Мои методические разработки
план-конспект

Нестерова Ирина Владимировна

Методические разработки, представленные на мини-сайте, являются материалами по сопровождению образовательного процесса с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Представленные конспекты, сценарии и презентации - итог творческой работы учителя-логопеда в осуществлении коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, системное недоразвитие речи при задержке психического развития). Данные методические разработки также опубликованы в профессиональном электронном издании "Педагогическая газета", (издание "Педагогическая газета" является зарегистрированным Средством Массовой Информации (СМИ). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-39805 от 11 мая 2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)). Материалы имеют подтверждение о публикации в элетронном периодическом издании "Педагогическая газета" в форме свидетельства. Так же представленные материалы принимали участие в конкурсах  в номинации: «Лучшая методическая разработка педагогов дошкольного образования»  в проекте сайта "Педагогическая газета" - педагогическая олимпиада  PEDOLIMP.RU, имееют подтверждение участия в форме диплома (Диплом Победителя (1 место), Диплом победителя (2 место), Диплом участника).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина "Здравствуй, лето!" составлена по итогам коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-72.66 МБ
Файл Презентация "Назови растение" к викторине "Здравствуй, лето!" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по итогам обучен2.32 МБ
Файл Образовательная логопедическая деятельность с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, направлена на формирование умения выде40.01 КБ
Office presentation icon презентация "Звуковой поезд" к основной образовательной логопедической деятельности "Звук "О"2.12 МБ
Office presentation icon Презентация "Помоги Тому найти звук" к основной образовательной логопедической деятельности "Звук О"1.11 МБ
Файл Содержание основной образовательной логопедической деятельности направлено на развитие лексико-грамматических представлений дете2.14 МБ
Файл Авторы методической работы ставят перед собой задачу поиска новых эффективных форм оказания коррекционной помощи нуждающимся дет2.07 МБ
Файл Презентация к конспекту интегрированной деятельности с детьми с ОВЗ "Зимняя прогулка"1.13 МБ
Файл Конспект ОД "Как ребята помогли Федоре посуду вернуть". Содержание интегрированной образовательной деятельности представляет оп2.66 МБ
Файл Конспект ООД по развитию связной речи "В стране игрушек" с детьми с ОВЗ 60.79 КБ
Office presentation icon Презентация к конспекту ООД по развитию связной речи "В стране игрушек" 361 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 37 ГОРОДА КУЗНЕЦКА НАЗОВИ РАСТЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ к сценарию викторины для детей старшего дошкольного возраста Здравствуй, лето! подготовила: Нестерова Ирина Владимировна учитель-логопед город Кузнецк

Слайд 2

НАЗОВИ РАСТЕНИЕ Цель : Развивать умение узнавать растение по описанию и находить данное растение среди других изображений растений. Задание: Отгадайте о каком растении говорится в загадке, и найдите изображение этого растения среди предложенных картинок. Слайд 2

Слайд 3

Слайд 3 Рос он в поле с колосками, Красовался лепестками, Нежный , словно мотылек, Острокрылый … Отгадай загадку, найди изображение растения

Слайд 4

Слайд 5 Рос он в поле с колосками, Красовался лепестками, Нежный , словно мотылек, Острокрылый ВАСИЛЁК Проверь себя Слайд 4

Слайд 5

Отгадай загадку, найди изображение растения Слайд 5 Село солнце на травинку – Стала желтой серцевинка , Лепестки лучи - белы, И совсем не горячи. Знает каждая букашка На лугу растет …

Слайд 6

Слайд 6 Проверь себя Село солнце на травинку – Стала желтой серцевинка , Лепестки лучи - белы, И совсем не горячи. Знает каждая букашка На лугу растет РОМАШКА

Слайд 7

Слайд 7 Отгадай загадку, найди изображение растения Он широк и неказист, У него зеленый лист, Но прослыл как травка-лекарь, Скажет каждый вам аптекарь. А растет он вдоль дорожек, Потому что …

Слайд 8

Он широк и неказист, У него зеленый лист, Но прослыл как травка-лекарь, Скажет каждый вам аптекарь. А растет он вдоль дорожек, Потому что ПОДОРОЖНИК. Проверь себя Слайд 8

Слайд 9

Отгадай загадку, найди изображение растения Слайд 9 Многоглавый и ветвистый, В голубых цветках пушистых. И пусть вид не царственный, Он сорняк лекарственный, Крепко держится за корень, Потому что он …

Слайд 10

Проверь себя Многоглавый и ветвистый, В голубых цветках пушистых. И пусть вид не царственный, Он сорняк лекарственный, Крепко держится за корень, Потому что он … ЦИКОРИЙ Слайд 10

Слайд 11

Слайд 11 Список использованной литературы: 1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений . Москва: ГНОМ и Д, 2017. 2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Москва: Просвещение, 1973 3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Москва: Просвещение, 1978. 4. Теремкова Н.Э. логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4. Цветы. Лето. Москва : ГНОМ и Д, 2008 Загадки о растениях: авторские. Источники иллюстраций : Подорожник, одуванчик : https ://zefirka.net/2015/07/07/5-lekarstvennyx-rastenij-kotorye-mogut-zamenit-soderzhimoe-aptechki / Мать-и-мачеха, ромашка, зверобой: tps ://vseonauke.com/980172921101355183/lekarstvennye-rasteniya-foto-i-nazvaniya / Клевер: http:// ecology.md/page/klever-lugovoj-ili-krasnyj-luchshee-sredstvo-dlja-ochistki-krovi Цикорий: https://www.kladovayalesa.ru/archives/1824 Электронные ресурсы: Презентации в логопедической практике. Образовательный портал МистерГид : http :// mistergid . ru / children / metodika /19722- prezentatsii - v - logopedicheskoy - praktike . html Список используемых источников



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 37  

ГОРОДА КУЗНЕЦКА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

Звук и буква «О»

(конспект основной образовательной логопедической деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста)

подготовила:

Нестерова Ирина Владимировна

учитель-логопед

 

город Кузнецк


Тема: Выделение и определение гласного звука в средней позиции односложного слова.

Форма деятельности: подгрупповая (6-8 воспитанников). Возраст детей:   5 -7 лет. Речевой статус: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи III уровня (1-ый год обучения).

Цель: развитие  умения выделять и определять гласный звук в средней позиции односложного слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить со звуком и буквой «О», упражнять в выделении и определении гласного звука в средней позиции односложного слова; упражнять в соотнесении зрительного и слухового образа букв; печатании и чтении буквы, звукосочетаний, прямых и обратных слогов; активизировать и расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы; внимание, мышление, память, связную речь; общую и мелкую моторику, чувство ритма, умение соотносить движения с текстовым сопровождением.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать.

Оборудование:  кубики с изображениями букв, обозначающих гласные и согласные звуки; индивидуальные зеркала (6 шт.), наборы предметных картинок, игра «Собери цветок», мультимедиа, презентация «Помоги Тому найти гласный звук», презентация «Звуковой поезд», текст стихотворения «Звук «О» из пособия Кузнецовой Е.В., Тихоновой И.А. «Ступеньки к школе», шарики су-джок (7 шт.), мяч, тетради в клетку (6 шт.), простые карандаши (6 шт.), шнурки (6 шт.), карточка с изображением буквы «О», рисунок с зашумленными и наложенными друг на друга буквами из числа изученных, магнитные буквы, «Чудесный мешочек», картинки – изображения угощения (конфеты трех размеров).

