Открытый урок по курсу логопедических занятий для обучающихся с умственной отсталостью «Мы со звуками играем»
план-конспект урока (5, 6, 7 класс)
Проверить прочность усвоения материала детьми ОВЗ (3-7 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_igraem_so_zvukami.docx | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока для детей ОВЗ
«Мы со звуками играем»
Открытый урок по курсу логопедических занятий для обучающихся с умственной отсталостью
«Мы со звуками играем»
Златова Е.В.
Учитель-логопед МБОУ СОШ №65 г. Краснодар
Цель: Проверить прочность усвоения детьми ОВЗ группу знаний, умений и навыков, сформированных на логопедических занятиях по обучению элементам грамоты; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знания об органах артикуляции.
Закреплять умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Закреплять умение определять гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование, материалы:
- макеты красного, синего, зеленого замков;
- игрушки (животные);
- фишки (цветные кружки);
- листы А5 с картинками, цветные карандаши (на каждого ребенка)
Литература:
1. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - М., 2001
2. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение»- М., 1991
- М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»-М.1989
- Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., - 2007
- Т. Филичева, Г. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»-М., 2004
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Организационный момент.
- Логопед: Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.
Где-то собаки рычали:
Дети: Р-р-р!
Логопед: В стойле коровы мычали:
Дети: М-м-м-му-у!
Логопед: В комнате мухи жужжали:
Дети: Ж-ж-ж!
Логопед: Мимо машины бежали:
Дети: Тр-р-р!
Логопед: Гудели от ветра все провода:
Дети: 3-з-знь!
Логопед: Капала в кухне из крана вода:
Дети: Кап-кап!
Логопед: Перекликались в ночи поезда:
Дети: У-у-у! У-у-у!
- Что вы произносили? (Звуки).
2. Логопед: На прошлых занятиях, мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).
Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот – это домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями —
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая зубы. Произнесите звук П-П-П. Этот звук произносится губами. Произнесите звук Н. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это нёбо. Пощёлкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: Д-Д-Д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: Д-Д-Д-Б-Б-Б. Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук К. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук Г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
- Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы).
3. Логопед: Ребята, я хочу пригласить вас в сказочный звуковой город. В этом городе стоят красивые замки. Какого они цвета? Этот замок …(красный). Этот …(зелёный). А этот …(синий). Посмотрите, в окошках замков кружочки. Прикоснись, Полина, к первому кружочку. (Кружочек зазвучал: А-А-А). Прикоснись, Максим, к другому кружочку. (У-У-У). Третий кружочек подал голосок: И-И-И. Четвёртый запел: О-О-О.
Аналогично, из окошек синего замка донеслись другие песенки: Д-Д-Д, Ш-Ш-Ш, Ж-Ж-Ж, Б-Б-Б. В зелёном замке песенки звучали нежнее: Ль-Ль-Ль, Мь-Мь-Мь.
- Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки.
- Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки).
Правильно, этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в замках? (По-разному). Давайте вспомним, какие же звуки живут в красном замке.
- Игра «Узнай звук». Логопед артикулирует звуки без голоса, дети их называют.
- Игра «Резиночка» (с движением).
Тянем А (О) – долго, затем – быстро, У (И) – тихо, затем – громко.
- Как называются эти звуки? Почему? (Это гласные звуки, их можно петь. Губы, зубы и язык не мешают свободно выходить воздуху изо рта).
Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (Красными).
- Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат звук А. А, И, О, А, У, А, О, И, А.
- Игра «Будь внимательным». Сколько раз я назвала звук У?
У, У-У, У-У-У, У-У-А, А-У-А.
Послушайте стихотворение:
Мы со звуком У играем:
У-у-у – мы повторяем;
Утка, ухо улица,
Угол, узел, умница.
- Какие слова со звуком У вы услышали?
Гласные звуки в песенке звонко,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу они могут аукать
И в колыбели ребёнка качать.
4. Логопед. А какие же звуки живут в синем и зелёном замках? (Согласные звуки).
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- А можно ли спеть согласные звуки? Почему? (Спеть нельзя, потому что губы, зубы или язык создают преграду воздуху, мешают ему выходить).
- Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама... (Косы.)
Под землею он живет.
Землю роет старый... (Крот.)
Словно дом огромен он.
В зоопарке живет... (Слон.)
Написал письмо я Знайке.
Но забыл наклеить... (Марки.)
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляют... (Пушки.)
Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.
Дом, дом, том, дом.
Банки, панки, банки, банки.
Балка, балка, балка, палка.
Порт, борт, борт, борт.
- Игра «Какой звук повторился». Дети определяют звуки, чаще всего встречающиеся в этих стихах и называют слова.
Зоя – зайкина хозяйка
Спит в тазу у Зои зайка. (З)
Шапка да шубка –
Вот он наш мишутка. (Ш)
Спал спокойно сытый сом
Видел сладкий-сладкий сон. (С)
Черепаха, не скучая
Час сидит за чашкой чая. (Ч)
В огороде помидор
Взгромоздился на забор. (Р)
Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук
С длинными усами! (Жук.)
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (Дуб.)
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (Точку.)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
- А почему замки, в которых живут согласные звуки разного цвета?
(В синем замке живут твёрдые согласные, а в зеленом – мягкие согласные).
- Назовите жильцов синего замка. (Звуки П, М, К, Н, Т, Б и т.д.).
- А кто живёт в зелёном замке? (Звуки Пь, Мь, Кь, Нь, Ть, Бь и т.д.).
- Игра «Наоборот».
ТА-ТА-ТА – ТЯ-ТЯ-ТЯ
ПУ-ПУ-ПУ – ПЮ-ПЮ-ПЮ
МО-МО-МО – МЁ-МЁ-МЁ
БЫ-БЫ-БЫ – БИ-БИ-БИ
- Игра «Где звук живёт?»
Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и получают игрушку. Определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку к синему замку, если звук твёрдый или к зелёному, если звук мягкий.
На носу у него один рог,
Называют его … (Носорог).
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд).
Надела коняшка
Морскую рубашку. (Зебра).
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк).
Он разинул рот,
Булки просит … (Бегемот).
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит. (Лев)
Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши. (Кошка).
- Игра «Соберём бусы»
Логопед называет слово, дети определяют первый звук и выкладывают цветные кружки: красный, если звук гласный, синий, если согласный твёрдый и зелёный, если согласный мягкий.
ВЕТЕР, СОЛНЫШКО, ОБЛАКО, СНЕГ, МЕТЕЛЬ, ГРАЧ, ИНЕЙ, ПОДСНЕЖНИК.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
- Верно. И у нас пришла зима. А какие слова не относятся к зиме?
(снег, метель, ручьи)
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди
Здравствуй, небо голубое! «здороваются» с пальцами левой руки.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю – Правая рука пожимает левую руку.
Всех я вас приветствую! Взмах руками перед собой.
Работа с картинками. У каждого ребёнка нарисованы картинки, названия которых начинаются с твёрдого или мягкого звуков. Нужно нарисовать кружки возле каждой картинки, соответственно синего или зелёного цвета.
5. Логопед. Подводит итог. Чтение стихотворения.
Звуки слушай ты внимательно
И произноси старательно!
Говори спокойно, внятно,
Чтобы было всем понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....
Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...
Сообщение на тему "Использование ИКТ технологий на логопедических занятиях с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды....
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...
Использование интерактивных тетрадей на логопедических занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для успешной и эффективной коррекционной работы на логопедических занятиях с детьми нужна специальная среда, стимулирующая их познавательную и речевую активность. Использование интерактивных тет...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...