Спортивно-творческий праздник для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) «Сильнее смерти только память…»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Разработка сценария мероприятия:
Спортивно-творческий праздник
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальными нарушениями)
«Сильнее смерти только память…»
Авторы: Клочкова Елена Сергеевна
Золотухина Ольга Викторовна
Елец, 2019 г.
Пояснительная записка
к сценарию спортивно – творческого праздника
«Сильнее смерти только память…»,
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальными нарушениями)
Патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.
В деле патриотического воспитания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эффективными формами работы являются спортивно-творческие праздники, которые переносят ребёнка в особый мир отношений и переживаний, увлекают его, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность и создают разрядку, смену напряжений.
Сценарий спортивно-творческого праздника «Сильнее смерти только память…» разработан в соответствии с инновационной технологией блочно-модульного обучения, и предоставляет возможность каждому ученику реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении физических упражнений, подготовке творческих работ, изготовлении наглядных пособий. Этапы мероприятия подобраны с учётом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных и психофизических способностей.
В рамках организации и проведения спортивно-творческого праздника также реализуется краеведческое направление, средствами предварительных циклов классных часов, бесед, просмотров видеофильмов, чтения книг посвящённых Великой Отечественной войне.
Цель спортивно-творческого праздника: развитие патриотизма, чувства гордости за страну и людей одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне.
2. Воспитание уважения к героическому прошлому страны.
3.Побуждение учащихся к проявлению сочувствия к людям старшего поколения.
4. Развитие у детей двигательных умений (выдержки, ловкости, ориентировки в пространстве) в условиях эмоционального общения со сверстниками.
5. Формирование нравственных качеств: самопожертвование, героизм, патриотизм.
6. Воспитание внимания, целеустремленности, чувства товарищества.
Продолжительность реализации: 1 час 30 мин.
Формы работы: праздник, коллективно-творческая деятельность, индивидуальная работа с детьми, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность детей, знакомство с художественной литературой, встреча с ветераном Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве школы;
- привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции;
- повышение уровня физической, теоретической, моральной, волевой технической и спортивной подготовки школьников.
Оборудование:
- ноутбук;
- микрофоны;
- музыкальные колонки;
- проектор;
- экран;
- тематические плакаты, посвященные 9 мая и воздушные шары для украшения зала;
- 2 мешка для прыжков;
- 2 фишки;
- 2 гимнастические скамейки;
- 10 обручей;
- 2 мишени;
- 6 мячей для большого тенниса;
- 6 гимнастических матов;
- 30 дощечек (фанерок) размером чуть больше ступни;
- грамоты для награждения участников.
Предварительная работа:
Проведение классных часов, бесед, чтение книг, просмотр видеофильмов, посвящённых Великой Отечественной войне; отбор 2 команд детей, которые заранее готовят творческие номера (придумывают название и девиз команды, выбирают капитана, разучивают песни, готовят театральные мини-постановки, посвященные военной тематике)
Ход праздника
Звучит фоновая музыка (минус песни «О той весне» муз. Елены Плотниковой)
Ведущий 1:
Я прадеду спасибо говорю,
За то, что я люблю, дышу, живу,
За то, что светит солнце надо мной
И пули не свистят над головой!
Ведущий 2:
Мы вашей памяти святой верны,
Мы ваши внуки, правнуки, сыны,
Вовеки подвиг Ваш не посрамим,
Родной земли в обиду не дадим!
Ведущий 1:
9 Мая вся наша страна отмечает великий праздник День Победы!
Ведущий 2:
В это день мы с благодарностью вспоминаем подвиги наших прадедов, которые не жалея своих жизней, защищали нашу Родину ради мирного неба над головой.
Ведущий 1:
Ребята, мы с великой гордостью и почтением хотим представить вам нашего гостя _____________ (представление ветерана Великой Отечественной войны) это человек, который прошёл все тяготы и лишения воинской службы, отстоял нашу страну в Великой отечественной войне, совершил множество подвигов во славу советского солдата. Слово герою _________________.
Ведущий 2:
Уважаемый______________________! Просим Вас занять почётное место на нашем спортивно-творческом празднике «Сильнее смерти только память…»!
Ведущий 1:
В нашем мероприятии принимают участие 2 команды, которые заранее получили и подготовили домашнее задание – придумать название и девиз отряда, выбрать командира, подготовится к творческим конкурсам.
