Конспект урока "Звук и буква Л"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов.
Конспект урока
«Звук и буква Л»
Учитель-логопед - Нилова И. В.
г. Домодедово
2018 г.
Конспект логопедического фронтального занятия в 1 классе на тему: «Звук и буква Л»
Цель: дифференцировать звуки [л], [ль], закрепить знание буквы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [ль] и написание буквы Л. - расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков;
- совершенствовать навыки чтения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [ль];
- развивать мышление, память, воображение;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
Оборудование: Картинки со звуком Л, Ль, иллюстративный материал из пособия Иншаковой О.Б «Развитие читательских навыков у детей».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель-логопед:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (Игрушки лиса и лошадь) - Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [ль]). А каким звуком выражена буква Л в слове «лошадь»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [ль], о букве Л.)
2. Объявление темы занятия.
3. Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [ль] и написания буквы Л.
Учитель-логопед:
- Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [ль].
Характеристика звука [л]:
[л] – согласный, звонкий, твёрдый.
Характеристика звука [ль]:
[ль ] – согласный, звонкий, мягкий.
- Напишите на доске букву Л.
4. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Эхо»
ЛА-ЛА-ЛА сидит Мила у стола.
ЛО-ЛО-ЛО платье мне уже мало.
ЛУ-ЛУ-ЛУ идет Милочка к столу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ стоят в комнате столы.
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ во рту вкусное суфле.
АЛ-АЛ-АЛ Вова на диване спал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ пенал упал на стол.
УЛ-УЛ-УЛ Петя две свечи задул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ я в ворота гол забил.
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.
Игра «Определи, где находится звук и буква «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло, вулкан, жёлудь, галстук, одеяло, скалка.
Соедини линией букву Л, расположенную в центре, с буквами, которые находятся в словах.
5. Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [ль].
(Фонетический диктант. Дети отгадывают загадку, определяют звук и закрашивают, соответствующими цветами, кружочки в тетради. Записывают место звука в слове.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют,
А достать не могут. (Луна)
Волшебные туфли наденешь на ноги —
И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)
Гуляет в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки. (Лиса)
На зелёной ножке. (Ландыш)
Нагнут меня ребятки –
И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)
Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу ловко хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю,
Делать гору, строить дом. (Лопата)
Длиннорогий и рогатый,
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий… (Лось)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Беленькие горошки
Учитель-логопед: - Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [ль ])
- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, ландыш,)
- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [ль]. (лягушка, лиса, лейка)
5. Динамическая пауза.
Учитель-логопед:
- А теперь отдохнём и букву соберём!
(Дети встают и показывают букву, используя своё тело, пальцы, руки)
6. Работа с текстом.
Перед вами текст. Найдите и подчеркните все буквы Л. Прочитайте слова, в которых встречается буква Л.
7. Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез слов.
Учитель-логопед:
Давайте составим схему к слову «луга»
Сколько слогов в слове?
Почему два слога? Какое правило вы знаете?
Назовите первый слог. Сколько звуков в первом слоге?
Назовите второй слог. Сколько звуков во втором слоге?
Сколько звуков в слове?
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
8. Итог занятия
Учитель-логопед:
- С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [ль], с буквой Л)
- Чем отличаются звуки [л] и [ль] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [ль] – мягкий)
- Ребята, попрощайтесь с нашими друзьями.
Планируемые результаты занятия
Предметные:
– различать в слове согласные звуки по их признакам, выделять звук вне слова и в слове;
– сравнивать, группировать и классифицировать все изученные звуки и буквы;
– составлять звуко-буквенную модель слова;
– анализировать простые распространенные предложения
– классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия);
– читать слоги, слова, предложения, тексты с данным звуком;
– тренироваться в чтении и написании строчных и заглавных букв Л, л;
– писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования
Метапредметные:
– осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики;
– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, умение действовать по плану, соблюдая алгоритм (в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала);
– использовать знаково-символические средства;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;
– уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;
– сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать
очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное, аргументировать свои ответы).
Личностные:
– проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению; – устойчивое следование в поведении социальным нормам;
– оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неудачи)
в учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"
"Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"...
Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
Конспект занятия «Здравствуй, буква У»
«Здравствуй, буква У» Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой У. Закрепить представление о букве и звуке А. Сравнить звуки А и УКоррекционно-развивающие:Раз...
Конспект занятия «Здравствуй, буква А»
quot;Здравствуй, буква А"Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой А.Коррекционно-развивающие:Развивать слуховое внимание, фонематический слух.Работать над речевым...
Конспект логопедического занятия «Буквы Б – П. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах».
Для учащихся 2 класса, страдающих наушением письма....
Конспект занятия «Дифференциация букв и-у».
Конспект занятия для 2 класса по коррекции дисграфии....
Конспект урока "Большая буква"
Конспект...