Предварительная работа:

  1. Знакомство со звуками и буквами «А», «У», «И», «П», «Т», «К», «М».
  2.  Выделение и определение позиции гласного звука в прямых и обратных слогах, в начальной и конечной ударной позиции в  слове. Обучение  выделению и определению гласного звука «А» в средней позиции односложного слова в словах типа «МАК».
  3. Печатание и чтение звукосочетаний из 2-3 гласных, прямых и обратных слогов, односложных слов звуковой структуры «согласный + гласный + согласный».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Ход деятельности:

Этапы деятельности,

цели этапов

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности

воспитанников

I.

Вводно-организаци-онный этап

(4 минуты).

Цель: активизация знаний воспитанников о гласных звуках.

Педагог вносит кубики.

Упражнение «Найди кубики с гласными буквами».

В корзине лежат кубики с изображением гласных букв А, У, И, согласных букв П, Т, К, М. Педагог предлагает каждому воспитаннику выбрать кубик с буквами, обозначающими гласные звуки.  

Педагог:

- Лена, кубик с какими буквами ты выбрала и

почему?

Педагог опрашивает всех воспитанников, добиваясь грамотной, полной формулировки ответа.

Педагог:

- Дайте характеристику гласным звукам.

Педагог, опрашивая каждого воспитанника, добивается полной, четкой формулировки ответа; оценивается уровень овладения терминологической лексикой, степень самостоятельности высказывания, его логичность, грамматическое оформление. В процессе выполнения задания отмечаются успехи каждого воспитанника.

Гибкий переход от самостоятельной игровой деятельности к подгрупповой образовательной логопедической деятельности.

Каждый воспитанник выбирает кубик и проходит с ним на свое место.

- Я выбрала кубик с буквами а, о, у, потому что они обозначают гласные звуки.

Воспитанники упражняются в построении сложноподчиненного предложения, закрепляют терминологическую лексику; повышается интерес и познавательная активность.

Воспитанники называют признаки гласных звуков.

Примерные ответы детей:

    - Гласные звуки поются, тянутся; когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречая преград; они состоят только из голоса и обозначаются фишкой красного цвета.

При отсутствии полного ответа воспитанники дополняют ответы друг друга.

II.

Основной этап 

(23 минут)

Цель: знакомство со звуком и буквой «О», упражнение в выделении и определении гласного звука в средней позиции односложного слова.

1. Знакомство со звуком «О».

  1. Упражнение.

«Угадай,  какой звук хочу произнести».

Знакомство с темой деятельности по результатам упражнения. Педагог показывает артикуляцию одного из гласных звуков, без проговаривания, а дети угадывают звук. Педагог показывает артикуляцию нового звука (звука «О»).

Педагог:

- Как вы думаете, какой новый звук я «загадала»?

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

Дети угадывают звук по беззвучному показу артикуляции гласного звука педагогом. Развиваются внимание, моторная и слуховая память, мышление.

Воспитанники на основе имеющихся фонетико-фонематических представлений высказывают предположения о новом звуке.

Воспитанники совместно с педагогом подключают к артикуляции звука голос и проверяют правильность предположений. Воспитанники по результатам упражнения самостоятельно определяют и формулируют  тему НОД.

Уточнение артикуляции звука «О» перед зеркалом. Характеристика звука «О».  Сравнение артикуляции и характеристики звуков  «О» и «У», «О» и «А», «О» и «И».

2. Упражнения «Укачай куклу», «Сюрприз для Оли», «Оля зуб лечила», «Оля встретила подругу». 

Произнесение звука с разной длительностью: длительно, коротко, интонацией: грустно и радостно.

Педагог обобщает знания воспитанников о новом звуке «О»:

- Какой звук «О»? Что мы узнали о нем?

Воспитанники уточняют артикуляцию звука «О» перед индивидуальными зеркалами, закрепляют терминологическую лексику, называют признаки гласных звуков, сравнивают звук «О» с ранее изученными гласными, выделяют общие и отличительные признаки гласных «А», «У», «И», «О». Воспитанники развивают просодическую сторону речи. Воспитанники делают вывод:

- При произнесении звука «О» губы вытянуты вперед, округлены. Звук «О» гласный, потому что поется, тянется; когда мы его произносим, воздух выходит свободно, не встречая преград; звук состоит только из голоса. Звук «О» - гласный, цвет у фишки – красный.

2. Упражнение в выделении гласного звука в слове.

  1. 3. Игра «Собери цветок».

Цель: упражнять в выделении гласного в слове, учить работе в паре.

Примерный набор картинок: ослик, облако, овощи, осень, кольцо, крыльцо, яйцо, лицо, кот, дом, сом, лось, лук, мак, жук, аист, утка, игла, кит, тигр.

Педагог:

- У каждой команды красная серединка цветка, обозначающая  гласный звук «О». Ваша задача – подобрать к ним нужные лепестки: картинки, в названии которых, есть звук «О».  

       Во время работы педагог следит за правильным называнием картинок;  при затруднениях просит воспитанника произнести слово так, чтобы был слышен гласный, или произносит сам, а воспитанник повторяет.        Педагог создает ситуации, в которых необходима помощь «напарника», обеспечивает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

После окончания работы педагог предлагает командам проверить правильность выполнения задания друг у друга (взаимоконтроль).

Педагог подводит итоги, оценивает работу с точки зрения правильности, темпа работы, характера взаимоотношения в паре.

Данная форма работы позволяет педагогу оценить уровень усвоения учебного материала, способствует развитию связной речи, усвоению грамматических категорий.

Воспитанники работают в парах, подбирая к серединке цветка лепестки с картинками, в названии которых присутствует указанный гласный. Каждая команда выкладывает свой цветок на своем столе.

В игре воспитанники упражняются в выделении гласного из слова, развивается слуховое внимание.

   В процессе работы воспитанники учатся работать вместе, помогать друг другу, элемент соревнования активизирует воспитанников.

Воспитанники проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Педагог в это время проверяет правильность выполнения задания у всех команд.

 Далее педагог предлагает одному воспитаннику из «проверяющей» команды оценить работу «соперников».

Примерные ответы воспитанников:

- Мы проверяли работу Саши и Артема, которые собирали цветок с гласным «О». Они выбрали картинки: облако, дом, кот, крыльцо. Картинка с изображением лука была выбрана неправильно, потому что в этом слове гласный звук – «У».

В процессе взаимного контроля  у воспитанников  формируется чувство ответственности,  и появляется возможность сравнить звук с  другими гласными в составе слова.

3. Упражнение в  определении гласного звука в средней позиции односложно-го слова.

4. Игра «Помоги Тому найти гласный звук». 

Цель: Выделение и определение звука «О»  в средней позиции односложных слов, определение позиции звука «О» на схеме слова с помощью звукового символа - фишки красного цвета. (Презентация «Помоги Тому найти гласный звук»).

Педагог:

- А теперь я приглашаю вас к экрану.

Кто пришел с нами поиграть? Какой Том, грустный или радостный? Как вы думаете, почему он грустный? Он никак не может найти гласный звук в своем названии. Научим Тома выделять в слове гласный звук? Как мы выделяем гласный звук голосом?

-Какой гласный мы слышим в слове «ТОМ»?