Ведущий 2:
А оценивать наших участников будет жюри_________________ (напутственное слово членов жюри)
Ведущий 1: Прошу участников занять свои места на линии старта. Команды становись, равняйсь, смирно!
Ведущий 2:
Ваше первое задание, громко, чётко представить свою команду и её девиз.
Команда 1:
Название: Пехота.
Девиз:
Мы пехота боевая,
Не жалеем сил своих.
Марш-бросок мы прошагаем,
Отстреляем за двоих!
Команда 2:
Название: Танкисты.
Девиз:
Раз, два, три, четыре.
Мы танкисты удалые.
Все шагаем дружно в ряд,
Мы защитников отряд!
Ведущий 1:
Ребята! А почему вы выбрали именно такие названия для своих команд?
Команда 1: Мы выбрали такое название, потому, наш земляк Королёв Роман Алексеевич, имеющий звание Героя Советского Союза, руководил именно пехотным 1-м гвардейским стрелковым полком, который неоднократно в ожесточённой борьбе сумел противостоять немецко-фашистским захватчикам.
Команда 2: Наша команда выбрала название «Танкисты», так как танк – символ героизма и мужества, проявленных в декабре 1941 года при обороне Ельца танкистами 150-й отдельной танковой бригады 13-й армии Юго-Западного фронта.
Ведущий 2: Ребята, а знаете ли вы, что помогало солдату вдали от Родины? Что поддерживало его боевой дух? Это песня.
Ведущий 1:
Объявляется конкурс песен. Команда «Пехота» исполнит песню «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, музыка Л. Френкеля)
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может это место для меня.
Настанет день и журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Ведущий 2:
Команда «Танкисты» исполнит песню «Катюша» (сл. М. Исаковского, музыка М. Блантера)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного, сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед,
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет.
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Ведущий 1:
Какие замечательные песни подготовили наши участники.
Ведущий 2:
А теперь наши отряды покажут, какие они бравые солдаты и отважные защитники.
Ведущий 1:
Взвод бежит марш-бросок. За спиной - автомат,
Вещмешок, фляжка, каска и скатка.
Гимнастёрки промокли на спинах ребят,
Ох, несладко ребятам, несладко...
Ведущий 2:
Видно кто-то отстал - слышен взводного мат,
Под себя подминаем дорогу.
Просит друг: - Помоги, понеси автомат!
Не откажешь же другу, ей-Богу...
Ведущий 1:
Позади - половина, осталось чуть-чуть:
Лес, гора, спуск, а там уж и финиш...
Эх, скорей бы - а сил уже нет и вздохнуть,
Не упасть бы, упал - не поднимешь...
Ведущий 2:
Добежали, дошли, доползли, донесли
Всех и всё - автоматы и ноги...
Эх, воды бы глоток - мы на финиш пришли...
До свиданья, на той же дороге...
Ведущий 1:
Прошу команды занять свои позиции на линии старта.
1-ая эстафета: «Марш-бросок»
Инвентарь: 2 мешка для прыжков в них, 2 фишки.
Ход: На стартовой линии первые участники залезают в мешок. По свистку начинают прыгать вперёд до фишки, огибая её, вылезают из мешка и бегут обратно, передавая мешок следующему участнику. Побеждает та команда, последний участник которой первый пересечёт стартовую линию.
Ведущий 2:
Молодцы ребята. Вы проявили стойкость духа и выносливость, которые очень важны в бою.
Ведущий 1:
«…А если ранят в живот — держись;
Стони, если сможешь, вслух…
А спросят, сколько часов лежишь,
Скажи, что не больше двух».
Ведущий 2:
И я, дотошен и с детства прост,
Чтоб суть уяснить сполна, —
«Да кто же спросит?» — задал вопрос.
Но тут — началась война.
Ведущий 1:
Рвались снаряды, и смерть была
На пули врага щедра.
А наша рота в атаку шла,
И каждый кричал «Ура!»
Ведущий 2:
На войне много было раненных. И бойцы никогда не оставляли своего товарища умирать на поле боя.
2-ая эстафета: «Раненый боец»
Инвентарь: 2 фишки.
Ход: На стартовой линии команды разбиваются на тройки. Двое из участников делают «стульчик» из переплетённых рук, а третий садится на этот «стульчик». По свистку участники начинают движение вперёд до фишки, огибая её, бегут обратно, передавая эстафету следующей тройке. Побеждает та команда, тройка которой первой пересечёт линию старта.
