Выступление на педсовете «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»
презентация к уроку
тема: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»
цель: Социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям Российского общества, общечеловеческим ценностям через урочную, внеурочную и внеклассную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в согражданам России, к, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Современный национальный воспитательный идеал
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача обучающимся тех знаний, которые формируют их нравственность на основе российских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушением интеллекта
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушением интеллекта Организация нравственного уклада школьной жизни, включающая воспитательную, учебную, внеурочную и социально значимую деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов; воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота; раскрытие способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); подготовка их к жизни в социуме. Единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Цель: Социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям Российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Ценности семьи Ценности этнической и социальной группы Базовые общечеловеческие ценности Школьник Процесс формирования духовно-нравственного воспитания
Формирование мотиваций универсально – нравственных компетенций «становиться лучше», активности в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социальноориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»; формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата. Задачи Формирование личностной культуры
Задачи Воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование чувства причастности к коллективным делам; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям. Формирование социальной культуры
Задачи Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций. Формирование семейной культуры
Ценность мира Гражданственность и патриотизм Природа Нравственность Семья Религия Труд и творчество Свобода выбора Здоровье Система нравственных ценностей: Добро и толерантность
Любовь к близким, к своему Центру, городу, народу, России; элементарные представления о своей малой родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города; уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города Смоленска. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Модуль: «Я – ГРАЖДАНИН»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Различие хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его; представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе; правила поведения в образовательной организации, дома, на улице; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских отношений в коллективе; бережное гуманное отношение ко всему живому; представления о недопустимости плохих поступков; знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых нецензурных слов и выражений. Модуль: «Я – ЧЕЛОВЕК»
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и Центру; элементарные представления об основных профессиях; навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; умение соблюдать порядок на рабочем месте. Модуль: «Я и ТРУД»
Различие красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; интерес к продуктам художественного творчества; представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Модуль: «Я и КУЛЬТУРА»
Воспитательный эффект последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.) Воспитательные результаты - духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности Планируемые результаты
Первый уровень результатов – п риобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Три уровня воспитательных результатов Планируемые результаты
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому языку, народным традициям, старшему поколения; элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры; опыт реализации гражданской, патриотической позиции; представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Модуль «Я – ГРАЖДАНИН» Планируемые результаты реализации модулей
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; знание традиций своей семьи и Центра, бережное отношение к ним; уважительное отношение к традиционным религиям. Модуль «Я –ЧЕЛОВЕК» Планируемые результаты реализации модулей
Элементарные представления о различных профессиях; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности; ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; мотивация к самореализации и познавательной и практической, общественно-полезной деятельности. Модуль «Я и ТРУД» Планируемые результаты реализации модулей
Опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; формирование потребности и умения выражать себя в различных доступных видах деятельности; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве общеобразовательной организации и семьи. Модуль «Я и КУЛЬТУРА» Планируемые результаты реализации модулей
Системно - деятельностный Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: Интегративный Развивающий Вариативный Индивидуально-ориентированный
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: Развитие связей обучающихся с окружающим миром Создание здоровой духовно-нравственной среды Нравственный пример педагога Принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества
Уровень нравственного развития и воспитания учащихся (Субъективный тест М.И.Шиловой); мониторинг уровня сформированности личностных результатов учащихся; оценка уровня воспитанности учащихся (Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько). уровень сформированности семейной культуры (через диагностику семейных ценностей и представлений учеников: анкета «Я и моя семья»). Планируемые результаты реализации модулей Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Важным источником духовно - нравственного опыта школьников с интеллектуальной недостаточностью является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании , самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Общешкольные мероприятия
«Я – ГРАЖДАНИН»
«Я – ЧЕЛОВЕК»
«Я и ТРУД»
«Я и КУЛЬТУРА»
Духовно – нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинную социализацию и интеграцию в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Формирование и коррекция духовно-нравственного мировоззрения обучающихся в системе «школа - семья - социум» требует от педагогов, не только учить, но и воспитывать обучающихся.
30 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Выступление на педсовете "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, ...
Обучение и воспитание обучающихся с нарушением интеллекта и ТМНР с использованием полифункциональной предметно-развивающей среды
Обучение и воспитание обучающихся с нарушением интеллекта и ТМНР с использованием полифункциональной предметно-развивающей среды...
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Образованию от...