положения органов артикуляции); - закрепление умения различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах; - уточнение характеристики звуков [З] и [С]; - развитие умения соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З - уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы». Коррекционно-развивающие: - развитие слухового и зрительного внимания; - совершенствование артикуляционной моторики; - развитие фонематического слуховосприятия; - развитие ритмического и мелодического слуха; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие грамматического строя речи; - совершенствование коммуникативных и творческих качеств. Коррекционно-воспитательные: - воспитание любви, бережного отношения к природе (цветам); - формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, взаимопроверки и взаимопомощи, ответственности. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия (деятельность) детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1. Оргмомент | Приветствие, беседа Логоритмическое упражнение «Цветы» (Железнова «Веселая логоритмика», дорожка 7) | - Посмотрите, ребята, как здесь красиво, у нас появилась вот такая полянка с цветами. И вы тоже красивые, нарядные – просто не дети, а цветочки! - А, правда, представьте на минутку, что вы цветы. Давайте покажем, как растут и распускаются цветы под теплым весенним солнышком. Выбирайте себе цветок. | Дети заходят в помещение, необычно украшенное цветами. Дети ходят по ковру – полянке, любуются.
Дети выбирают понравившийся цветок. Приседаюют рядом с ним на корточки, под музыку медлено встают, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, затем разводят ладони в сторону («лепестки раскрылись»). | Психологическая готовность детей. Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. |
Дидактическая игра «Раздели на слоги» | - Ребята, давайте высадим цветы на клумбы, чтобы они радовали нас своей красотой все лето. Подойдите, посмотрите, эти клумбы не простые – на них таблички со слоговой схемой слова. И прежде чем посадить свой цветок, нужно определить, сколько слогов в названии вашего цветка. Давайте вспомним правило: сколько в слове гласных – столько слогов. Маша, какой цветок у тебя распустился? - Молодцы ребята! Вы настоящие садовники! | Дети по очереди называют цветок, определяют количество слогов, кладут на соответствующую «клумбу». | Делят слова на слоги. | |
2. Проблемная ситуация | Просмотр видеосюжета презентации, беседа | - А сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики и узнать, что за девочка спешит к нам из сказки. У нее тоже есть цветок, но не простой, а волшебный, исполняющий желания. Догадались, что это за сказка? А кто ее автор? (педагог выслушивает ответы детей) Педагог включает видео из презентации: - Ой! Кажется, она попала в беду, все лепестки сдул холодный северный ветер, и сейчас ее догонит медведь! Ребята, что мы можем сделать, чтобы помочь Жене? - А я предлагаю снова собрать все лепестки, но чтобы цветок вновь стал волшебный, нужно выполнить написаные на них задания. | Дети садятся на стулья, отвечают на вопросы педагога. | Осознают и принимают поставленную задачу. Выбирают способы действия для решения проблемной ситуации. |
3. Основная часть | Массаж пальцев Су-Джок шарами Воспроизведение ритмического рисунка | Педагог достает первый лепесток: - Посмотрите, что нарисовано на первом лепестке? Рука, и сейчас мы разомнем наши пальчики: С крыши капает капель: кап-кап, кап- кап! Это к нам пришёл апрель: кап-кап, кап-кап! Солнце припекло сильней И быстрей звенит капель: кап, кап, кап, кап, кап! - А теперь давайте повторим песню капели. Педагог отстукивают ритмический рисунок. | Проговаривают текст, выполняя массажные движения Су-Джок шарами: Катают шар между ладоней, стучат по ладошке в медленном темпе. Увеличивают темп. Выполняют в быстром темпе. Запоминают и отстукивают ритмический рисунок за педагогом. | Развитие мелкой моторики рук. Воспринимают ритм и воспроизводят его самостоятельно |
Упражнение на согласование существительных с числительными «Посчитай» | Педагог включает слайд презентации с изображением лесной поляны: - Ребята, посмотрите, солнышко согрело оттаявшую землю и тут же появился один маленький - … (подснежник), затем два маленьких - … (подснежника). И вот уже на полянке много маленьких - … (подснежников) Одна медуница, ещё две - … (медуницы), много - … (медуниц) Один ландыш, два - … (ландыша), ещё несколько много - … (ландышей) Одна фиалка, ещё две - … (фиалки), множество - … (фиалок) Один одуванчик, ещё два - … (одуванчика), много - … (одуванчиков)