Ведущий 1:
Друзья, велик и непобедим русский народ. Даже во времена войны не угасла творческая мысль, писались проникновенные стихи, поэмы, песни, создавались фронтовые театральные бригады. Во время войны на линию фронта приезжали артисты, чтобы поддержать солдат. Около костра они пели песни, читали стихи.
Ведущий 2:
Творческий коллектив обучающихся школы подготовил чтение отрывка из поэмы А.Твардовский «Василий Тёркин».
Немец был силён и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугай — не побежит.
Сытый, бритый, бережёный,
Дармовым добром кормленный,
На войне, в чужой земле
Отоспавшийся в тепле.
Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука…
Не играл со смертью в прятки, —
Взялся — бейся и молчи, —
Тёркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.
Есть войны закон не новый:
В отступленье — ешь ты вдоволь,
В обороне — так ли сяк,
В наступленье — натощак.
Немец стукнул так, что челюсть
Будто вправо подалась.
И тогда боец, не целясь,
Хряснул немца промеж глаз.
И ещё на снег не сплюнул
Первой крови злую соль,
Немец снова в санки сунул
С той же силой, в ту же боль.
Так сошлись, сцепились близко,
Что уже обоймы, диски,
Автоматы — к чёрту, прочь!
Только б нож и мог помочь.
Бьются двое в клубах пара,
Об ином уже не речь, —
Ладит Тёркин от удара
Хоть бы зубы заберечь.
Но покуда Тёркин санки
Сколько мог
В бою берёг,
Двинул немец, точно штангой,
Да не в санки,
А под вздох.
Охнул Тёркин: плохо дело,
Плохо, думает боец.
Хорошо, что лёгок телом —
Отлетел. А то б — конец…
Устоял — и сам с испугу
Тёркин немцу дал леща,
Так что собственную руку
Чуть не вынес из плеча.
Чёрт с ней! Рад, что не промазал,
Хоть зубам не полон счёт,
Но и немец левым глазом
Наблюденья не ведёт.
Драка — драка, не игрушка!
Хоть огнём горит лицо,
Но и немец красной юшкой
Разукрашен, как яйцо.
Вот он-в полвершке — противник.
Носом к носу. Теснота.
До чего же он противный —
Дух у немца изо рта.
Злобно Тёркин сплюнул кровью,
Ну и запах! Валит с ног.
Ах ты, сволочь, для здоровья,
Не иначе, жрёшь чеснок!
Ты куда спешил — к хозяйке?
Матка, млеко? Матка, яйки?
Оказать решил нам честь?
Подавай! А кто ты есть,
Кто ты есть, что к нашей бабке
Заявился на порог,
Не спросясь, не скинув шапки
И не вытерши сапог?
Со старухой сладить в силе?
Подавай! Нет, кто ты есть,
Что должны тебе в России
Подавать мы пить и есть?
Не калека ли убогий,
Или добрый человек —-
Заблудился
По дороге,
Попросился
На ночлег?
Добрым людям люди рады.
Нет, ты сам себе силён,
Ты наводишь
Свой порядок.
Ты приходишь —
Твой закон.
Кто ж ты есть? Мне толку нету,
Чей ты сын и чей отец.
Человек по всем приметам, —
Человек ты? Нет. Подлец!
Двое топчутся по кругу,
Словно пара на кругу,
И глядят в глаза друг другу:
Зверю — зверь и враг — врагу.
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка всё решит.
Ведущий 1:
Война шла в разных регионах и на разных условиях нашей огромной Родины. Чтобы отстоять каждый населённый пункт командиры зачастую принимали отважное решение заманить противника в болото.
3-я эстафета: «Пройди болото»
Инвентарь: 30 дощечек (фанерок) размером чуть больше ступни (подошвы обуви), 2 фишки.
Ход: На линии старта по свистку первые участники начинают движение вперёд прыжками на двух или одной, попеременно меняя ноги по 15 «кочкам», образующих слегка зигзагообразную «тропу через болото» расположенные на расстоянии 50-60 см до фишки, огибая фишку, обратно бегут, передавая эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, последний участник которой первый пересечёт стартовую линию.
Ведущий 2:
Молодцы ребята! Каждый участник команды придумал свою стратегию прохождения болота, чтобы не было потерь.