Где находится гласный звук «О»? (Слайд 3)

- Какой звук мы слышим в середине слова «СОМ»? Который по счету звук «О» в слове? (Слайд 5).

 - Какой гласный звук звучит в слове «СОК»?

- Как мы отмечаем на схеме гласные звуки?

- Фишку какого цвета используем для обозначения гласных? В какой из трех квадратиков на схеме поместим красную фишку? Почему в средний квадрат схемы? (Слайд 7).

Педагог предлагает воспитанникам определить позицию звука на схеме слова «ДОМ» (Слайд 9). Педагог предлагает воспитанникам определить позицию звука «О» на схеме слова «КОМ». (Слайд 11).

Педагог предлагает определить позицию звука в слове «КОТ» по картинке на экране. (Слайд 13).

После определения позиции звука «О» в словах, педагог обращается к воспитанникам:

- Почему Том стал радостным?

- Чему мы научили Тома?

Воспитанники усаживаются у экрана мультимедиа на ковре.

Воспитанники высказывают предположения о причинах грустного настроения мальчика.

Воспитанники выделяют голосом гласный звук «О», произносят его протяжно, длительно.

Воспитанники упражняются в определении гласного звука «О» в средней позиции односложных слов.

Примерные ответы воспитанников:

 - В слове «Том» слышим гласный звук «О». Звук «О» находится в середине слова, он второй по счету. Дети сверяют свои ответы с изображением на экране (Слайд 4).

- В середине слова «СОМ» мы слышим звук «О». Он второй по счету. Обозначаем его на схеме фишкой красного цвета. (Слайд 6).

- В слове «СОК» звучит гласный «О».

-Помещаем фишку красного цвета в средний квадрат схемы, потому что звук «О» - гласный и он звучит в середине слова.

Дети сверяют свои утверждения с ответом на экране. (Слайд 8). Воспитанники упражняются в  определении гласного звука «О» в средней позиции односложного слова «ДОМ» (Слайд 10).

Воспитанники определяют позицию звука «О» в слове «КОМ», сверяют свои ответы с картинкой на экране. (Слайд 12).

Дети определяют позицию звука «О» в слове «КОТ» и  сверяют свой ответ со схемой слова на экране. (Слайд 14). Воспитанники учатся грамотному построению предложений, аргументированию своих ответов, анализу своих высказываний   и ответов других детей.

  1. Физкультминутка «Поймай мяч, назови слово со звуком «О»».

Цель: предупреждение утомления, развитие общей моторики.

  Педагог, бросая мяч учащемуся, просит назвать слово с указанным гласным.

Воспитанник, поймавший мяч, подбирает слово с указанным гласным.

Во время игры снимается статическое напряжение, поднимается настроение, развивается моторная ловкость.

3. Знакомство с буквой «О».

  1. Упражнение «Буква «О»». 

Цель: Знакомство с графическим образом буквы «О».

 Чтение стихотворения:

В этой букве нет угла,             До того она кругла,

Потому она кругла.             Покатиться бы могла.

На какие предметы похожа буква «О»?

Педагог:

- Еще буква «О» похожа на шарик (раздает воспитанникам шарики су-джок).

Воспитанники рассматривают изображение буквы «О» на карточке, слушают стихотворение, выделяют основные характеристики буквы: отсутствие углов. Воспитанники сравнивают букву «О» с предметами окружающего мира.

У воспитанников развиваются творческие способности, внимание, мышление, навыки сопоставления, воображение, умение грамотно выстраивать предложения, адекватно оценивать свои высказывания   и высказывания других, аргументируя свой ответ.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнения с шариком су-джок. 

Эти шарики нам помогут нам запомнить букву «О».

Педагог:

- Шар в руке своей держу (шар спрятан в правой ладошке).

А тебе не покажу (убираем руку за спину).

Шар держу в другой реке (перекладываем шарик в левую руку за спиной). Хочешь, покажу тебе? (шар в левой ладошке перед собой).

Шар прозрачный, шар блестит (лежит на левой ладошке).

И пружинкой он стучит (зажав шарик в левой ладошке, стучим, как погремушкой).

Словно еж,  колючий ком, мне ладошки колет он (катаем шарик между ладоней).

Воспитанники выполняют упражнения, проговаривая текст.

Данный вид работы способствует стимуляции кровоснабжения сосудов кистей рук, развитию мелкой моторики, чувства ритма, умения соотносить движения с текстовым сопровождением.

4. Первичное закрепление нового материала.

7. Выкладывание буквы «О» из шнурка.

 Игра «Чудесный мешочек». Нахождение на ощупь буквы среди букв магнитной азбуки. Вычленение элементов буквы.

 Упражнение «Узнай букву». Нахождение буквы «О»  среди зашумленных и наложенных друг на друга букв.

8. Чтение и печатание буквосочетаний буквы «О»  рядом со столбцом из ранее изученных букв. 

Цель: учить ориентировке в тетради, аккуратности, упражнять в соотнесении слухового, кинетического и зрительного образа букв; упражнять в чтении буквосочетаний из  2-3 гласных, прямых и обратных слогов с согласными звуками.  

Во время работы педагог подходит к воспитанникам с целью оказания помощи или, учитывая темп работы, предлагает дополнительный индивидуальный материал;  контролирует самостоятельность работы воспитанников, правильность оформления.

Воспитанники выкладывают букву из шнурка.

Воспитанники находят букву на ощупь среди букв магнитной азбуки.

Во время работы педагог следит за поведением воспитанников в целях своевременного разрешения конфликтных ситуаций.

Воспитанники находят букву среди зашумленных и наложенных друг на друга букв. Обводят пальцем изображение буквы по контуру.

В процессе работы формируются навыки самостоятельной работы, закрепляются слуховой, зрительный и кинетический образы букв.

Воспитанники печатают в столбик букву «О» в тетрадях рядом с напечатанными в столбик ранее изученными буквами.

Воспитанники по цепочке читают буквосочетания из  2-3 гласных, прямых и обратных слогов с согласными звуками.  

 У воспитанников формируются навыки печатания и чтения буквосочетаний и слогов. В процессе работы формируются графические навыки, умение ориентироваться в тетради.

5. Закрепление учебного материала. Упражнение в практических умениях.

11. Игра «Звуковой поезд». 

Цель: упражнять в выделении и определении позиции звука «О» в словах, группировке картинок в соответствии с позицией звука «О» в слове.  (Презентация «Звуковой поезд»).

Педагог: На экране Звуковой поезд, у которого есть три вагончика. В каждом вагончике три окна, одно из них выделено красным цветом и обозначает место звука «О» в слове. Ваша задача распределить картинки по вагонам Звукового поезда.

Педагог:

- Выделите голосом звук «О» в слове «ОСЛИК».

-Где звучит звук «О» в слове «ОСЛИК»?

-В какой вагончик мы поместим картинку с осликом? Почему? (Слайд 3).

- Выделите голосом звук «О» в слове «ЯЙЦО».

Где звучит звук «О» в слове «ЯЙЦО»?

В какой вагончик мы поместим картинку? Почему? (Слайд 5).

- Выделите голосом звук «О» в слове «КОТ».

 Где звучит звук «О» в слове «КОТ»?

В какой вагончик мы поместим картинку с котиком? Почему? (Слайд 7).

- Выделите голосом звук «О» в слове «ОСЫ».

Где звучит звук «О» в слове «ОСЫ»?

В какой вагончик мы поместим картинку с осами?

