Система профилактической работы агрессивного поведения умственно отсталых детей в условиях МКОУ С(К)Ш
опыты и эксперименты
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система профилактической работы агрессивного поведения | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система профилактической работы агрессивного поведения умственно отсталых детей в условиях МКОУ С(К)Ш в г.о.г. Выкса
Заместитель директора МКОУ С(К)Ш
Симакова Наталья Александровна
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали.
Изменившийся социально-экономический уклад жизни в нашей стране привёл к существенным преобразованиям образовательной системы. Главным ориентиром стали интересы ребёнка в новой социально-экономической ситуации, создание адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями обучения, личностно-ориентированный подход, дифференциация, помощь психологов, дефектологов, медиков, пересмотр устоявшихся традиций и поиск новых путей решения основных задач коррекционной школы.
В формировании агрессивного поведения у такой категории детей
большую роль играет влияние различных факторов и причин:
психологических, биологических и социальных.
Контингент нашей школы составляет преимущественно дети – олигофрены, имеющие органические поражения головного мозга, возникшее в возрасте до 3 лет, то есть до полного становления речи.
При анализе заключений ПМПК с которыми воспитанники приходят к нам в школу выявлено следующее:
Без указания на нарушение поведения | С указанием на незначительные нарушения поведения | С выраженными нарушениями поведения |
103 чел 62,4% | 28чел. 16,9% | 34 чел. 20,6% |
Развитие аномального ребенка осложнено с первых дней его жизни, не учитывать специфику развития этих детей нельзя. В норме ребенок развивается и постепенно с возрастом усваивает те нормы поведения которые приняты в обществе. У аномального ребенка сроки развития запаздывают на 5-7 лет. Эти дети развиваются по тем же закономерностям, что и обычные. Но эти дети – иные.
У умственно отсталых детей основной отличительной чертой развития является дивиргенция, то есть расхождение биологического и социального планов развития. К примеру: обычный ребенок усваивает необходимые нормы и правила наблюдая за окружающими, т.е. он способен усвоить, что хорошо, а что плохо. Для детей у.о. это сложный процесс, и без использования специальных средств и методов коррекции…практически невозможно.
Немаловажную роль играет недостаток материнской любви и заботы, дети с самого начала жизни чувствуют себя отвергнутыми, испытывая на себе негативные последствия социальной изоляции. Этим детям трудно дается усвоение и выполнение распорядка дня учебного учреждения, выполнение режимных моментов и даже работа по четкому алгоритму. У таких детей снижена мотивация к обучению.
Вышеперечисленные факторы играют главенствующую роль в поведении и образе жизни таких детей и подавляют собой общепринятые социальные нормы. В период подросткового возраста эти проблемы обостряются особенно.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на работу по коррекции поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один со своими проблемами.
Виды профилактичекой деятельности
Профилакти- ческая деятельность
| Первичная профилактика | |
выявление детей «группы риска», предупреждение социальной дезодаптации | Предупреждение трудностей в формировании поведенческих установок | |
Вторичная профилактика | ||
Предупреждение хронических форм дезадаптации. Акцентуации характера | Применение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитании | |
Третичная профилактика. | ||
Повышение уровня жизненной компетенции. Нормализация детско-родительских отношений | Адаптация детей в коллективе. Усвоение программного материала | |
Аналитическая деятельность | Составление индивидуальных маршрутов развития для детей с нарушениями поведения. Анализ и корректировка индивидуальных маршрутов Подведение итогов комплексной работы Мониторинг. |
В работе нашей школы по профилактике агрессивного поведения можно выделить следующие направлении
1. Организация внеурочной деятельности школьников.
Прежде всего – это группы продлённого дня для всех обучающихся «группы риска». Посещение кружков, спортивных секций, факультативов на базе образовательного учреждения является неотъемлемой частью работы в этом направлении. Кроме того, обучающиеся «группы риска» в рамках сетевого взаимодействия посещают учреждения дополнительного образования. Ведётся работа по организации каникулярного отдыха воспитанников. Для обучающихся старших классов организуется летняя трудовая практика на базе школы. Не первый год обучающиеся школы принимают участие в спортивных соревнованиях по программе Специальной Олимпиады для детей с ОВЗ. Совсем недавно прошли спортивные мероприятия «Старты+» между туртапинской, мотмосской и коррекционной школами. Всё это, в совокупности, позволяет обучающимся выбрать занятие по интересам, организовать свой досуг, максимально занять свободное время.