Ведущий 1:
Прозрачны дали,
И ветра спокойны.
От ржавых мин очистилась земля.
Но, отступая, оставляют войны
Воспоминаний минные поля.
Ведущий 2:
В людских сердцах лежат они незримо.
Их не найдёт искуснейший минёр.
В них скрыта боль о близких и любимых,
О муках, не забытых до сих пор.
Ведущий 1:
Как много нужно приложить стараний,
Как надо нам друг другом дорожить,
Чтоб обезболить боль воспоминаний
И память о погибших сохранить.
Ведущий 2:
Немцы, чтобы укрепить свои позиции и создать трудности нашим солдатам минировали поля.
4-я эстафета: «Минное поле»
Инвентарь: 2 гимнастические скамейки, 10 обручей, 2 фишки.
Ход: На линии старта по свистку первые участники начинают движение вперёд пролезают в обручи, в положении лёжа на животе, подтягиваются двумя руками на скамейке до фишки, огибая её, бегут обратно, передавая эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, последний участник которой первый пересечёт стартовую линию.
Ведущий 1:
Молодцы ребята. Все проявили бойцовский характер. Перед следующим марш-броском устроим привал и проведём конкурс загадок.
Ведущий 2:
Был и он в войну солдатом,
Шёл в атаку с автоматом,
Города освобождал,
Воевал и побеждал.
(Ветеран войны)
Ведущий 1:
Идут вперёд дивизии, роты,
И танки двигаются в ряд,
Гремят, грохочут пулеметы,
В атаку рвётся…(лейтенант).
Ведущий 2:
Он на фронте воевал.
И давно седым уж стал.
По-военному одет,
Ветеран войны – мой…(дед).
Ведущий 1:
Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты.
А на них — то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.
(Салют)
Ведущий 2:
Он самый смелый,
Самый ловкий,
Бесстрашный,
Умный, волевой.
Он дело делает большое,
Ведет людей он за собой,
А сам бежит вперед,
Где пули. Не бережёт себя, порой.
Его вы имя подскажите,
А люди говорят: … (герой).
Ведущий 1:
Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная …
(Граната)
Ведущий 2:
Стоят три старушки:
Вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут.
(Пушки)
Ведущий 1:
Эта пушка не стреляет,
Камни далеко метает,
Нету в мире крепостей,
Устоявших перед ней.
(Катапульта)
Ведущий 2:
Летит ворон, весь окован,
Кого клюнет, тому смерть.
(Пуля)
Ведущий 1:
Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это …
(Пулемет)
Ведущий 2:
Летит — лается,
Упадет — рассыпается.
(Снаряд)
Ведущий 1:
В бою черепаха — стальная рубаха.
(Танк)
Ведущий 2:
С врагом Егорка —
Скороговоркой
Поговорил —
И страх внушил.
Просто хват
Говорливый …
(Автомат)
Ведущий 1:
Имя девичье носила
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная …
(Катюша)
Ведущий 2:
Ну что, закончен наш привал, и вновь наши отряды рвутся в бой!
Ведущий 1:
Притаился… в пыли и загорелый,
Он среди развалин каменных домов,
Душою он с землёю обгорелой,
Тихо замер — ненавистных ждёт врагов.
Ведущий 2:
Его спокойствие страшнее гнева —
Зоркий глаз и чётко твёрдая рука,
Врага стреляет прямо, справа, слева,
Фашиста — гада, он бьёт наверняка.
Ведущий 1:
Он не охотник, а защитник нравов,
Он мастер дела — добьётся своего,
Исполнитель приказов и уставов,
Много фашистов на счёте у него.
Ведущий 2:
Постоянно за ним идёт охота,
И на мушке у фашиста он всегда,
Но у него имеется работа —
Защищать — от ненавистного врага.
Ведущий 1:
В войну пехоте и танкистам и всем остальным родам войск для ликвидации противника помогали снайперы.
5-я эстафета: «Снайпер»
Инвентарь: 2 мишени, 6 мячей для большого тенниса, 2 фишки.
Ход: На линии старта по свистку первые участники начинают движение вперёд. Добегают до установленной фишки, где выполняет три броска мячом по установленной мишени (расстояние до мишени 6м). При попадании с первой попытки участник продолжает движение обратно, передавая эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, последний участник которой первый пересечёт стартовую линию.