| Дети заканчивают предложения, верно подбирая окончания существительных. | Правильно согласовывают существительные с числительными | |
Артикуляционная гимнастика | - Ребята, а покажите свои язычки. Удивительно! Они походят на лепестки разных цветочков Педагог последовательно активирует изображения цветов в презентации по тексту артикуляционной гимнастику : Как похож твой язычок на цветочный лепесток: Широкий, мягкий, нежный как лепесток подснежника. Резкий ветер вдруг понялся, лепесток к земле прижался: «С….» Изогнулся язычок, словно маков лепесток. Ветер дует, завывает, лепесток вверх поднимает: «Ш…» Язык свернулся трубкой длиной, как лепесточек георгина Теперь язык стал узким очень, как у ромашки лепесточек Менять он может форму как подснежник, георгин и мак, Ромашка, георгин и мак подснежник, георгин и мак. (АУ «Широкий язычок, Трубочка, Чашечка») Смотрите, вредные букашки прогрызли лепесток ромашки (АУ «Накажем язычок») Как же ромашку нам спасти? Попробуем-ка потрясти. (АУ «Индюк» или «Балалайка») | Выполняют артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом. АУ «Широкий язычок» АУ «Чашечка» АУ «Трубочка» АУ «Узкий язычок» АУ «Широкий язычок, Трубочка, Чашечка» АУ «Узкий язычок, Трубочка, Чашечка» | Развитие артикуляционной моторики | |
Уточнение произношения звука [c] Фонопедическое упражнение «Шарик» Упражнение на развитие мимической мускулатуры Уточнение произношения звука [з] Двигательное упражнение «Комарики» | Педагог достает второй лепесток: - Посмотрите, что нарисовано на втором лепестке? Какой звук слышится когда, сдувается шарик? Давайте вспомним, в каком положении находятся губы, язык при произнесении звука «С» Давайте покажем с помощью рук, как надувается и сдувается шарик, произносим звук «с-с-с…» (И.п.: стоя, кисти рук перед грудью, пальцы обеих рук соединены между собой). Вытягиваем руки вперед, надуваем шарик, произнося звук[c]. - Представьте, что вам подарили красивый воздушный шарик. Покажите, как вы сначала удивитесь. А потом, как обрадуетесь. И вдруг шарик лопнул, покажите, как вы испугаетесь, будете расстраиваться. Педагог достает третий лепесток, на которой нарисован комар: – Как звенит комар? Давайте вспомним, в каком положении находятся губы, язык при произнесении звука «З» - А теперь давайте превратимся в комариков и полетаем по полянке. Мальчики комарики будут произносить звук [з] басом, а девочки тоненько. Как только вы услышите птичий щебет – прячьтесь, чтобы вас не склевали птицы. | Дети определяют положения органов артикуляции, дают характеристику звука. Дети «надувают шарик» вытягивая руки вперед и произнося звук [c]. Передают мимикой эмоциональное состояние Дети определяют положения органов артикуляции, дают характеристику звука. Дети бегают по залу произнося звук «з-з-з». После включения аудиозаписи птичьих голосов дети «прячутся» (садятся на пол), переставая произносить «з-з-з». | Правильная артикуляция звука «С», звуковой анализ Правильное диафрагмальное дыхание, правильное и четкое произнесение звука [c]. Умеют выражать эмоциональное состояние посредством мимики Правильная артикуляция звука «З», звуковой анализ Меняют вид деятельности по звуковому сигналу; Изменяют высоту голоса | |
Упражнение «Эхо» | Педагог достает четвертый лепесток: - Ребята, посмотрите, что случилось с детьми? Что они делают? А кто им отвечает? Эхо повторяет наши звуки. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Эхо” (педагог делит детей на пары). Я буду проговаривать слова, а вы должны их правильно повторить за мной в той же последовательности. | Повторяют цепочки слов, чистоговорки | Дифференцируют звуки [c], [з] на слух, в словах, чистоговорках; | |
Дидактическая игра «Собери букет» | Ребята, а вы обратили внимание какие красивые вазы здесь стоят? Для чего они нужны? И предлагаю вам собрать букеты. Но сначала поделимся на команды. Первая команда будет собирать цветы в оранжевую вазу. Какая буква написана на вашей вазе? Она обозначает звук «З», поэтому вам нужно собирать цветы, в названиях которых слышится этот звук. Вторая команда, какая буква написана на вашей вазе? Какой звук обозначает буква «эс»? Значит вам нужно собрать цветы, в названиях которых слышится звук [c]. - А теперь назовите цветы, которые выбрала ваша команда. Ребята второй команды, слушайте внимательно, правильно ли собрали букет? - Молодцы ребята! Обе команды правильно выполнили задание, и каждая команда получает по лепестку.
