Открытый урок по курсу логопедических занятий для обучающихся с умственной отсталостью «Мы со звуками играем»
план-конспект урока (5, 6, 7 класс)

Златова Есения Валерьевна

Проверить прочность усвоения материала детьми ОВЗ (3-7 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_igraem_so_zvukami.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока для детей ОВЗ

              «Мы со звуками играем»


Открытый урок по курсу логопедических занятий для обучающихся с умственной отсталостью        

«Мы со звуками играем»

Златова Е.В.

Учитель-логопед МБОУ  СОШ №65 г. Краснодар

Цель: Проверить прочность усвоения детьми  ОВЗ группу знаний, умений и навыков, сформированных на логопедических занятиях по обучению элементам грамоты; учить применять их в практической деятельности – игре.

  Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

Закреплять знания об органах артикуляции.

Закреплять умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять умение определять гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки в начале слова.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

  Оборудование, материалы:

- макеты красного, синего, зеленого замков;

- игрушки (животные);

- фишки (цветные кружки);

- листы А5 с картинками, цветные карандаши (на каждого ребенка)

Литература:

1. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - М., 2001

2. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение»- М., 1991

  1. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»-М.1989
  2. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., - 2007
  3. Т. Филичева, Г. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»-М., 2004

 


Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Организационный момент.

  1. Логопед: Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.

 Где-то собаки рычали:

Дети: Р-р-р!

Логопед: В стойле коровы мычали:

Дети: М-м-м-му-у!

Логопед: В комнате мухи жужжали:

Дети: Ж-ж-ж!

Логопед: Мимо машины бежали:

Дети: Тр-р-р!

Логопед: Гудели от ветра все провода:

Дети: 3-з-знь!

Логопед: Капала в кухне из крана вода:

Дети: Кап-кап!

Логопед: Перекликались в ночи поезда:

Дети: У-у-у! У-у-у!

- Что вы произносили?  (Звуки).

2. Логопед: На прошлых занятиях, мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

     - Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).

Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот.  Рот – это домик звуков.

                       

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки

 Конфеты и плюшки.

 

      В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая зубы. Произнесите звук П-П-П. Этот звук произносится губами. Произнесите звук Н. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это нёбо. Пощёлкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: Д-Д-Д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

     Положите ладошку на горло. Произнесите: Д-Д-Д-Б-Б-Б. Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук К.  Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук Г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.

    - Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы).

 3. Логопед: Ребята, я хочу пригласить вас в сказочный звуковой город. В этом городе стоят красивые замки. Какого они цвета? Этот замок …(красный). Этот …(зелёный). А этот …(синий). Посмотрите, в окошках замков кружочки. Прикоснись, Полина, к первому кружочку. (Кружочек зазвучал: А-А-А). Прикоснись, Максим, к другому кружочку. (У-У-У). Третий кружочек подал голосок: И-И-И. Четвёртый запел: О-О-О.

Аналогично, из окошек синего замка донеслись другие песенки: Д-Д-Д, Ш-Ш-Ш, Ж-Ж-Ж, Б-Б-Б. В зелёном замке песенки звучали нежнее: Ль-Ль-Ль, Мь-Мь-Мь.

     - Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки.

- Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки).

Правильно, этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в замках? (По-разному). Давайте вспомним, какие же звуки живут в красном замке.

  • Игра «Узнай звук». Логопед артикулирует звуки без голоса, дети их называют.
  • Игра «Резиночка» (с движением).

Тянем А (О) – долго, затем – быстро, У (И) – тихо, затем – громко.

- Как называются эти звуки? Почему? (Это гласные звуки, их можно петь. Губы, зубы и язык не мешают свободно выходить воздуху изо рта).

Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (Красными).

  • Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат звук А.                  А, И, О, А, У, А, О, И, А.

  • Игра «Будь внимательным». Сколько раз я назвала звук У?

             У,   У-У,   У-У-У,  У-У-А,   А-У-А.

     Послушайте стихотворение:

Мы со звуком  У  играем:

У-у-у – мы повторяем;

Утка, ухо улица,

Угол, узел, умница.

- Какие слова со звуком  У вы услышали?

Гласные звуки в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу они могут аукать

И в колыбели ребёнка качать.    