Ведущий 2:
Молодцы бойцы. Проявили свою меткость и настойчивость. Такие солдаты очень пригодятся в бою.
Ведущий 1:
На ветвях заснули птицы,
звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
пограничников отряд.
Ведущий 2:
Пограничники не дремлют
у родного рубежа:
наше море, нашу землю,
наше небо сторожат.
Ведущий 1:
На границах нашей большой страны есть люди, профессия которых, охранять наш сон и мирное небо над головой. Это пограничники.
6-я эстафета: «Граница на замке»
Инвентарь: 6 гимнастических матов, 2 фишки.
Ход: На линии старта по свистку первые участники начинают движение вперёд по-пластунски передвигаются по мату до фишки, огибая её, бегут обратно, передавая эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, последний участник которой первый пересечёт стартовую линию.
Ведущий 2:
Молодцы ребята. Каждый из вас достоин, охранять нашу Родину от врага.
Ведущий 1:
Каждая семья с фронта ждала весточку от тех, кто ушёл на фронт. Письма, полученные с поля боя, бережно хранились в каждом доме. Давайте и мы попробуем запечатлеть моменты, приближавшие Великую Победу!
Конкурс: Составить коллаж
Ребятам предлагается используя копии фотографий героев войны, вырезки из журналов, раскраски на военную тематику и т.п. составить коллажи.
Ведущий 2:
Ну что же ребята, на протяжении всех состязаний, вы проявили отвагу, силу и смелость. И пока наше жюри ведёт подсчёт, посмотрим отрывок документального фильма «Елецкая наступательная операция».
Ведущий 1:
Наше жюри готово огласить результаты. Званием «Самые смелые» награждается команда «…», за звание «Самые отважные» награждается команда «…».
Ведущий 2:
Давайте поблагодарим нашего уважаемого гостя_______________. Вы являетесь великой гордостью, эталоном и примером для подражания. Вы внесли несоизмеримую лепту в развитие и жизнь нашей великой страны. Желаем вам здоровья и долголетия, чтобы вы своим примером всегда ставили ориентиры для молодежи. Сердечное вам спасибо.
Ведущий 1: Сегодняшний праздник подходит к своему завершению, и с гордостью за наших прадедов, в память о солдатах, не вернувшихся с войны, давайте все вместе споём песню «День Победы».
День Победы, как он был от нас далёк
Как в костре потухшем таял уголёк
Были версты, обгорелые, в пыли
Этот день мы приближали как могли
Этот день Победы
Порохом пропах
Это праздник
С сединою на висках
Это радость
Со слезами на глазах
День Победы, День Победы, День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели
Этот день мы приближали как могли
Этот день Победы
Порохом пропах
Это праздник
С сединою на висках
Это радость
Со слезами на глазах
День Победы, День Победы, День Победы!
Здравствуй, мама, возвратились мы не все
Босиком бы пробежаться по росе
Пол-Европы прошагали, пол-Земли
Этот день мы приближали как могли
Этот день Победы
Порохом пропах
Это праздник
С сединою на висках
Это радость
Со слезами на глазах
День Победы, День Победы, День Победы!
Список литературы:
- Артюшина Л. Стихотворение про снайпера [Электронный ресурс] URL: https://www.stihi.ru/2014/03/02/10622
- Документальный фильм «Елецкая наступательная операция» [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=ovJfv71eY4A
- Жуков К.М. Марш-бросок [Электронный ресурс] URL: https://ruizdat.ru/list-stihi.php?g=4&link=30005
- Маршак С. Пограничники [Электронный ресурс] URL: http://www.koshki-mishki.ru/view-1236-0.html
- Пегасин М. Отрывок из баллады о раненном солдате (случай на фронте) [Электронный ресурс] URL: https://www.stihi.ru/2010/02/06/3584.
- Татьяничева Л.К. Минные поля [Электронный ресурс] URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Т/tatjyanicheva-lyudmila-konstantinovna/stihotvoreniya/52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...
Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).
Знакомство с различными спгособами проведения словарной работы на уроках русского языка...
Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"
Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...
Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ОЛИМПИЕЦ. ОФП» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Дополнительная образовательная программа «Будущий олимпиец. Общая физическая подготовка» является модифицированной и относится к физкультурно-спортивной направленности. Общая физиче...
Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Методическая разработка «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...