Конспект логопедического занятия «Буквы Б – П. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах».
план-конспект

Кожевникова Инна Александровна

Для учащихся 2 класса, страдающих наушением письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_p-b.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме

«Буквы Б – П. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах».

Класс: 2 класс.

Тема

Буквы Б – П. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах.

Тип занятия

Открытие нового знания

Используемые технологии

Системно-деятельностный подход.

Здоровьесберегающие.

ИКТ

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель темы

Научиться практическим навыкам сравнения звуков [б] - [п], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой. Формировать у младших  школьников умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Задачи темы

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

1. Научить различать звуки [б – п] на слух и в произношении в слогах и словах.

2. Четко называть различия между парными звонкими и глухими согласными.

3. Формировать умение соотнесения звука с буквой.

4. Тренировать в нахождении нужного звука в слогах и словах.

5. Учить правильно употреблять верную букву в слове на письме.

1. Совершенствовать фонематическое восприятие и фонематический слух.

2. Формировать учебную мотивацию.

3. Развивать познавательные процессы.

4. Работать с артикуляционной, мелкой, общей, глазодвигательной моторикой.

5. Развивать речевое дыхание, силу выдоха.

5. Способствовать  развитию умений: обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы.

1. Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.
2.
Способствовать созданию условий обеспечивающих:
- формирование у учеников навыков самоконтроля;
- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
3.
Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию его в реальном поведении.

Планируемые результаты

Познавательные и регулятивные УУД

1. Уметь находить  и структурировать информацию.
2. Уметь представлять информацию и извлекать ее  из таблиц.
3. На основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.

4. Уметь высказывать свое предположение.
5.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу.  

6. Использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания.

7. Уметь выполнять проверку и самопроверку.

Коммуникативные УУД

 1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Уметь строить понятные для партнера высказывания.

3. Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

4. Использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.

Личностные УУД

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 
2. Воспитать положительный интерес к изучаемому предмету.

3. Проявлять способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.

4. Уметь осознать собственные достижения при освоении учебной темы.

Средства ИКТ, 
аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель, проектор, экран. 
Базовая презентация по теме урока.

Демонстрационный материал

Части слов на магнитах, мяч.

Раздаточный материал

Воздушные фломастеры, трафареты, карточки с заданиями, ручки, простые карандаши, синий карандаш.

Этапы занятия

1 этап.  Мотивация к учебной деятельности.

Задачи

Методы и приемы работы

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Определить тему занятия.

Беседа.

Диалог.

Фронтально

Здоровается с детьми, гостями. Просит назвать число и месяц. Сообщает, что 7 декабря день гражданской авиации. Предлагает отправиться в путешествие на самолете.

Настраивает детей на хорошее настроение.

Задает вопросы для подведения к определению темы занятия, выводит слова на доску в 2 столбика:

Куда мы отправились?

На чем мы летим?

Как по другому называют профессионалы самолет?

Кто вы?

Кто я?

Сопровождающий, стюардесса, бортпроводник.

Что пассажиры берут с собой в путешествие?

Назовите 1 словом.

Обращает внимание на доску. Просит прочитать слова 1 столбика, затем 2, найти,что общего между словами в столбике.

Спрашивает, какая тема занятия.

Здороваются с логопедом и гостями.

Сообщают число и месяц.

Слушают сообщение логопеда.

Разбирают совместно понятие «гражданская авиация».

Слушают логопеда, выполняют инструкции.

Отвечают на вопросы логопеда.

В полет, путешествие.

На самолете.

Борт.

Пассажиры.

Бортпроводник.

Чемоданы, сумки.

Багаж.

Полет, путешествие,

Пассажиры. Все слова начинаются на букву П.

Борт, бортпроводник, багаж. Все слова начинаются на букву Б.

Буквы П и Б. Звуки

[п]и [б].

Вызвать интерес к занятию, желание освоить материал.

Сделать вывод и определить тему занятия.

2 этап. Актуализация знаний.

Задачи.

Актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания).

Беседа.

Диалог.

Фронтально.

Просит учащихся дать характеристику звука [п].

Просит учащихся дать характеристику звука [б].

Ответить, какими буквами  обозначаются звуки

Сравнить звуки, найти сходства и различия.

Определить, когда пишем букву П, а когда Б.

Предлагает на карточках с перепутанными буквами найти и обвести синим карандашом буквы П и Б.

Дают характеристику звуков [п] и [б], делают вывод о парности звуков, сходстве и различии, написании буквы П там, где слышим глухой звук, Б – где звонкий.

Сравнение и вывод, о том, что различие звуков в том, что[п] - глухой, [б]-  звонкий.

Коррекционный блок.

Гимнастика для глаз.

Задачи.

Снять напряжение с глаз.

Выполнение по образцу.

Фронтально.

Показывает действия.

