Тема | Буквы Б – П. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах. |
Тип занятия | Открытие нового знания |
Используемые технологии | Системно-деятельностный подход. Здоровьесберегающие. ИКТ Технология поэтапного формирования умственных действий |
Цель темы | Научиться практическим навыкам сравнения звуков [б] - [п], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой. Формировать у младших школьников умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Задачи темы | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные |
1. Научить различать звуки [б – п] на слух и в произношении в слогах и словах. 2. Четко называть различия между парными звонкими и глухими согласными. 3. Формировать умение соотнесения звука с буквой. 4. Тренировать в нахождении нужного звука в слогах и словах. 5. Учить правильно употреблять верную букву в слове на письме.
| 1. Совершенствовать фонематическое восприятие и фонематический слух. 2. Формировать учебную мотивацию. 3. Развивать познавательные процессы. 4. Работать с артикуляционной, мелкой, общей, глазодвигательной моторикой. 5. Развивать речевое дыхание, силу выдоха. 5. Способствовать развитию умений: обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы.
| 1. Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. 2. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. 3. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию его в реальном поведении. |
Планируемые результаты
| Познавательные и регулятивные УУД 1. Уметь находить и структурировать информацию. 2. Уметь представлять информацию и извлекать ее из таблиц. 3. На основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам. 4. Уметь высказывать свое предположение. 5.Уметь принимать и сохранять учебную задачу. 6. Использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания. 7. Уметь выполнять проверку и самопроверку.
| Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Уметь строить понятные для партнера высказывания. 3. Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. 4. Использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы. | Личностные УУД
1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2. Воспитать положительный интерес к изучаемому предмету. 3. Проявлять способность к адекватной оценке своей учебной деятельности. 4. Уметь осознать собственные достижения при освоении учебной темы.
|
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель, проектор, экран. Базовая презентация по теме урока. |
Демонстрационный материал | Части слов на магнитах, мяч. |
Раздаточный материал | Воздушные фломастеры, трафареты, карточки с заданиями, ручки, простые карандаши, синий карандаш. |
Этапы занятия |
|
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. |
|
Задачи | Методы и приемы работы | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Определить тему занятия. | Беседа. Диалог.
| Фронтально | Здоровается с детьми, гостями. Просит назвать число и месяц. Сообщает, что 7 декабря день гражданской авиации. Предлагает отправиться в путешествие на самолете. Настраивает детей на хорошее настроение. Задает вопросы для подведения к определению темы занятия, выводит слова на доску в 2 столбика: Куда мы отправились? На чем мы летим? Как по другому называют профессионалы самолет? Кто вы? Кто я? Сопровождающий, стюардесса, бортпроводник. Что пассажиры берут с собой в путешествие? Назовите 1 словом. Обращает внимание на доску. Просит прочитать слова 1 столбика, затем 2, найти,что общего между словами в столбике.
Спрашивает, какая тема занятия.
| Здороваются с логопедом и гостями. Сообщают число и месяц. Слушают сообщение логопеда. Разбирают совместно понятие «гражданская авиация». Слушают логопеда, выполняют инструкции. Отвечают на вопросы логопеда. В полет, путешествие. На самолете. Борт. Пассажиры. Бортпроводник. Чемоданы, сумки.
Багаж.
Полет, путешествие, Пассажиры. Все слова начинаются на букву П. Борт, бортпроводник, багаж. Все слова начинаются на букву Б. Буквы П и Б. Звуки [п]и [б]. | Вызвать интерес к занятию, желание освоить материал.
Сделать вывод и определить тему занятия. |
2 этап. Актуализация знаний. |
|
|
|
|
|
Задачи. Актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания). | Беседа. Диалог. | Фронтально. | Просит учащихся дать характеристику звука [п]. Просит учащихся дать характеристику звука [б]. Ответить, какими буквами обозначаются звуки Сравнить звуки, найти сходства и различия. Определить, когда пишем букву П, а когда Б. Предлагает на карточках с перепутанными буквами найти и обвести синим карандашом буквы П и Б. | Дают характеристику звуков [п] и [б], делают вывод о парности звуков, сходстве и различии, написании буквы П там, где слышим глухой звук, Б – где звонкий.
| Сравнение и вывод, о том, что различие звуков в том, что[п] - глухой, [б]- звонкий. |
Коррекционный блок.