Почему? (Слайд 9).

- Выделите голосом звук «О» в слове «ОВОЩИ».

Где звучит звук «О» в слове «ОВОЩИ»?

В какой вагончик мы поместим картинку с овощами? Почему? (Слайд 11).

- Выделите голосом звук «О» в слове «КОЛЕСО».

Где звучит звук «О» в слове «КОЛЕСО»?

В какой вагончик мы поместим картинку с колесом? Почему? (Слайд 13).

- Выделите голосом звук «О» в слове «СОМ».

Где звучит звук «О» в слове «СОМ»?

В какой вагончик мы поместим картинку? Почему? (Слайд 15).

- Выделите голосом звук «О» в слове «СОК».

Где звучит звук «О» в слове «СОК»?

В какой вагончик мы поместим картинку с соком? Почему? (Слайд 17).

- Выделите голосом звук «О» в слове «ОСЕНЬ».

Где звучит звук «О» в слове «ОСЕНЬ»?

В какой вагончик мы поместим картинку? Почему? (Слайд 19).

- Где звучит звук «О» в слове «СТОЛ»? В какой вагончик мы поместим картинку? (Слайд 21).

-Где звучит звук «О» в слове «КОЛЬЦО»?

В какой вагончик мы поместим картинку с кольцом? (Слайд 23).

-Где звучит звук «О» в слове «ПАЛЬТО»?

В какой вагончик мы поместим картинку с изображением пальто? (Слайд 25).

В процессе работы педагог предлагает проверить воспитанникам правильность выполнения задания друг у друга (взаимоконтроль). Данная форма работы позволяет педагогу оценить характер взаимоотношений в группе, уровень усвоения материала.

Воспитанники интонационно выделяют звук «О» в словах, распределяют картинки в вагончики в зависимости от позиции звука «О» в слове.

В игре воспитанники упражняются в выделении гласного из слова, определении его позиции в слове, на схеме слова. Развивается слуховое внимание, фонематический слух.

Примерные ответы воспитанников:

- В слове «ОСЛИК» звук «О» звучит в начале слова. В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку с осликом в первый вагон. (Слайд 4).

-В слове «ЯЙЦО» звук «О» звучит в конце слова.

В третьем вагончике красным цветом выделено последнее окошечко, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон. (Слайд 6).

- В слове «КОТ» звук «О» звучит в середине слова.

Во втором вагончике красным цветом выделено второе окошечко, поэтому мы помещаем картинку во второй вагон. (Слайд 8).

- В слове «ОСЫ» звук «О» звучит в начале слова.

В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку в первый вагон. (Слайд 10).

- В слове «ОВОЩИ» звук «О» звучит в начале слова. В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку в первый вагон. (Слайд 12).

- В слове «КОЛЕСО» звук «О» звучит в конце слова. В третьем вагончике красным цветом выделено последнее окошечко, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон. (Слайд 14).

- В слове «СОМ» звук «О» звучит в середине слова. Во втором вагончике красным цветом выделено второе окошечко, поэтому мы помещаем картинку во второй вагон. (Слайд 16).

- В слове «СОК» звук «О» звучит в середине слова. 

Во втором вагончике красным цветом выделено второе окошечко, поэтому мы помещаем картинку во второй вагон. (Слайд 18).

- В слове «ОСЕНЬ» звук «О» звучит в начале слова. В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку в первый вагон. (Слайд 20).  В слове «СТОЛ» звук «О» звучит в середине слова. Помещаем картинку во второй вагон. (Слайд 22).

- В слове «КОЛЬЦО» звук «О» звучит в конце слова, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон. (Слайд 24).

- В слове «ПАЛЬТО» звук «О» звучит в конце слова, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон. (Слайд 26).

Воспитанники проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

В процессе взаимного контроля  у воспитанников  формируется чувство ответственности,  и появляется возможность сравнить разные позиции звука в слове.

Заключитель-ный этап

 (3 минуты).

Цель: Подведение итогов, развитие навыков

обобщения,

оценивания и самооценки.

Педагог обобщает знания детей, подводит итог деятельности: - С каким звуком мы сегодня знакомились?

- Какой буквой обозначается звук «О»?

- Как еще можно обозначать звук «О»?

Педагог отмечает успехи каждого воспитанника, подводит итог всей деятельности. Каждому воспитаннику дается возможность оценить свою работу. Воспитанникам предлагается выбрать одну из картинок с изображением угощений - конфет трех размеров.

Педагог:

- Если со всеми заданиями справились легко и быстро, возьмите большую конфету. Если затруднялись, возьмите конфету поменьше. Если было очень трудно, возьмите маленькую конфетку.

Воспитанникам предлагается закончить предложение:

- За свою работу я возьму конфету большую (среднюю,  маленькую), потому что… Педагог отмечает успехи каждого воспитанника, подводит итог всей деятельности. Данная форма работы позволяет формировать элементарные навыки самооценки.

Воспитанники отвечают на вопросы педагога, вспоминают и называют цель, содержание и результат работы на занятии. Каждый из детей рассказывает о том, чему он научился, оценивает свою работу с использованием картинок с изображением конфет.

Воспитанники самостоятельно выбирают поощрение: одну из картинок с изображением конфет разного размера и аргументируют свой выбор.

Дошкольники учатся грамотному построению фразы, адекватному оцениванию своей деятельности, аргументированию своего ответа.


      Список использованной литературы:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва:
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва: Т.Ц. Сфера, 2001.
  3. Рыбина А. Коррекция звукопроизношения. Речевой материал. Москва: Учитель, 2017.
  4. Перегудова, Т. С., Балакирева Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет// Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 44-47. 
  5. Шестопалова Ю.С. Подготовка к обучению грамоте. Москв: Скрипторий, 2015.

       

Электронные ресурсы: 

       Презентации в логопедической практике. «Образовательный портал МистерГид»: http://mistergid.ru/children/metodika/19722-prezentatsii-v-logopedicheskoy-praktike.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВУКОВОЙ ПОЕЗД МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 37 ГОРОДА КУЗНЕЦКА к конспекту основной образовательной логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Звук и буква «О» ПРЕЗЕНТАЦИЯ подготовила: Нестерова Ирина Владимировна учитель-логопед город Кузнецк

Слайд 2

ЗВУКОВОЙ ПОЕЗД Цель : Упражнять в выделении и определении позиции звука «О» в словах. Упражнять в дифференциации изображений предметов в соответствии с позицией звука «О» в слове. Задание: На экране Звуковой поезд, у которого есть три вагончика. В каждом вагончике три окна, одно из них выделено красным цветом и обозначает место звука «О» в слове (начало, середина или конец слова). Распределите картинки по вагонам Звукового поезда в зависимости от позиции звука «О» в слове.

Слайд 3

Выделите голосом звук «О» в слове « О СЛИК». Где звучит звук «О» в слове «ОСЛИК»? В какой вагончик мы поместим картинку с осликом? Почему? Слайд 3

Слайд 4

В слове « О СЛИК» звук «О» звучит в начале слова. В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку с осликом в первый вагон. Слайд 4

Слайд 5

Выделите голосом звук «О» в слове «ЯЙЦ О ». Где звучит звук «О» в слове «ЯЙЦО»? В какой вагончик мы поместим картинку? Почему? Слайд 5

Слайд 6

В слове «ЯЙЦ О » звук «О» звучит в конце слова. В третьем вагончике красным цветом выделено последнее окошечко, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон. Слайд 6

Слайд 7

Выделите голосом звук «О» в слове «К О Т». Где звучит звук «О» в слове «КОТ»? В какой вагончик мы поместим картинку с котиком? Почему? Слайд 7

Слайд 8

Слайд 8 В слове «К О Т » звук «О» звучит в середине слова. Во втором вагончике красным цветом выделено второе окошечко, поэтому мы помещаем картинку во второй вагон.

