Картотека "Лечебные игры в коррекционной работе логопеда".
картотека
Предварительный просмотр:
в коррекционно-логопедической работе
Логопедический кабинет № 4
Игры при аномалиях прикуса
Название игры | Цель игры | Игровой материал | Ход игры |
«Сладкий мостик» - к теме «Продукты» | Формирование правильного прикуса, развитие равновесия, навыка усложненной ходьбы. | Доска или палка длиной 2-3метра, коробка леденцов или кукурузных хлопьев. | Ведущий предлагает пройти через сладкий мостик. Для этого нужно открыть рот, высунуть язык, на кончик которого ведущий кладет леденец. Пройдя через мостик (доску или палку) ребенок съедает леденец. Сначала ведущий держит ребенка. Необходимо следить за правильной осанкой ребенка. |
«Флюгер» - пространственная ориентировка | Развитие точности и координации движений, правильного положения нижней челюсти, умения ориентироваться на местности, внимания и быстроты реакции. | Ведущий делит детей на две команды и строит их в шеренги (дети «флюгер»). За тем ведущий рассказывает и показывает, где находятся стороны света. По команде ведущего ветер дует с востока. Дети должны повернуть голову к западу, т.к. ветер дует с востока (спрятать лицо от ветра). При слове «Буря» все кружатся на месте, при слове «штиль» - замирают на месте, открывают рот и перемещают челюсть в нужном направлении (в зависимости от аномалии прикуса – вперед, назад, влево, вправо). Необходимо удержать челюсть в таком положении до следующей команды. | |
«Выполни команду и не ошибись» | Развитие мышц челюстно-лицевой области, концентрации внимания, координации движений | Ведущий просит закрыть глаза и выполнять команды – открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, назад, в сторону, поднять язык вверх, надуть щеки. Ведущий внимательно следит за правильным выполнением команд. | |
«Маляры» - к теме «Профессии» | Восстановление навыков правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области, тренировка правильного положения головы и туловища. | Ведущий вместе с ребенком повторяют стишок: Красить комнаты пора пригласили маляра. Он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Затем ведущий говорит сейчас мы будем красить потолок, только кистью будет язычок, а потолком твердое небо | |
«Часики» | Формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании. | - У часов есть стрелки, которые двигаются по разному часовая – очень медленно, минутная – побыстрее, а секундная – очень быстро. При слове «час» язык двигается как часовая стрелка – медленно, и т.д. Движения при широко открытом рте, по внутренним стенкам верхней и нижней губы, круговые – слева направо и наоборот, нижняя челюсть неподвижна. | |
«Отбойный молоток» или «Барабан» - к теме «Профессии» и «Инструменты» | Формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании. | Произношение звука «д-д-д» длительное время – в течение 3-4 минут (подражание отбойному молотку – рабочий в шахте). Чередование произношения «Т-Д-Т-Д» с ускорением. |
Игры при общих бронхолегочных заболеваниях.
Название игры | Цель игры | Игровой материал | Ход игры |
«Вперед быстрей иди, только не беги » | Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости. | Дети строятся в затылок друг к другу в две колонны перед линией старта. Задача – быстрее добраться до финиша «гуськом» или на коленях. Назад – дети возвращаются спокойным шагом. | |
«Поезд» - к теме «Транспорт» | Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал. | Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает «паровоз». Он гудит и отправляется в путь, подражая гудку «гу-гу-гу». Двигаясь вперед сначала медленно, затем ускоряя шаг, затем бегом. По сигналу ведущего «Поезд приехал на станцию» - дети замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала «приехали». | |
«Мартышки и кокосовые орехи» - к теме «Транспорт» | Улучшение функции дыхания (глубины, ритма), укрепление мышц рук, проговаривать звуки «Ч, Ш» умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал. | Мячик. | Игра проводится сидя в кругу. Дети кидают мяч друг другу по кругу 3-4 раза, затем ведущий убирает мяч. Затем дети выполняют круговые движения руками , произнося «Чу-Чу-Чу», затем поезд останавливается, говорят «Ш-Ш-Ш». Затем движения с мячом повторяются - разгрузка кокосов. |
«Буря в стакане» | Развитие носового дыхания, ритмичного выдоха и его углубления. | Стакан с водой, соломинка. | Ребенок глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился длинный булькающий звук. |
«Подпрыгни и подуй» | Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. | Воздушный шарик. | На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает. |
«Кто вперед» | Улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области, умение ребенка действовать по команде. | 10-20 воздушных шариков, карандаши, 2 стола. | Дети делятся на две команды. Каждый участник команды подбегает к своему столу и на которых по 5-10 шаров между карандашами. Нужно вытянув губы трубочкой сильным выдохом сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос. |
Игры на развитие общей и мелкой моторики.
