Развитие фонематических процессов. Дифференциация звуков [З] и [С]
план-конспект занятия (5 класс)

Балашевич Дарья Петровна

Цель: закрепить умение дифференцировать звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух.

Задачи:

- образовательные: учить детей дифференцировать звуки «с»,» «з»; обогащение словаря со звуками «з» «с».

 - коррекционные: развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи.

- воспитательные: воспитание контроля за правильным произношением звука.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_z-s.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов. Дифференциация звуков [З] и [С]

Цель: закрепить умение дифференцировать звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух.

Задачи:

- образовательные: учить детей дифференцировать звуки «с»,» «з»; обогащение словаря со звуками «з» «с».

 - коррекционные: развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи.

- воспитательные: воспитание контроля за правильным произношением звука.

Оборудование:  тетрадь, ручка, карточки с изображением признаков весны, карточки с действиями.

Здравствуй! Как твое настроение?

-Какое сейчас время года?

-Сколько всего весенних месяцев?

-Какой сейчас месяц?

-Какой месяц будет после марта?

-Какой месяц находится между апрелем и июнем?

-Посмотри на эти картинки, что ты здесь видишь?

Вспоминаем занятия музыки с Юлией Анатольевной.

-Как сыпется песок?  «С»  а как звенит комар «з»?

Послушай, стихотворение внимательно!

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет?

(самолет)

-Назови первый звук в этом слове? Дай характеристику звуку «С»

Маленькая собачка

Свернувшись лежит.

Не лает не кусает,

 а в дом не пускает.

(замок)

-Назови первый звук в этом слове? Дай характеристику звуку «З»

-Чем они отличаются?

Чем похожи?

Сейчас мы поиграем в игру «поймай звук»!

Сначала звук «С», будем топать ногой.

Затем звук «З», будем хлопать.

-Что мы только что с тобой делали? Правильно, ловили звуки С и З.

С этим заданием ты хорошо справился! А теперь поиграем в игру «попугай». А что делает попугай? Да, конечно! Он все повторяет! Готов?!  Повторяй за мной:

за-са, асу-азу, ыс-ыз, сы-зы

засов, записка, слезы, заснуть, сказать, зоосад;

роза-роса; коза-коса; зуб-суп

вязать носок, возить груз, завозить сено;

-Поменяй звук:

Со-зо, су-зу, за-са, зы-сы, сэ-зэ.

-А теперь внимательно на картинку. Кто это? Назови имя девочки на звук «С». Что делает девочка? Составь предложение – Соня спит.

- Назови имя девочки на звук «З», что забыла Зоя? –зонтик. Составь предложение- Зоя забыла зонтик.
-В какую игру мы играли? А что мы делали в этой игре? Какие звуки ты чаще всего слышал в словах?

Мы с тобой много успели уже сделать, давай разомнемся и потанцуем. Физ минутка ( повторить 2 раза)

Здорово! Хорошо потанцевали! Посмотри, что у меня в руке… это мяч! Давай воспользуемся им и сыграем еще в одну игру!

 -Я называю слово и кидаю мяч. Ты ловишь мяч и определяешь место звука «с» или «з» в слове: в начале, средине и конце.

Нос, лиса, коза, слон, ваза, носорог, закон, ласточка, сосна, заноза.

-Что мы делали с тобой? Искали место звука в слове.

Пальчиковая гимнастика:

Тает снег, уходит лед,

И на речке-ледоход. (Смена рук)

Скоро к нам придет апрель-

С крыш опять польет капель.

Совсем недавно закончилось какое время года?

Посмотри на этот текст, что здесь не так?

Правильно, в этом рассказе не хватает букв, давай вставим нужные букв и прочитаем текст.

Зима.

На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.

-О чем этот текст? Кто здесь главный герой? Какие любимые зимние забавы у Зины? Чего не боится Зина?

Молодец! Сегодня было насыщенное занятие. Давай вспомним все что ты сегодня сделал. Были ли трудность? Если да, то с чем? 

Спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по развитию фонематических процессов в школе VII вида

ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ТНР.

Конспект занятия "Путешествие в осенний лес"  (подготовительная группа)...

«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»

Игры, способствующие развитию фонематического  и звукового  восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...

Игры по развитию фонематических процессов, рекомендуемые для работы родителей с детьми дома

Игры,предлагаемые в статье,помогут родителям закрепить у детей навыки фонематического анализа,приучают внимательно вслушиваться в речь окружающих.Это улучшает протекание целого ряда речевых процессов....

Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа-синтеза у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс....