«Содержание логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у дошкольников».
методическая разработка

        Важным моментом при подготовке к школе детей с  ОВЗ становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Содержание логопедической работы по профилактике акустической  дисграфии

у дошкольников».

                            Учитель-логопед

              Серебренникова Т. Г.

Санкт-Петербург

2019

        Важным моментом при подготовке к школе детей с  ОВЗ становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

       Система работы по предупреждению акустической  дисграфии для детей с нарушениями  речи  разработана на основе дидактических методов коррекционной педагогики, что помогает осуществлять следующие направления коррекции: развитие высших психических функций; развитие слухового восприятия; совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, через знакомство с основными понятиями грамоты (звук, буква, слог и т. д.).

    При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза, частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

    В процессе письма для правильного различения и  выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению.

 При акустической дисграфии на письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:

-звонкие –глухие (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш) смотредь вместо смотреть;

-свистящие- шипящие (С-Ш, З-Ж, и т.д.) сутка вместо шутка;

-ротовые соноры (Р-Л) палаход вместо пароход;

-аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-С) ташка вместо чашка;

-также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».

Для успешного овладения грамотой у детей уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки:

1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, Р-Л-Й).

2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа сыска вместо шишка, лыба вместо рыба и пр.)

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- выделение звука на фоне слова (например: «если звук Р в слове рыба? А в словах шар, картина»);

- определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове машина находится звук Ш - в начале, в середине или в конце? А в словах шуба, ерш?»;

В процессе специального обучения дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов;

- умение делить слова на слоги, а слоги на звуки;

- умение членить предложения на слова.

4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве), что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.

        Профилактическая работа с дошкольниками  должна  проводиться  в комплексе с учетом индивидуальных психофизических особенностей  детей.  Сформированность речевых и неречевых психических функций: развитие фонематического восприятия, слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений необходимы для овладения в дальнейшем нормальным  процессом  письма.

С этой целью логопеды ДОУ активно используют в своей работе дидактические игры.

        Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок  акустической дисграфии: «Найди себе пару», «Придумай необычные слова», «Красный - белый», «Кто больше», «О, счастливчик», «Слова с начинкой », «Техники».

Работа проводится в следующих направлениях

-  Развитие фонематического восприятия.

-Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза.  .

-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова.

        В процессе работы по разитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис).

    Также  выделяют два вида пространственных ориентировок: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве:

1.Определение пространственных соотношений предметов. Находящихся сбоку: «Покажи,  какой предмет находится  справа от тебя, слева»

2. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку.

В работе с детьми можно использовать дидактические игры 

«Веселые картинки»,  «Волшебная рамка»,  «Кубик-букварик», «Буквы-половинки», «Узнай по силуэту», «Хитрый трафарет».

       Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется: развитие слухового и зрительного внимания, развитие слуховых дифференцировок, развитие фонематического восприятия, уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.  В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по  развитию фонематического анализа и синтеза, развитие слуховых дифференцировок.

Подготовительный период:

       С целью развития слухового и зрительного внимания рекомендуются следующие задания: привлечение внимания к звучащему предмету, различение и запоминание цепочки звукоподражаний, знакомство с характером звучащих предметов, определение местонахождения и направленности звука, различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов,– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов, выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам.

        В процессе работы по развитию слуховых дифференцировок необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук 3 можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж - с жужжанием жука; С - со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш - с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук 3, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или, комар?» Или после попеременного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?»

         При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала, педагог идет от простого к сложному

С целью развития фонематического слуха и восприятия  рекомендуются следующие задания:

1) Учить  различать речевые и неречевые звуки, используя игры на развитие слухового внимания.

2) Упражнение на различение речевых звуков. например: «Поймай звук (А)» (называем ряд гласных звуков, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (А).

Игры:

Хлопки

Кто летит

3. Узнай по голосу

4.  Будь внимательным!

 5. Съедобное – несъедобное 

6. Где что было 

                        Основной период

Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза:

-Знакомство с терминами:  «Звук», «Буква», «Слово» правильно их понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по разному, слова могут быть длинными и короткими. Объясняю, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.    

Формирование фонематического анализа и синтеза состоит в следующем:

- Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный-гласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий.

- Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове «Назови 1-ый, 2-ой … звуки», «Посчитай звуки»

- На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков отрабатывается наиболее легкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова «Утки и окуни», «Назови картинку», «Кто больше?», «Выбери картинку на звук …»

- Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; - формирование умения делать слоговой анализ слова: «Домики», «Закончи слово», «Слоговая цепочка» и т.д.

- Анализ и синтез обратного слога типа АП: «Подружи звуки», «Живые звуки» и т.д.

- Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа СУП: «Внимательные ушки», «Назови картинку» и т.д.

- Выделение начального согласного в слове типа СУП: «Внимательные ушки», «Назови картинку» и т.д.

- Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа СОМ: «Назови второй звук», «Назови гласный звук» и т.д.

- Анализ и синтез прямого слога типа СА: «Подружи звуки», «Живые звуки» и т.д.

- Полный звуко - слоговой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа СОМ и двусложных типа ЗУБЫ с опорой на схему, где обозначаются и слоги, и звуки: «Подбери картинку к схеме», «Составь схему слова» и т.д.

- Полный звуко - слоговой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа СТОЛ, двусложных с закрытым слогом типа КОШКА, трехсложных типа ПАНАМА, произношение которых не расходится с написанием.

- Преобразование слов путем замены отдельных звуков СОК-СУК.

- Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова: «На что похожа буква?», «Какие буквы спрятались?», «Зачеркни неправильно написанные буквы», «Допиши букву» и т.д.

- Полный фонематический анализ слов

  При знакомстве со звуками  используется наглядный материал: «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Необходимо объяснение, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.  

Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане:

-Самостоятельно произносим слова, интонационно подчеркивая в них  нужные звуки

Выделение определенных звуков на уровне слога, слова:

-Учить различать на слух гласные и согласные звуки на уровне звуков,

Развивая фонематический слух (умение воспринимать и различать звуки речи) и обучая ребенка чтению, следует помнить, что:

-  Наша речь состоит из предложений.

-  Предложение – это законченная мысль.

-  Предложения состоят из слов.

-  Слова состоят из звуков.

-  Звук – то, что мы слышим и произносим.

-  Буква – то, что пишем и читаем.

-  Звук на письме обозначается буквой.

-  Звуки бывают гласные и согласные.

- Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

На схеме гласные звуки обозначаем красным цветом. Гласных букв – десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Е, (Я- ЙА, Ю- ЙУ, Е- ЙЭ, Е-ЙО).

-  в начале слова (юла, яма); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я -А, Ю-У, Е-Э, Е-О (береза, мяч).

-  Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух выходящий

Изо рта при их произнесении, встречает преграду.

-  Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло:

глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

-  Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

 согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

 всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

 всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

Развитие зрительно - моторных координаций.

Система работы при нарушении зрительно - моторных координаций должна строиться с учетом тех причин, которые лежат в основе нарушения (нарушение механизмов зрительного восприятия, нарушение развития моторных функций, нарушение системного взаимодействия этих функций, хотя при этом могут отсутствовать нарушения в развитии зрительных и моторных функций). Развитие тонко координированных движений рук. При развитии мелкой моторики важно нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.

Развитие способности  к концентрации и переключению зрительного внимания.

Этапы работы:

Развитие буквенного гнозиса и автоматизация смешиваемых букв.

разного шрифта;

узнавание буквы по её части;

с наложением из разного шрифта;

с наложением из одинакового шрифта;

с зашумлением.

       В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил.

       Таким образом, целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является основным методом профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование содержания логопедической работы по развитию моторной сферы, просодической стороны речи

Календарное планирование содержания логопедической работы по развитию моторной сферы, просодической стороны речи...

Содержание логопедической работы по индивидуальному маршруту

Основание: по результатам логопедического обследования выявлены нарушения развития сторон речи.Цель: корректировать нарушенные разделы речевого развития, содействовать совершенствованию речевых коммун...

Дифференцированный подход при определении содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у детей школьного возраста

Представляю презентацию, отражающую специфику коррекционной работы учителя-логопеда по устранению нарушений письменной речи....

Направления и содержание логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР.

Дети с ОНР испытывают специфические трудности в формировании речевых и неречевых психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом.С такими детьми необходимо проведение логопедическо...

Доклад "Организация и содержание логопедической работы"

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов

Совместная работа логопеда, воспитателей общеобразовательной группы, других специалистов детского сада повышает эффективность результатов коррекционного воздействия....

Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.

Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...