Название игры | Цель игры | Игровой материал | Ход игры | |
«Журавли и лягушки» к теме «Перелетные птицы» | Развитие ловкости, сохранение равновесия, укрепление опорно-двигательного аппрета, повышение общего тонуса мышц. | Обруч. | Дети делятся на «журавлей» и «лягушек». «Журавли» стоят на одной ноге, ловят «лягушек» (их большинство), убегающих на четвереньках в «болото» - обруч. Затем дети меняются ролями. «Журавлям » разрешается менять ноги, если они устали. | |
«Два мороза» к теме «Зима» | Развитие ловкости, воспитание выдержки, общее физическое воздействие на организм, повышение эмоционального и мышечного тонуса. | Выбираются 2 Мороза, которые стоят с посреди площадки. Площадка делится на две части, где стоят дети. - Мы два брата молодые, два Мороза удалые! Морозы: Я – Мороз – Красны нос, я – Мороз – Синий нос. Кто из вас решиться в путь дороженьку пустится? Дети: - Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз. Играющие перебегают в противоположные дома, а оба Мороза стараются их заморозить. | ||
«Зайка» - по теме «Дикие животные» | Улучшение координации движений в мелких мышечных группах (пальцах), развитие памяти, внимания, координации зрительного, слухового и моторного анализаторов. | Зайка серенький сидит и ушами шевелит, Вот так, вот так и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть. Вот так, ват так надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, зайку тут же убежал. | Кисти рук к голове, поворачивать их влево и вправо Потереть ладошки и хлопки. Прыжки. «Волк» рычит, «зайки» убегают. | |
«Ель, елка, елочка» к теме «Деревья» | Формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка внимания. | Ведущий: - Мы идем в лес. В лесу растут высокие ели. Встаньте ровно, подтянитесь, выпрямитесь – вы высокие, стройные ели. (Дети встают ровно, руки чуть в стороны ладонями вперед). - Идем дальше в лес. У высокой ели есть сестрички – елки. Они такие же стройные. (Поза та же, но только в полуприсяде). - А у елок тоже есть сестрички – елочки, они совсем маленькие, но удаленькие, красивые и тоже стройные. (Поза та же, только в присяде). Игра повторяется несколько раз. После освоения движений, дети по команде принимают позу. |
Игры при ревматизме и при ревматоидном артрите.
Название игры | Цель игры | Игровой материал | Ход игры |
«Кошечка» - к теме «Домашние животные» | Развитие навыка ползания, ориентировки в пространстве, тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей. | Коврик | Ведущий рассказывает о движениях кошки: ходит на четырех лапах (дети ползают на четвереньках)смотрин налево, направо, оглядывается, лакает молоко (наклон головы, движения языком), смотрит на солнышко и щурится, сердится (выгибает спинку), потягивается, виляет хвостиком. По команде ведущего ребенок выполняет определенные действия. |
«Поговорим с ладошкой» - к теме «Части тела» | Увеличение амплитуды движений в суставах пальцев и кистей, развитие мелкой моторики и быстроты реакции, слухового внимания и памяти. | Ведущий читает стихи, сопровождая загибанием пальцев на обеих руках ребенка, начиная с левой. Мой мизинчик, где ты был? Указательный на правой С безымянным щи варил, Вел в поход нас всей оравой. А со средним кашу ел, Средний брат несет рюкзак. С указательным запел, Безымянный ходит так. А большой меня встречал А мизинец стал играть, И конфетой угощал. Братьев слушать приглашать. Правый же большой – плясал И на танец приглашал. 1,2,3,4,5 | |
«Тряпичная кукла» к теме «Игрушки» | Восстановление нарушенных функций опорно –двигательного аппарата, обучение расслаблению. | Тряпичная кукла | Ведущий показывает тряпичную куклу, у которой все конечности подвижны и расслаблены. Детям предлагается изобразить тряпичную куклу. |
Игры при респираторном аллергозе, бронхиальной астме, астматическом бронхите.