Гимнастика для глаз. |
|
|
|
|
|
Задачи. Снять напряжение с глаз. | Выполнение по образцу. | Фронтально. | Показывает действия. | Повторяют действия глазами за логопедом. |
|
3 этап. Выявлении е места и причины затруднений. |
|
|
|
|
|
Задачи. Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Фиксация места, на котором возникло затруднение, Соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения. | Работа со слоговыми рядами в таблице. | Фронтально. | Просит взять карточки, на которых изображена таблица. Дает инструкцию: там, где слышим слог со звуком [п], поставить точку, а где со звуком [б]– крестик. Просит сравнить результат с образцом, сделать вывод, справились с заданием или нет, сделать вывод, как преодолеть затруднения и избежать ошибок. | Выполняют работу в карточках. Сравнивают результат с образцом. Делают вывод, справились с заданием или нет. Выясняют с помощью логопеда причину затруднений, выясняют, как преодолеть затруднения и избежать ошибки: -произнести слог, -проанализировать звонкий (звон в ушах) или глухой (нет звона), -если звонкий – пишем букву Б, если глухой – пишем букву П.
| Заполнение карточки определенным рисунком в форме самолета. Прийти к выводу, почему возникли затруднения. Найти способы избежания ошибок. |
Коррекционный блок Дыхательная гимнастика. |
|
|
|
|
|
Задачи. Добиться сильной, направленной воздушной струи. |
Выполнение по образцу. |
Фронтально. |
Дает инструкцию по выполнению дыхательной гимнастики: 1.Выпрямить спину. 2.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. 3.Выдох должен быть длительным, плавным. 4.Необходимо следить, чтобы не надувались щеки. 5. Не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота. 6.После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды. Инструкция по работе: Положите перед собой трафарет. Дуйте через фломастер так, чтобы воздушная струя попадала в окошко. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее ваша воздушная струя. Закрасьте все окошко. |
Читают правила выполнения гимнастики, слушают инструкцию выполнения задания, выполняют гимнастику. Смотрят на получившийся результат. Делают вывод, у кого самая сильна воздушная струя, у кого самая слабая. Делают вывод, какие картинки получились. |
Направленная воздушнаяструя. |
4 этап. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи. |
|
|
|
|
|
Задачи. Закрепить полученные знания.
| Комментирование. | Фронтально. | Просит вспомнить названия птиц со звуками[п и [б. Дополняет, просит выполнить задание на карточках: вставьте пропущенную букву, определите, какими по счету в слове стоят звуки[п] и [б]. | Называют. Работают с карточками, вставляя пропущенные буквы, определяя место звука в слове. | Верно вставить пропущенные буквы, определить место звука в слове.
|
Коррекционный блок Физ. Минутка. |
|
|
|
|
|
Задачи. Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. |
Двигательная активность. |
Фронтальная. |
Просит детей повторять слова и действия: Мы садимся в самолет, Отправляемся в полет! Мы летим над облаками. Машем папе, машем маме. Видим, как течет река, Видим лодке рыбака. Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!
|
Выходит 1 ребенок к доске:
Дети приседают
«Заводят» самолет встают. Руки в стороны
По очереди обеими руками Показывают руками волны «Забрасывают» удочку Наклоняются влево, вправо. Приседают. |
Расслабить тело, руки, ноги. |
5 этап. Самостоятельная работа проверкой. |
|
|
|
|
|
Задачи. Применить полученные знания в новой ситуации, создать ситуацию успеха. |
Работа с карточками. Игра с мячом. |
В парах.
Фронтально |
2 человека возле доски выполняют задание: собрать перепутанные слоги в слова. Остальных просит взять карточки со словами, дает инструкцию: соедините слова из 1 столбика с подходящим словом из 2 столбика. Назовите 1 словом все предметы из 1 столбика. Проверьте правильность выполнения задания у соседа. Игра «Измени слово». Бросает ребенку мяч, произносит слово со звуком [п], просит в ответ мяч и произнести слово со звуком [б]. Порт Плеск Почка Пашня Папочка Палка Выпросить Упор Пылинка |
Выполняют работу на карточках. Проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
Ловит мяч. Бросает обратно, произнося слово с требуемым звуком.
Борт Блеск Бочка Башня Бабочка Балка Выбросить Убор Былинка |
Закрепить умение соотнесения буквы со звуком, Согласование прилагательных с существительными. Выполнение проверки и самопроверки. |
6 этап. Рефлексия. |
|
|
|
|
|
Задачи. Осознать результат своей работы, сформулировать его. | Самоанализ и самооценка. | Фронтальная. Индивидуальная. | Просьба выбрать самую подходящую для себя строку по окончании урока: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться.. Раздает цветы трех цветов: Синий– плохое настроение после занятия, Красный – хорошее. Оценка работы детей. | Выбирают подходящую строку по итогу урока.
Выбирают подходящий цвет и прикрепляют к поляне. | Оценка своей деятельности. |