Повторяют действия глазами за логопедом.

3 этап. 

Выявлении

е места и причины  затруднений.

Задачи.

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. 
Фиксация  места, на котором возникло затруднение, Соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения.

Работа со слоговыми рядами в таблице.

Фронтально.

Просит взять карточки, на которых изображена таблица. Дает инструкцию: там, где слышим слог со звуком [п],  поставить точку, а где со звуком [б]– крестик.

Просит сравнить результат с образцом, сделать вывод, справились с заданием или нет, сделать вывод, как преодолеть затруднения и избежать ошибок.

Выполняют работу в карточках. Сравнивают результат с образцом. Делают вывод, справились с заданием или нет.

Выясняют с помощью логопеда причину затруднений, выясняют, как преодолеть затруднения и избежать ошибки:

-произнести слог,

-проанализировать звонкий (звон в ушах) или глухой (нет звона),

-если звонкий –  пишем букву Б, если глухой – пишем букву П.

Заполнение карточки определенным рисунком в форме самолета.

Прийти к выводу, почему возникли затруднения. Найти способы избежания ошибок.

Коррекционный блок

Дыхательная гимнастика.

Задачи.

Добиться сильной, направленной воздушной струи.

Выполнение по образцу.

Фронтально.

Дает инструкцию по выполнению дыхательной гимнастики:

1.Выпрямить спину.

2.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

3.Выдох должен быть длительным, плавным.

4.Необходимо следить, чтобы не надувались щеки.

5. Не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

6.После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.

Инструкция по работе:

Положите перед собой трафарет. Дуйте через фломастер так, чтобы воздушная струя попадала в окошко. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее ваша воздушная струя.

Закрасьте все окошко.

Читают правила выполнения гимнастики, слушают инструкцию выполнения задания, выполняют гимнастику. Смотрят на получившийся результат. Делают вывод, у кого самая сильна воздушная струя, у кого самая слабая. Делают вывод, какие картинки получились.

Направленная воздушнаяструя.

4 этап.

Первичное закрепление с комментирование во внешней речи.

Задачи.

Закрепить полученные знания.

Комментирование.

Фронтально.

Просит вспомнить названия птиц со звуками[п и [б. Дополняет, просит выполнить задание на карточках: вставьте пропущенную букву, определите, какими по счету в слове стоят звуки[п] и [б].

Называют. Работают с карточками, вставляя пропущенные буквы, определяя место звука в слове.

Верно вставить пропущенные буквы, определить место звука в слове.

Коррекционный блок

Физ. Минутка.

Задачи.

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Двигательная активность.

Фронтальная.

Просит детей повторять слова и действия:

Мы садимся в самолет,

Отправляемся в полет!

Мы летим над облаками.

Машем папе, машем маме.

Видим, как течет река,

Видим лодке рыбака.

Осторожнее: гора!

Приземляться нам пора!

Выходит 1 ребенок к доске:

Дети приседают

«Заводят» самолет встают.

Руки в стороны

По очереди обеими руками

Показывают руками волны

«Забрасывают» удочку Наклоняются влево, вправо.

Приседают.

Расслабить тело, руки, ноги.

5 этап.

Самостоятельная работа проверкой.

Задачи.

Применить полученные знания в новой ситуации, создать ситуацию успеха.

Работа с карточками.

Игра с мячом.

В парах.

Фронтально

2 человека возле доски выполняют задание: собрать перепутанные слоги в слова.

Остальных просит взять карточки со словами, дает инструкцию:

соедините слова из 1 столбика с подходящим словом из 2 столбика. Назовите 1 словом все предметы из 1 столбика. Проверьте правильность выполнения задания у соседа.

Игра «Измени слово».

Бросает ребенку мяч, произносит слово со звуком [п], просит в ответ мяч и произнести слово со звуком [б].

Порт

Плеск

Почка

Пашня

Папочка

Палка

Выпросить

Упор

Пылинка

Выполняют работу на карточках. Проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Ловит мяч. Бросает обратно, произнося слово с требуемым звуком.

Борт

Блеск

Бочка

Башня

Бабочка

Балка

Выбросить

Убор

Былинка

Закрепить умение соотнесения буквы со звуком,

Согласование прилагательных с существительными.

Выполнение проверки и самопроверки.

6 этап.

Рефлексия.

Задачи.

Осознать результат своей работы, сформулировать его.

Самоанализ и самооценка.

Фронтальная. Индивидуальная.

Просьба выбрать самую подходящую для себя строку по окончании урока:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться..

Раздает цветы трех цветов:

Синий– плохое настроение после занятия,

Красный – хорошее.

Оценка работы детей.

Выбирают подходящую строку по итогу урока.

Выбирают подходящий цвет и прикрепляют к поляне.

Оценка своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях

Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена  презентация.Все части занятия логичес...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...