| Дети, поделенные на команды, подбирают предметные картинки по теме «цветы» в соответствии с графическим изображением звуков к вазе. | Верно определяют на слух заданный звук в слове. | |
Упражнение на образование приставочных глаголов «Пчелки» | Педагог включает слайд презентации с изображением пчел: – Ребята, смотрите, как две пчелки летают над цветами. Помогите мне рассказать, что они делают, изменяя слово-действие «летать»? Большая пчела к цветку - … (подлетела), а маленькая в сторону от цветка - … (улетела, отлетела). Большая пчела под цветок - … (залетела), а маленькая пчёлка высоко над цветком - … (взлетела). Большая пчела на маленькую со всего маху - … (налетела), да с такой силой, что маленькая пчёлка не удержалась и с цветка - … (слетела). Большая пчела с одного цветка на другой - … (перелетела), вокруг цветов - … (облетела), над цветами не спеша - … (пролетела) и в свой улей - … (полетела) Молодцы, вы справились с этим заданием. И мы можем прикрепить еще один лепесток. | Дети заканчивают предложения педагога, подбирая подходящие по смыслу слова. | Образовывают приставочные глаголы. | |
4. Заключительная часть. | Беседа, просмотр видеосюжета презентации, проговаривание стихотворных строк произведения «Цветик – семицветик». | - Давайте посчитаем, сколько лепестков мы собрали? Вот и расцвёл Цветик - семицветик. Педагог отрывает один лепесток и предлагает детям вместе проговорить волшебные слова из сказки, чтобы Женя вернулась домой. - Посмотрите, она смогла вернуться домой и помочь больному мальчику Вите. Давайте вспомним, что мы делали на занятии и чему научились? - Ребята, сегодня мы с вами вместе совершили добрый поступок – помогли девочке Жене. И я хочу сделать вам подарок (педагог достает колбу с семенами цветов). - Это семена цветов, я предлагаю вам вместе с воспитателем и другими детьми группы посадить их на клумбе вашего участка. А летом, когда они вырастут, вы расскажете мне, какие цветы у вас выросли. | Дети считают лепестки; говорят «волшебные» слова из сказки; по подсказкам на лепестках вспоминают, что делали на занятии. | Подведение итога мероприятия. Дети анализируют деятельность на занятии и делают выводы, что цель достигнута. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Цветик-семицветик"
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию...
Конспект занятия: "Цветик-семицветик"
Тема занятия: «Цветик-семицветик» Цели занятия:Обучение приемам общения со взрослыми и сверстниками.Коррекция познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возмож...
Занятие "Цветик-семицветик"
Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни...
Конспект занятия "Цветик-семицветик"
активное восприятие материала; контроль усвоения лексического материала по темам «Знакомство, Семья, Профессия»; развитие внимания мышления, памяти, слуха; развитие произносит...
План конспект открытого занятия «Цветик - семицветик»
План – конспектОткрытого занятия объединения ручной вышивки«Рукодельница»1год обученияТема: «Цветик – семицветик»...
конспект занятия "Цветик - семицветик"
Расширять представления детей о деятельности людей разных профессий, учить образовывать существительные женского рода в названиях профессий;Закреплять правильную артикуляцию и характеристику звука [Ц]...
Открытое занятие "Цветик семицветик" в технике оригами
laquo;Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Несложные приемы складывания и безграничная фантази...