4. Логопед. А какие же звуки живут в синем и зелёном замках? (Согласные звуки).

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- А можно ли спеть согласные звуки?  Почему? (Спеть нельзя, потому что губы, зубы или язык создают преграду воздуху, мешают ему выходить).

 

  •    Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама... (Косы.)

Под землею он живет.

Землю роет старый... (Крот.)

Словно дом огромен он.

В зоопарке живет... (Слон.)

Написал письмо я Знайке.

Но забыл наклеить... (Марки.)

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют... (Пушки.)

Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

Дом, дом, том, дом.

Банки, панки, банки, банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

  • Игра «Какой звук повторился». Дети определяют  звуки, чаще всего встречающиеся в этих стихах и называют слова.

Зоя – зайкина хозяйка

Спит в тазу у Зои зайка.  (З)

Шапка да шубка –

Вот он наш мишутка.  (Ш)

Спал спокойно сытый сом

Видел сладкий-сладкий сон.  (С)

Черепаха, не скучая

Час сидит за чашкой чая.  (Ч)

                                            В огороде помидор

                                            Взгромоздился на забор.  (Р)

   Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения  и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

  Куклу, выронив из рук,

  Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук

 С длинными усами! (Жук.)

    На поляне весной

    Вырос зуб молодой. (Дуб.)

    Наевшись рыбы до отвала,

    На море гайка (чайка) отдыхала.

    Поэт закончил строчку,

    В конце поставил бочку. (Точку.)

   

     Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

- А почему замки, в которых живут согласные звуки разного цвета?

(В синем замке живут твёрдые согласные, а в зеленом – мягкие согласные).

- Назовите жильцов синего замка.  (Звуки П, М, К, Н, Т, Б и т.д.).

- А кто живёт в зелёном замке?  (Звуки Пь, Мь, Кь, Нь, Ть, Бь и т.д.).

  • Игра «Наоборот».

   ТА-ТА-ТА – ТЯ-ТЯ-ТЯ

   ПУ-ПУ-ПУ – ПЮ-ПЮ-ПЮ

   МО-МО-МО – МЁ-МЁ-МЁ

   БЫ-БЫ-БЫ – БИ-БИ-БИ

  • Игра «Где звук живёт?»

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и получают игрушку. Определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку к синему замку, если звук твёрдый или к зелёному, если звук мягкий.

На носу у него один рог,

Называют его …  (Носорог).

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд).

Надела коняшка

Морскую рубашку.  (Зебра).

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?  (Волк).

Он разинул рот,

Булки просит …  (Бегемот).

Царь зверей раскатисто рычит,

Всех зверей собрать спешит. (Лев)

Нет моей походки тише,

И меня боятся мыши.  (Кошка).

                

  • Игра «Соберём бусы»

Логопед называет слово, дети определяют первый звук и выкладывают  цветные кружки: красный, если звук гласный, синий, если согласный твёрдый и зелёный, если согласный мягкий.

ВЕТЕР, СОЛНЫШКО, ОБЛАКО, СНЕГ, МЕТЕЛЬ, ГРАЧ, ИНЕЙ, ПОДСНЕЖНИК.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

- Верно. И у нас пришла  зима. А какие слова не относятся к зиме?

(снег, метель, ручьи)

 Пальчиковая гимнастика                

                    Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!                Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое!                   «здороваются» с пальцами левой руки.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –                  Правая рука пожимает левую руку.

Всех я вас приветствую!                      Взмах руками перед собой.

Работа с картинками. У каждого ребёнка нарисованы картинки, названия которых начинаются с твёрдого или мягкого звуков. Нужно нарисовать кружки возле каждой картинки, соответственно синего или зелёного цвета.

5. Логопед. Подводит итог. Чтение стихотворения.

Звуки слушай ты внимательно

И произноси старательно!

Говори спокойно, внятно,

Чтобы было всем понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Сообщение на тему "Использование ИКТ технологий на логопедических занятиях с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды....

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной  школы,  адаптации в учебной деятельности,...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Использование интерактивных тетрадей на логопедических занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для успешной и эффективной коррекционной работы на логопедических занятиях с детьми нужна специальная среда, стимулирующая их познавательную и  речевую активность. Использование интерактивных тет...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов

Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...