Психолого-коррекционные занятия для школьников с умственной отсталостью в рамках внеурочной деятельности.
статья (5 класс)
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ ЛУО в массовой общеобразовательной школе в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-коррекционные занятия для школьников с умственной отсталостью в рамках внеурочной деятельности.
Надежда Станиславовна Алексеенко
педагог-психолог высшей категории
МБОУ «СОШ №11»
Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому устранить полностью умственное отставание в развитии не удается. Умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний. Коррекционные занятия в рамках внеурочной деятельности для школьников с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни.
Коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих умственно-отсталым детям недостатков путем применения специальных психолого-педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития.
Программа внеурочной деятельности "Азбука позитивного общения" направлена на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с умственной недостаточностью.
Цель программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, развитие положительной «Я-концепции», снятие эмоционального и психического напряжения.
Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Программа по учебному плану рассчитан на 1 час в неделю в 5 – 9 кл. и проводится в форме групповых занятий, количество участников не более 10-12 человек.
Курс «Азбука позитивного общения» не является предметной дисциплиной, поэтому в общении с учащимися создается атмосфера доверия, открытости, доброжелательности.
Ожидаемые результаты: в результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся приобретут:
- Повышение продуктивности внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов / Андреева Г.М. — М.: Аспект Пресс, 2001- 284с.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. //Дефектология № 5, 1998.- с. 46.
3.Гордеюк Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий/ Т.Н.Горделюк - Волгоград, «Учитель», 2009- 182с..
4.Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь.Акции, тренинги, семинары / Картушина Е.П – Волгоград: «Учитель», 2009.- 239 с.
5.Кривцова С.В., Рязанова Д.В., Еронова О.И. «Жизненные навыки» Тре6нинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс) / Кривцова С.В. - М.: Генезис, 2012 – 336с.
6. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. "Обучение жизненно важным навыкам в школе". С – П. Из-во «Образование – культура», 2002. – 288 с.
7.Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации/Трошихина Е.Г. Санкт-Петербург – «Речь», 2007. – 216с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности
Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...
« Роль дидактических игр в активизации деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках математики»
Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Одним из способ...
Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Доклад. Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...
«Специфика формирования мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
В период обновления образования для учащихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личност...
Особенности учебно-познавательной деятельности младшего школьника с умственной отсталостью.
Младший школьный возраст ознаменуется непосредственно переходом ребенка к систематическому школьному обучению.При начале обучения в школе в корне изменяется социальная ситуация развития ребенка. Он ст...
Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности
Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не...