Слайд 9

Выделите голосом звук «О» в слове « О СЫ». Где звучит звук «О» в слове «ОСЫ»? В какой вагончик мы поместим картинку с осами? Почему? Слайд 9

Слайд 10

Слайд 10 В слове « О СЫ» звук «О» звучит в начале слова. В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку в первый вагон.

Слайд 11

Выделите голосом звук «О» в слове « О ВОЩИ». Где звучит звук «О» в слове «ОВОЩИ»? В какой вагончик мы поместим картинку с овощами? Почему? Слайд 11

Слайд 12

Слайд 12 В слове « О ВОЩИ » звук «О» звучит в начале слова. В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку в первый вагон.

Слайд 13

Выделите голосом звук «О» в слове «КОЛЕС О ». Где звучит звук «О» в слове «КОЛЕСО»? В какой вагончик мы поместим картинку с колесом? Почему? Слайд 13

Слайд 14

Слайд 14 В слове «КОЛЕС О » звук «О» звучит в конце слова. В третьем вагончике красным цветом выделено последнее окошечко, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон.

Слайд 15

Выделите голосом звук «О» в слове «С О М». Где звучит звук «О» в слове «СОМ»? В какой вагончик мы поместим картинку? Почему? Слайд 15

Слайд 16

Слайд 16 В слове «С О М» звук «О» звучит в середине слова. Во втором вагончике красным цветом выделено второе окошечко, поэтому мы помещаем картинку во второй вагон.

Слайд 17

Выделите голосом звук «О» в слове «С О К». Где звучит звук «О» в слове «СОК»? В какой вагончик мы поместим картинку с соком? Почему? Слайд 17

Слайд 18

Слайд 18 В слове «С О К » звук «О» звучит в середине слова. Во втором вагончике красным цветом выделено второе окошечко, поэтому мы помещаем картинку во второй вагон.

Слайд 19

Выделите голосом звук «О» в слове « О СЕНЬ». Где звучит звук «О» в слове «ОСЕНЬ»? В какой вагончик мы поместим картинку? Почему? Слайд 19

Слайд 20

Слайд 20 В слове « О СЕНЬ» звук «О» звучит в начале слова. В первом вагончике красным цветом выделено первое окошечко, поэтому мы помещаем картинку в первый вагон.

Слайд 21

Выделите голосом звук «О» в слове «СТ О Л». Где звучит звук «О» в слове «СТОЛ»? В какой вагончик мы поместим картинку? Почему? Слайд 21

Слайд 22

Слайд 22 В слове «СТ О Л» звук «О» звучит в середине слова. Во втором вагончике красным цветом выделено второе окошечко, поэтому мы помещаем картинку во второй вагон.

Слайд 23

Выделите голосом звук «О» в слове «КОЛЬЦ О ». Где звучит звук «О» в слове «КОЛЬЦ О »? В какой вагончик мы поместим картинку с кольцом? Почему? Слайд 23

Слайд 24

Слайд 24 В слове «КОЛЬЦ О » звук «О» звучит в конце слова. В третьем вагончике красным цветом выделено последнее окошечко, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон.

Слайд 25

Выделите голосом звук «О» в слове «ПАЛЬТ О ». Где звучит звук «О» в слове «ПАЛЬТО»? В какой вагончик мы поместим картинку с изображением пальто? Почему? Слайд 25

Слайд 26

Слайд 26 В слове «ПАЛЬТ О » звук «О» звучит в конце слова. В третьем вагончике красным цветом выделено последнее окошечко, поэтому мы помещаем картинку в третий вагон.

Слайд 27

Список используемых источников Источники иллюстраций: Поезд: https: //www.yaplakal.com/forum13/st/50/topic1380789.html Ослик: https://svopi.ru/proish/171656 Кот: https: //www.yaplakal.com/forum13/st/50/topic1380789.html Осы: https: //edaplus.info/produce/corn_grits.html Овощи: http: //mirtrav.net/travnik/krapiva_dvudomnaja.html Колесо: // богородск52.рф/ zebry-kartinka-dlya-detej.html Сом: https: //www.yaplakal.com/forum13/st/50/topic1380789.html Сок: https: //edaplus.info/produce/corn_grits.html Осень: http: //mirtrav.net/travnik/krapiva_dvudomnaja.html Стол: https://svopi.ru/proish/171656 Кольцо: из личного архива Пальто: https://svopi.ru/proish/171656 Электронные ресурсы: Презентации в логопедической практике. «Образовательный портал МистерГид»: http :// mistergid . ru / children / metodika /19722- prezentatsii - v - logopedicheskoy - praktike . html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 37 ГОРОДА КУЗНЕЦКА Презентация Помоги Тому найти гласный звук подготовила: Нестерова Ирина Владимировна учитель-логопед город Кузнецк к конспекту основной образовательной логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Звук и буква «О»

Слайд 2

Помоги Тому найти гласный звук Цель: Выделение и определение звука «О» в средней позиции односложных слов, определение позиции звука «О» на схеме слова с помощью звукового символа - фишки красного цвета. Задание: определите позицию звука в слове.

Слайд 3

Какой гласный мы слышим в слове «ТОМ»? Где находится гласный звук «О»? В какой из трех квадратиков на схеме поместим красную фишку? Слайд 3

Слайд 4

Слайд 4 В слове «ТОМ» звучит гласный звук «О». Гласный звук «О» звучит в середине слова. Звук «О» обозначаем фишкой красного цвета, размещая ее во втором квадрате схемы слова.

Слайд 5

Слайд 5 Какой звук мы слышим в середине слова «СОМ»? Который по счету звук «О» в слове «СОМ»?

Слайд 6

В слове «СОМ» звучит гласный звук «О». Звук «О» в слове «СОМ» звучит в середине слова, на втором месте. На схеме слова звук «О» отмечен фишкой красного цвета. Слайд 6

Слайд 7

- Какой гласный звук звучит в слове «СОК»? - Как мы отмечаем на схеме гласные звуки? В какой из трех квадратиков на схеме поместим красную фишку? Почему в средний квадрат схемы? Слайд 7

Слайд 8

- В слове «СОК звучит гласный звук «О». - Гласные звуки принято отмечать красным цветом. - Отмечаем звук «О» фишкой красного цвета, помещая ее во второй квадрат на схеме слова, потому что звук «О» звучит в середине слова, во второй позиции. Слайд 8

Слайд 9

- Какой гласный звук звучит в слове «СОК»? В какой из трех квадратиков на схеме поместим фишку? Какого цвета должна быть фишка? Почему в средний квадрат схемы? Почему фишка красного цвета? Слайд 9

Слайд 10

Слайд 10 - В слове «ДОМ» звучит гласный звук «О». - Помещаем фишку красного цвета в средний квадрат схемы, потому что звук «О» - гласный, он звучит в слове «ДОМ» середине слова, гласные звуки принято обозначать красным цветом.