Название игры | Цель игры | Ход игры |
«Самолетик, самолет» к теме «Транспорт». | Формирование правильного дыхания, укрепление мышц рук и грудной клетки, развитие пространственной ориентировки. | Ведущий показывает, как летит самолет: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимаем голову вверх – вдох. Поворот в стороны – «Ж-Ж-Ж». Выдох – стоять прямо, опустив руки. Затем ведущий читает стишок, дети выполнять движения самостоятельно по 2-4 раза в каждую сторону в ритме стиха. Самолетик – самолет ребенок разводит руки в стороны ладонями вверх Отправляется в полет. Жу,жу,жу, жу, жу,жу поворот вправо и выдох –ж-ж-ж Постою и отдохну. Встает прямо, опустив руки – пауза. Я налево полечу Поднимает голову вверх – вдох, Жу-жу-жу-жу-жу-жу Поворот влево и выдох – ж-ж-ж Постою и отдохну. Встает прямо и опускает руки – пауза. |
«Мышка и мишка» к теме «Дикие животные» | Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движения, укрепление мышц позвоночника. | У Мишки дом огромный Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх. Потянуться посмотреть на руки, вдох. У Мышки - очень маленький Присесть – обхватив руками колени, опустить Голову, выдох с произнесением звука Ш Мышка ходит в гости к Мишке Идут по кругу Он же к ней не попадет. |
«Раздувайся, пузырь» | Формирование плавного длительного выдоха. | Раздувайся пузырь, раздувайся большой Оставайся такой, да не лопайся. Он летел, летел, летел и на веточку присел. Сдулся – звук Ш-ш-ш или Ф-ф-ф |
«Ветер» к темам «Времена года» | Координация движений, ориентировка в пространстве, формирование ритмичного глубокого дыхания. | Я ветер сильный, я лечу. Руки опущены, ноги слегка расставлены Лечу, куда хочу: Вдох через нос. Хочу – налево посвищу Повернуть голову налево, губы «трубочкой» - выдох Могу подуть направо. Глова прямо – вдох, поворот направо – выдох. Могу подуть вверх - в облака Глова прямо, вдох через нос, опустить голову – спокойный, глубокий выдох через рот. А вот и солнышко –ура. |
«Пчелка» к теме «Насекомые» или «Звук Ж_ж_ж» | Укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, формирование правильного дыхания, развитие внимания. | Дети сидит прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. Со словами: «Пчела сказала Жу-жу-жу», ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит Ж-ж-ж на выдохе и разводит руки в стороны, расправляя плечи и говорит: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу» - встают, разведя руки в стороны, делают круг по комнате и садятся на свои места (Вдох через нос, дыхание глубокое). |
«Косари» к теме «Звук З» | Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма. | Имитация движения косаря со словами: Зу-зу-зу косим мы траву, зу-зу-зу и налево взмахну Вправо - вдох Зу-зу-зу и направо взмахну, зу-зу-зу вместе быстро, влево – выдох. очень быстро мы покосим всю траву зу-зу-зу После игры нужно встряхнуть руки и расслабится |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста
Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...
Что делает коррекционную работу логопеда здоровьесберегающей?
Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи является насущной проблемой в логопедии. Сама коррекционная работа логопеда уже является здоровьесберегающей. На логопедических ...
"Поиски оптималбных форм совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя речевой группы"
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заклбчается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и д...
Совместная коррекционная работа логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.
Разработка коррекционной работы логопеда и воспитателя в речевой группе детского сада....
Алгоритмы в коррекционной работе логопеда
Рабрта логопеда редко можно подогнать под какой-нибудь шаблон. Он работает от симптоматики речевых проявлений у ребенка. Но некоторые алгоритмы в работе просто пригодятся....
1. Программа "Предупреждение оптической дисграфии у детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития, обучающихся в первом классе" (коррекционная работа логопеда в условиях реабилитационного центра)
Программа ориентирована на формирование успешной учебной деятельности ребенка с ограниченными возможностями, обучающегося в первом классе...