2. Реализация профилактических проектов.
- « Технология «Ступени»» -комплексная работа по коррекции поведения обучающихся, воспитанников в МКОУ С(К)Ш, где разработван и успешно применяется алгоритм взаимодействия всех субъктов профилактики.
- использование технологий позитивной педагогики
- социальный - проект «Цветик- семицветик» (психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации обучающихся в рамках реализации СФГОС
3. Работа с семьёй.
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, условиях проживания ребёнка - обязательная часть работы каждого педагога. Посещения на дому, индивидуальные беседы с родителями, лектории, классные собрания – традиционные формы работы с семьёй. Помимо этого, в образовательном учреждении каждое общешкольное родительское собрание тематическое, где раскрывают насущные проблемы. С помощью администрации, специалистов школы (социального педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога и др.) родители пытаются разобраться во многих проблемах семьи и ребёнка. Кроме того, в школе организовывается творческая выставка, где представлены совместные работы школьников и их родителей по различным темам.
Практический опыт работы убеждает в том, что эффективность профилактики - зависит от умения направить их интересы, научить их правильно оценивать свои поступки, осознать свою ответственность, как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для этого необходимо развивать их духовно-нравственные в правовые воззрения, как путем предупреждения поведенческих девиаций, так и путем развития социально одобряемого поведения в обществе.
Но, к сожалению, в любой системе бывают сбои и мне бы хотелось сконцентрировать ваше внимание на
Типичные причины отклонений в поведении детей:
— безнадзорность в семье;
— отсутствие единства в требованиях отца и матери;
— потакание капризам и прихотям ребенка;
— применение физических мер наказания;
— психологическая изоляция в классном коллективе;
— отрицательная микросреда;
— недостаточное развитие способности к торможению.
именно эти причины мы считаем главными в проявлении агрессивности у. о школьников.
и Тактика коррекционной работы.
Эффективность этой работы определяется:
— искусством общения с детьми;
— вовлечением в коррекционную работу самого воспитанника (психологический тренинг);
— формированием цели коррекционной работы (при агрессивности развитие доброжелательности, лени — воспитание трудолюбия, замкнутости - развитие общительности и т. д.)
— применением тормозящих приемов (предупреждение, наказание, осуждение, приказание);
— формированием положительных качеств через созидающие приемы (организация успеха, проявление внимания, заботы, огорчения, просьба, поощрение);
— выяснением причин поведения;
— формированием соответствующих мотивов поведения.
Систематизация данных (для формирования компетенций педагогов) , которые помогут планировать работу с обучающимися группы риска своевременно .
Возрастная категория | Риски девиантного поведения | Действия профилактического характера |
Учащиеся 1-2 классов | Дезадаптация учащегося в классном коллективе, асоциальное поведение, низкая способность к обучению, бесконтрольность со стороны родителей, заторможенность в развитии, гипердинамичность либо инфантилизм, склонность к бродяжничеству, инвалидность. | Тесная взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка. Своевременная диагностика и коррекция, отслеживание положительной и отрицательной динамики развития, контроль за успеваемостью, поведением, общением. |
Учащиеся 3-4 классов | Низкая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, учителями, склонность к бродяжничеству, проблемы в семье, агрессия, отказ от контактов, религиозные ограничения. | Взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка. Контроль за поведением, общением, успеваемостью. Задействовать учащегося во внеурочное время. Активная пропаганда здорового образа жизни. Обследование семьи. |
Учащиеся 5-6 классов | Адаптация учащегося в среднем звене, проблемы взаимоотношений с учителями, сверстниками, потеря интереса к обучению, отказ от контактов, склонность к бродяжничеству, проблемы во взаимоотношениях с родителями. | Взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка. Контроль за поведением, общением, успеваемостью. Задействовать учащегося во внеурочное время. Активная пропаганда здорового образа жизни. Обследование семьи. |
Учащиеся 7-8 классов | Потеря интереса к обучению, проблемы общения со сверстниками, учителями, родителями. Отклонения сексуального характера, агрессивность, попытки суицида, влияние группировок, компаний, вовлечение в антиобщественные деяния, поступки. | Тесная взаимосвязь с учителями, родителями, детским психологом, социумом учащегося. Мероприятия по профилактики правонарушений, разъяснительная работа, активное вовлечение в работу секций, кружков, детских объединений, творческих клубов. |
Учащиеся 9 классов | Потеря интереса к обучению, агрессия по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Склонность к бродяжничеству, проституция. Тяга к алкоголю, наркотикам, курению. Пивной алкоголизм, правонарушения, скрытые и явные увлечения противоправного характера. Низкая либо завышенная самооценка. | Тесная взаимосвязь с семьёй, правоохранительными органами, психологом, наркологом, психиатром. Пропаганда здорового образа жизни, активные методы распространения информации профилактического характера. Анонимная помощь и содействие подростку в решении трудных жизненных ситуаций. Трудоустройство, помощь в оказании лечения. |
Для достижения поставленной цели определен круг специалистов, работа которых позволяет повысить эффективность реализации проекта по коррекции поведения агрессивности подростков с умственной отсталостью.