Слайд 11

Слайд 11 - Какой гласный звук звучит в слове «КОМ»? В какой из трех квадратиков на схеме поместим фишку? Почему в средний квадрат схемы?

Слайд 12

Слайд 12 - В слове «КОМ» звучит гласный звук «О». - Помещаем фишку красного цвета в средний квадрат схемы, потому что звук «О» - гласный и он звучит в середине слова.

Слайд 13

- Какой гласный звук звучит в слове «КОТ»? В какой из трех квадратиков на схеме поместим фишку? Почему в средний квадрат схемы? Слайд 13

Слайд 14

Слайд 14 - В слове «КОТ» звучит гласный звук «О». - Помещаем фишку красного цвета в средний квадрат схемы, потому что звук «О» - гласный и он звучит в середине слова.

Слайд 15

Список используемых источников Источники иллюстраций : Том (мальчик с мишкой): https://ru.depositphotos.com/stock-photos Сом: https://svopi.ru/proish/171656 Сок: https://ru.dreamstime.com/ стоковые-фотографии- rf- сок-коробки-коробок- image802543 Дом: https://www.dsksport.ru/product/igrovoj-domik-dlja-detey-iz-dereva- Ком (девочка катит снежный ком): https://ru.depositphotos.com/214748116/stock-illustration-vector-illustration-of-snowball-effect.html Кот: https://zabavnik.club/kartinki/1113-kartinki-kot-leopold Электронные ресурсы: Презентации в логопедической практике. «Образовательный портал МистерГид»: http :// mistergid . ru / children / metodika /19722- prezentatsii - v - logopedicheskoy - praktike . html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто спрятался? Чьи части тела? Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 г. Кузнецка Автор: Нестерова Ирина Владимировна, учитель-логопед Интегрированная основная образовательная деятельность для детей с ОВЗ, старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Слайд 2

Что за зверь спрятался за сугробом? Как вы догадались? Чья голова выглядывает из-за сугроба? Чей хвост вы видите?

Слайд 3

Кто спрятался за пенёчком? Как вы догадались ? Чьи уши вы видите? Чей хвост выглядывает из-за пенёчка?

Слайд 4

Кто спрятался за елью? Почему вы так думаете? Чьи лапы вы видите? Чью морду? Чьи уши? Чей хвост?

Слайд 5

Список используемых источников Источники иллюстраций : Диск Конструктор картинок. - Москва: ООО Мерсибо , 2016


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 37  ГОРОДА КУЗНЕЦКА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

КОНСПЕКТ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию связной речи

с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

в условиях дошкольного логопедического пункта

В стране Игрушек

подготовила:

Нестерова Ирина Владимировна

учитель-логопед

    Город Кузнецк

2018


Тема: Составление рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы.

Форма: групповая (6 воспитанников).

Возраст детей:  1 воспитанник – 5 лет 11 мес., 2 воспитанника – 6 лет; 1 воспитанник – 6 лет, 2 мес., 1 воспитанник – 6 лет 3 мес. (подготовительная к школе группа).

Речевой статус: ОНР IV  уровня – 3 детей, ОНР III уровня – 3 детей.

Время занятия: 30 минут.

Оборудование: презентация на тему «Игрушки», мультимедиа, «Чудесный мешочек» с игрушками,  мяч,  коврограф, мнемоквадраты - мнемотаблица «Игрушки», 10-12 игрушек, набор из 7-ми лепестков красного, желтого, зеленого, голубого, темно синего, черного и коричневого цвета на каждого ребенка.

Цель: Составление связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

  1. коррекционно-образовательные: расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Игрушки», закреплять навыки образования относительных прилагательных, согласования прилагательных с существительными в роде, падеже, упражнять в практическом использовании распространенных предложений с однородными членами, учить  составлять связный рассказ об игрушке с опорой на мнемотаблицу;
  2. коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное  восприятие, внимание, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, аргументировать свой ответ; развивать память, общую моторику;
  3. коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, активность, самостоятельность, произвольность своей деятельности, умение делать выбор, сотрудничать, выражать свое эмоциональное состояние, связанное с определенными обстоятельствами.

Предшествующая работа: обогащение и активизация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме «Игрушки», уточнение обобщающего слова «игрушки», обучение и упражнение в образовании относительных прилагательных, составление описательного рассказа о предмете по графическому плану.


Ход деятельности:

Этапы деятельности,

цели этапов

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности

воспитанников

Вводно-организационный этап (3 минуты).

1.

Психологический настрой (1,5 мин). 

Цель: Создать атмосферу психологической безопасности, эмоциональной поддержки ребенка.

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.

Эмоциональная поддержка каждого ребенка, обращение к каждому воспитаннику по имени:

- Я рада видеть Артема, Диму и Данила, Свету, Вику и Машу.  Чем вы сейчас занимались? А Дима чем занимался? С кем вы играли? У вас есть друзья?  С кем вы любите дружить? Каких друзей вы себе выбираете?

- Зачем нужны друзья?  Я хочу рассказать вам стихотворение о необычных друзьях.

Дети приветствуют педагога.

Примерные ответы воспитанников:

- Я раскрашивал животных.

- Я играла с Машей в парикмахерскую.

- Я строил торговый цент.

- У меня много друзей в детском саду и во дворе.

- Я дружу с Машей и Катей. Я выбираю себе интересных друзей. Я выбираю подруг, которые умеют играть, уступать, не обижаться. Друзья нужны,  чтобы было весело и интересно.  

2.

Введение в тему.

(1,5 мин).

Цель: Сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность, осуществить переход к непосредственно образовательной деятельности, подвести детей к определению темы  и цели предстоящей деятельности.

Чтение стихотворения В. Берестова «В магазине игрушек».

- Друзей не покупают, Друзей не продают,

Друзей находят люди,  А также создают.

И только у нас, в магазине игрушек,

Огромнейший выбор  Друзей и подружек!»

Краткая беседа по содержанию стихотворения, подведение воспитанников к определению темы и цели деятельности:

- О каких друзьях идет речь в стихотворении?

- Какие «друзья» продаются в магазине игрушек?

- Зачем нужны игрушки?

- Что бы случилось, если бы все игрушки исчезли?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

- Сегодня мы будем говорить, и учиться рассказывать о предметах,  с которыми дружат все дети. Конечно, это игрушки. Я предлагаю  вам отправиться в страну  игрушек.

Воспитанники слушают чтение учителем – логопедом содержания стихотворения.

Примерные ответы воспитанников по содержанию стихотворения:

- В стихотворении говорится об игрушках.

- Автор называет друзьями детей игрушки.

- Игрушки нужны, чтобы в них играть, чтобы было интересно.

- Игрушки – это предметы для детей.

- Без игрушек было бы скучно, не интересно.

- Сегодня мы будем говорить об игрушках.

В ходе беседы воспитанники упражняются в построении предложений, в умении выделять главную мысль в содержании текста, передавать ее в собственном кратком изложении.

II

Основной этап (25 мин).

1.

Актуализация имеющихся представлений. Повторение и закрепление пройденного материала (10 мин).

Цель: Активизировать и расширять предикативный, атрибутивный словарь, развивать фразовую речь.

Станция Веселых игрушек.

Игра «Что изменилось?».

Цель: Развивать психологическую базу речи: зрительное восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, память. Закреплять умение употреблять качественные прилагательные, обозначающие цвет, величину предмета, умение  согласовывать прилагательные с существительными ед.числа в им. и род. падежах.