№п/п | Специалист | Направления работы: | Деятельность |
1 | Педагог – психолог | Диагностика причин отклоняющегося поведения ученика, рекомендация наиболее целесообразных мер коррекции и методов воспитания, обучения. Консультации родителей и учащихся. | Выявление детей группы риска; Изучение семьи ребенка; Распределение детей по возрастным группам; Разработка методик и средств , направленных на работу по коррекции нарушения поведения; Проведение коррекционной работы; Отслеживание динамики коррекции поведения; Анализ. |
2 | Врач - психиатр | Врачебный прием. Консультирование. | Консультирование родителей по вопросам медикаментозного лечения и проведения основных этапов реабилитации. Рекомендации педагогам по основным вопросам психо – физиологического развития детей с теми или иными нарушениями . Групповые консультации на родительских собраниях. |
3 | Социальный педагог | Диагностика внутрисемейных отношений Коррекционная работа по гармонизации детско – родительских отношений Реализация социального проекта. | |
4 | Дефектолог | Индивидуальная работа с ребенком с учетом проблем поведения и его индивидуально личностных особенностей | Работа по развитию и коррекции ВПФ, с учетом индивидуально- личностных особенностей. |
5 | Классный руководитель | Обозначение проблем в обучении и воспитании учащегося, создание благоприятных условий в классном коллективе для успешной адаптации. | Первичное выявление ребенка группы риска Изучение поля проблем ребенка План мероприятий (Программа) Ведение карт индивидуально – профилактической работы Разработка педагогических средств направленных на предупреждение нарушения поведения. Вывод, анализ |
6 | Воспитатель | Развитие эмпатии Развитее коммуникативных навыков Развитие адекватных форм реагирования на различные жизненные ситуации | Включение детей в позитивную совместную деятельность, выработка адекватного поведения в различных ситуациях моделируемых педагогом и с дальнейшей отработкой в реальной жизни. |
7 | Семья + школа | Родительский комитет Родительские субботы Семинары для родителей Дежурство на школьных мероприятиях «Почта» для родителей Участие в школьных мероприятиях Родительские собрания | |
8 | Представители различных инфраструктур (субъектов профилактики) | Применение административных мер наказания родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей . Организация лекториев для родителей | Проведение совместных рейдов по выявлению социально-опасных семей; учащихся, уклоняющихся от обучения, склонных к бродяжничеству, употребляющих наркотические средства, алкогольные напитки. |
Уверены , что общими усилиями с родителями в том числе, мы сможем преодолеть трудности работы в данном направлении. Ну и если не искоренить детскую агрессию умственно отсталых детей, то хотя бы минимализировать ее проявления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"
документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....
Специфика логопедической работы в условиях детского дома для умственно отсталых детей
"Специфика логопедической работы в условиях детского для умственно отсталых детей"СодержаниеВведение…………………………………………..……..……………………..3Глава I. Теоретические аспекты изучения умственно отсталых детей в ...
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
План работы ГБУ КО "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на 2014-2015 учебный год
План работы определяет основные направления, цели и задачи работы педагогического коллектива на новый учебный год...
Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников
Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников...
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...