Ход игры.

Учитель-логопед приглашает детей к экрану мультимедиа.

- Посмотрите на экран.

Демонстрация изображений рядов  игрушек презентация «В мире игрушек» часть I, слайд 1).

- Здесь живут веселые игрушки. Игрушки-шалунишки решили поиграть с нами в прятки.

- Что вы видите? (слайд 2).

 Правильно, посмотрите ни них внимательно и запомните расположение игрушек на экране. Обратите внимание на цвет и размер игрушек.

- А теперь посмотрите, что изменилось?  Какая игрушка появилась? А какой игрушки не стало?

(слайд 2).  Света расскажет о том, что изменилось, а Маша проверит и оценит правильность Светиного ответа. Педагог снова дает установку запомнить расположение игрушек. Затем предлагает каждому воспитаннику отметить изменения в расположении игрушек (слайды 3-10). Педагог предлагает каждому воспитаннику проверить и оценить ответ сверстника.

Учитель - логопед в процессе выполнения задания отмечает успехи каждого воспитанника.

Педагог:

- Мы играли с веселыми игрушками в прятки. Называли цвет и величину игрушек.

Педагог прикрепляет к коврографу картинки – мнемоквадраты с изображением цветного пятна, обозначающего цвет игрушки, с большим и маленьким овалами, обозначающими величину игрушки.

Педагог:

- Вы радовались вместе с веселыми озорными игрушками.

Педагог прикрепляет к коврографу картинку – мнемоквадрат с изображением улыбающегося смайлика.

- Когда игрушки приносят вам радость?

- Покажите, как вы радуетесь, когда получаете любимую игрушку.

На практическом материале воспитанники учатся организовывать свою мыслительную деятельность, управлять своим восприятием, вниманием, мышлением.

Воспитанники проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

При отсутствии правильного или полного ответа воспитанники исправляют и дополняют ответы друг друга, дают оценку ответу сверстника: «Верно, не верно. Правильно, не правильно». 

В процессе   взаимоконтроля воспитанники учатся анализировать и оценивать деятельность сверстников, выражать оценку в доброжелательной форме.

Ответы воспитанников:

- На экране большой грузовик с красным кузовом, маленькая кукла, большой  бурый медведь, большой солдатик, маленькая неваляшка и  маленький желтый мяч (по слайду 2).

- Теперь на экране появился большой красный мяч, не стало маленького желтого мяча (слайд 3).

- Вместо большого бурого медведя появился маленький белый медведь (слайд 4).

- Вместо большого грузовика с красным кузовом появился маленький грузовик с синим кузовом (слайд 5).

- Вместо маленькой куклы появилась большая кукла (слайд 6).

- Вместо большого солдатика появился маленький солдатик.

- Вместо маленькой неваляшки появилась большая неваляшка.

В ходе игры воспитанники закрепляют умение употреблять качественные прилагательные, обозначающие цвет, величину предмета, умение  согласовывать прилагательные с существительными ед. числа в им. и род. падежах,

Ответы детей:

- Игрушки приносят радость, когда их дарят.

- Когда их покупает мама.

- Когда очень ждешь и наконец, получаешь любимую игрушку.

Воспитанники изображают эмоции радости, представляя, как получают любимую игрушку.

Станция Грустных игрушек.

Игра «Почини игрушку».  

Цель: Закреплять названия частей и деталей игрушек, развивать зрительное восприятие, внимание, умение определять недостающую часть, деталь целого предмета.

Педагог:

- А здесь живут грустные игрушки, они грустят, потому что их сломали и перестали в них играть. Давайте починим игрушки. Для этого нужно найти и назвать, какой части или детали не хватает у каждой игрушки.

Педагог:

- Что мы с вами делали? Правильно, мы находили сломанные и потерянные части к каждой игрушке.

Педагог прикрепляет к коврографу картинку – мнемоквадрат со схематичным изображением частей машинки.

Педагог:

- Игрушки стали радостными и веселыми, теперь с ними можно играть. Но сначала они были очень грустными.

Педагог прикрепляет на коврографе рядом с мнемоквадратом «радости»  мнемоквадрат с изображением грустного смайлика.

Педагог:

- А когда игрушки приносят вам грусть?

На практическом материале воспитанники упражняются в умении организовывать свою мыслительную деятельность, управлять своим вниманием, воссоздавать целый образ, вычленять недостающую часть или деталь игрушки, называть ее, употреблять существительные единственного  в родительном падеже.

Воспитанники рассматривают плоскостные цветные картинки, вырезанные по контуру, с изображением игрушек и называют недостающие детали.

Примерные ответы детей:

- Медведь без лапы.

- У Зайца не хватает уха.

- У Ослика не хватает хвоста.

- У грузовика не хватает колеса.

- У петушка не хватает гребешка.

- У ведерка нет ручки.

Дошкольники находят изображения недостающих частей игрушек и прикрепляют их к картинкам, воссоздавая целостное изображение предмета.

Воспитанники высказывают свое мнение о том, когда игрушки приносят грусть.

Примерные ответы воспитанников:

- Игрушки приносят грусть, когда они ломаются, теряются, рвутся, когда кто-то их отбирает, и т.д.

Станция «Фабрика игрушек» (игра с мячом)

«Из чего сделан предмет? Какой предмет?»).

Цель: Закрепить образование относительных прилагательных.

Педагог:

- А это фабрика игрушек. Здесь из разных материалов делают разные игрушки. Назовите, какие игрушки по материалу?

Педагог бросает мяч одному ребенку и произносит определяющую фразу. Ребенок, поймавший мяч, называет слово – определение и возвращает мяч.

Мячик из резины - … . Кубик из пластмассы - …

Матрешка из дерева - …. Зайка из плюша - …

Лисичка из меха - … .  Ведерко из железа - …

Кукла из фарфора - … . Кораблик из бумаги - …

Посуда из алюминия - … .  Сачок из капрона - …

Домик из стекла - … . Брусок из камня - …

Педагог:

- Что мы сейчас делали? Верно, мы называли, какой предмет по материалу.

Педагог помещает на коврограф картинку – мнемоквадрат с изображением камня и дерева.

В процессе игровой деятельности дошкольники упражняются в образовании относительных прилагательных, у них формируются навыки словообразования, развиваются внимание, мышление, общая и ручная моторика, координация движений.

Каждый воспитанник, поймавший мяч, называет качества игрушки:

Примерные ответы детей:

- Резиновый мяч.                - Пластмассовый кубик.

- Деревянная матрешка.     - Плюшевый зайчик.

- Меховая лисичка.             - Железное ведерко.

- Фарфоровая кукла.           - Бумажный кораблик.

- Алюминиевая посуда.      – Капроновый сачок.

- Стеклянный домик.          – Каменный брусок.

Дошкольники обобщают результат своей деятельности:

- Мы называли, какая игрушка по материалу.

Воспитанники соотносят графическое изображение на мнемоквадрате и его значение.

Станция «Игровая» (с мячом).

Цель: Упражнять в подборе действий к предмету.

 Педагог:

- А это станция «Игровая». Вы должны назвать, как с игрушкой играть, что можно делать с каждой игрушкой? Я назову игрушку, а каждый из вас по цепочке назовет действие.

- Что можно делать с мячом?

- Что можно делать с куклой?

- Что можно делать с мишкой (машинкой, пирамидкой)?

Педагог:

- Мы с вами рассказали, что можно делать с каждой игрушкой. Педагог помещает на коврограф картинку с изображением руки, обозначающей действие.

В процессе игровой деятельности дошкольники упражняются в подборе действий к заданному предмету – игрушке, у них развиваются внимание, мышление, общая и ручная моторика, координация движений.

Примерные ответы детей:

- Эту игрушку можно катать, бросать, подбрасывать, отбивать, ловить.

- Эту игрушку можно катать, нагружать, разгружать, ремонтировать, заправлять.

- Эту игрушку можно собирать, разбирать.

- Эту игрушку можно кормить, одевать, переодевать, купать, причесывать, укладывать спать.

- Эти игрушки можно класть  друг на друга, выкладывать, собирать, разбирать.

Физкультминутка «Заводные игрушки».

Цель: предупреждение утомления, развитие общей моторики.

Педагог:

- Представьте, что вы заводные игрушки, вас завели ключиком. Я буду называть игрушку, а вы изобразите ее движения. Робот, лягушка, лошадка, самолет, бабочка, черепашка.

Дети изображают движения заводных игрушек: шагают как роботы, прыгают как лягушки, скачут как лошадки, летят как самолеты, порхают как бабочки, идут медленно как черепашки.

В процессе физкультминутки у детей снимается умственное напряжение, развиваются общая моторика, образное мышление, воображение.

Изучение нового материала.

Цель: упражнять в практическом использовании распространенных предложений с однородными членами, учить составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Учитель- логопед помещает на коврограф дополнительные мнемоквадраты, обращает внимание детей на мнемотаблицу «Игрушки».

Повторяется содержание мнемотаблицы.

Учитель-логопед:

Посмотрев на первый квадрат, ты должен ответить на вопрос, почему эта игрушка для тебя самая любимая?

Второй квадрат «Разноцветные пятна», обозначает цвет игрушки.

Третий – Какого размера твоя игрушка?

Четвертый – из каких частей состоит игрушка,

Пятый – из какого материала изготовлена игрушка.

Шестой  - что с ней можно делать?

Седьмой – Что любит твоя игрушка?

Восьмой – Чего боится?

Девятый – Как эта игрушка к тебе попала? (купили в магазине, выиграли в конкурсе, подарили, изготовили, перешла по наследству и т.д.).

Воспитанники повторяют содержание мнемотаблицы. Соотносят графическое изображение каждого мнемоквадрата с его значением. В процессе рассматривания таблицы и соотнесения графического изображения с его значением у воспитанников развивается образное, логическое аналитико-синтетическое мышление, воображение, память.

Станция «Зашифрованная игрушка».

  1. Педагог:
  2. – Отгадайте загадку. Первый отгадавший выберет игрушку, о которой мы составим рассказ.
  3. – Братцы в гости снарядились,
  4.    Друг за друга уцепились
  5.    И помчались в путь далек,
  6.    Лишь оставили дымок.

Отгадавший загадку воспитанник вынимает на ощупь игрушку из «Чудесного мешочка», сообщает о какой игрушке будет составляться рассказ.

Воспитанники составляют рассказ по цепочке, с опорой на мнемотаблицу.

Закрепление нового материала.

Цель: упражнять в практическом использовании распространенных предложений с однородными членами, упражнять в составлении связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Станция «Магазин игрушек».

Цель: Закрепить навык составления рассказов.

Педагог:

- Вот мы и добрались до магазина игрушек.

В этом магазине вы можете купить себе игрушку.

Но есть одно условие: не называть игрушку, а рассказать о ней. Продав игрушку, продавец становится покупателем.  

Правильно рассказать об игрушке нам поможем таблица. «Игрушки»

Педагог, опрашивая каждого воспитанника, добивается полной, четкой формулировки ответа, оценивает степень самостоятельности высказывания, его логичность, грамматическое оформление.

Воспитанники работают в паре. Каждый воспитанник составляет с опорой на мнемотаблицу рассказ о выбранной им игрушке из числа предложенных, не называя игрушку.  Каждый воспитанник должен узнать игрушку, ориентируясь на рассказ сверстника. Таким образом, косвенно проверяется правильность, точность и грамотность составления  рассказа.

Примерный рассказ воспитанника:

- Эта игрушка для меня самая любимая, потому что с ней можно играть в «Семью», в «Дочки-матери».

- Эта игрушка белого цвета, среднего размера, у нее есть голова, туловище, руки, ноги, лицо. Она пластмассовая. Её можно укладывать спать, кормить, одевать, причесывать, водить гулять. Она любит, когда с ней разговаривают, угощают ее конфетами, одевают красивые платья.

- Моя игрушка боится, когда за ней не ухаживают:  не убирают на место, не причесывают, не моют, бросают, ломают, забывают.

 - Эту игрушку я сейчас покупаю в магазине.


Заключительный этап (2 минуты).

Цель: Обобщение знаний, подведение итогов,

оценивание и самооценка.

Педагог:

- Вот и закончилось наше путешествие в страну игрушек. Мы выполнили все задания, нашли себе новых друзей, научились рассказывать о предметах, с которыми дружат все дети, - об игрушках.

- Каждый из вас смог купить и продать игрушку, потому что вы точно рассказали и поняли рассказ о ней.

- Данил, тебе было легко или трудно составлять рассказ по таблице? (Педагог поочередно обращается к каждому из 6-ти воспитанников).

- Какая станция, какое задание было для тебя самым трудным? А какое самым интересным? В какую игру ты хотел бы поиграть еще?

- Смотрите, на поляне для каждого из вас вырос Цветик - «Семицветик». У него семь лепестков. Выберите лепесток того цвета, который «похож» на настроение каждого из вас.

Педагог обращает внимание на цвет выбранного каждым ребенком лепестка и делает вывод об эмоциональном состоянии каждого воспитанника после занятия.

Воспитанники отвечают на вопросы педагога, вспоминают и называют цель, содержание и результат работы на занятии. Каждый из детей рассказывает о том, чему он научился, выражает свое эмоциональное состояние после занятия с помощью «Цветика – Семицветика».  

В процессе итоговой беседы дошкольники учатся грамотному построению фразы, адекватному оцениванию своей деятельности, аргументированию своего ответа.

Список использованной литературы

  1. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. Бойкова С.В. – Москва: Каро, 2014 г.

  2. Читаем детям. Игрушки. Берестов В. В магазине игрушек. С.5 - Москва: Стрекоза, 2013

Интернет-источники

  1. Мнемотаблицы по лексическим темам https://infourok.ru/mnemotablici-po-leksicheskim-temam-1342137.html
  2. Использование мнемотаблиц в младшей, средней, старшей и подготовительной группах http://rearchildren.ru/igri/mnemotablicy-dlya-doshkolnikov/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 г. Кузнецка В стране Игрушек ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного логопедического пункта Автор: Нестерова Ирина Владимировна, учитель-логопед

Слайд 2

Запомни игрушки

Слайд 3

Что изменилось?

Слайд 4

Что изменилось?

Слайд 5

Что изменилось?

Слайд 6

Что изменилось?

Слайд 7

Что изменилось?

Слайд 8

Что изменилось?

Слайд 9

Список используемых источников Источники иллюстраций : Диск Конструктор картинок. - Москва: ООО Мерсибо, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...