«Как Муравьишка домой спешил».
методическая разработка

Татьяна Владимировна Змихновская

Конспект совместной деятельности логопеда и детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности логопеда и детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Как Муравьишка домой спешил».

Цель:  Расширять представления детей о многообразии и жизни насекомых.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать неречевое дыхание;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • развивать эмоциональность речи, сообразительность в процессе отгадывания загадок;
  • обогащать словарный запас по теме, уточнять значения слов;
  • развивать связную речь;
  • обучать правильно использовать грамматические формы слов;
  • развивать навык звукобуквенного анализа, синтеза;
  • развивать навык языкового синтеза;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис;

Воспитательно-образовательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе и насекомым;
  • воспитывать интерес к произведениям русских писателей;
  • закреплять знания о составе сложных слов;
  • закреплять навык составления предложений по опорным словам;
  • совершенствовать навык чтения слогов, слов;
  • развивать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

Оборудование: сказка В.В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; вырезанные из бумаги листья (дубовый, кленовый, березовый) с написанными на обратной стороне словами; картинки с изображением березы, муравья, муравейника, паука; паутина, сплетенная из ниток с запутанными в ней буквами; пластмассовые игрушки насекомых (комар, муха, сверчок, пчела, цикада); ножницы (3 шт.); мяч.

Т.С.О.: персональный компьютер; компьютерная программа «Баба – Яга учится читать»;  аудиозапись звуков, издаваемых различными насекомыми.

Ход занятия:

ЛОГОПЕД

ДЕТИ

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

II. Сообщение темы занятия.

- Сегодня я предлагаю вам вспомнить сказку Виталия Валентиновича Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

- Залез муравей на березу, посмотрел вниз, а там, на земле его родной дом виден. Скажите, как называется дом муравья? Правильно. Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз». А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

- Сейчас я предлагаю вам ненадолго превратиться в ветер и подуть на листочки. Филипп возьмет березовый листок, Юлиана – кленовый, а Илья – дубовый.

- Встаньте ровно, плечи опустите. Сделайте вдох через нос и долго, плавно подуйте на листок перед собой.

- Посмотрите, это не простые листочки, на них написаны слова. Прочитайте их.

- Ребята, какое предложение можно составить из этих слов? Оказывается, это послание от нашего Муравьишки. Он попал в беду и просит нас о помощи. Слишком далеко от муравейника унес его ветер. Сам Муравьишка не сможет добраться домой.

III. Основная часть занятия.

- Дети, поможем Муравьишке? Но чтобы ему помочь, надо пройти нелегкие испытания! Готовы?

1. «Гусеница».

- Послушайте первую загадку:

«Что за чудо червячок,

Весь в волосиках бочок,

Он по листику ползет,

И его же и жует?»

- Правильно! И первым, кто встретился Муравьишке на пути к дому, была гусеница-землемер. А поможет она ему или нет, зависит от вас. Скажите, из каких двух слов состоит название гусеницы «землемер»? Почему гусеницу так назвали?

- Вот какое задание приготовила для вас гусеница-землемер: «Назовите насекомых, названия которых так же состоят из двух слов, и объясните, почему они так называются».

- Молодцы, ребята! Повезет гусеница-землемер нашего Муравьишку домой!

2. «Паук».

- Отгадав вторую загадку, вы узнаете, кого следующего Муравьишка встретил на своем пути:

«Что за чудная картина-

Между веток – паутина!

Кто же был умелый ткач?

Может белка, может грач?

Может быть колючий ежик?

Сколько надо было ножек,

Чтоб сплести из паутины

Расчудесную картину?

У «ткача» есть восемь «рук»,

И зовут его - …»

- Правильно! Повстречал Муравьишка паука-сенокосца. Посмотрите, какое задание он приготовил для вас: «В паутине запутались буквы, назовите их. Вырезайте буквы ножницами и попробуйте из них составить слово. Тогда вы сразу поймете, кто попался пауку в паутину».

- Молодцы, ребята! Справились с заданием паука. Придется ему помочь Муравьишке перебраться через луг со скошенной травой.

3. «Жужелица».

- А впереди еще долгий путь домой. Послушайте третью загадку:

«Очень быстрый черный жук –

Лапки вместо ног и рук.

На головке – клещи, жуть:

Червяку не увильнуть.

Жук – охотник, молодец,

Он с вредителем борец.

Как зовут? Я подскажу:

Начинается на «ЖУ»!

- Правильно! И вот какое испытание приготовила для вас жужелица: «Сейчас вы будете слушать разные звуки и угадывать, какое насекомое их издает».

Логопед делает вид, что ловит насекомое, прячет в ладонях пластмассовую игрушку и подносит к уху. В это время звучит аудиозапись. Если дети правильно называют насекомое, педагог показывает игрушку.

- Молодцы, ребята! И это задание вы выполнили правильно. Посадила жужелица Муравьишку на спину и повезла к дому.

4. «Кузнечик».

- А вот кто дальше повстречался Муравьишке, вам подскажет следующая загадка:

«Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он».

- И вот какое задание он для вас приготовил: «Громко и красиво расскажите считалку про кузнечика».

«Скачет маленький кузнечик,

Через мостик перешел,

Через лужи перепрыгнул,

В гости к бабочке пришел:

Эй, хозяйка, хватит спать,

Выходи скорей гулять!

Будем вместе веселиться,

Ты – летать, а я – скакать!»

- Молодцы, ребята! С легкостью перенес кузнечик Муравьишку через высокий забор.

5. «Водомерка».

- Снова на своем пути Муравьишка встречает препятствие. А кто ему будет помогать, вы сейчас узнаете:

«На поверхности воды летом обитает,

Под корой, без суеты, зиму коротает.

Ход ее длиннющих ног – водной глади мерка.

Кто б скользить еще так мог?

Только …»

- Правильно. Водомерка предлагает вам ответить на интересные вопросы о жизни насекомых:

1.) Назовите единственное насекомое, которое может заглянуть себе за спину.

2.) Люди придумали вертолет, наблюдая за какими насекомыми?

3.) Какое насекомое может замерзнуть даже летом, если перестанет гудеть?

4.) Какое насекомое дети во многих странах мира берут в руки и просят полететь к Богу?

5.) В Древнем Риме люди верили, что эти насекомые произошли от цветов, оторвавшихся от растений. О каком насекомом идет речь?

6.) Какие животные очень похожи на насекомых, но не относятся к ним?

7.) Какое насекомое считается священным в Египте?

8.) Как вы думаете, почему светлячки светятся по ночам?

- Вы прекрасно справились и с этим заданием. Придется водомерке перенести нашего Муравьишку через реку.

6. «Майский жук».

- Спешит Муравьишка домой, торопится попасть в муравейник до захода солнца. Отгадайте, кто сейчас придет ему на помощь:

«По весне, в цветущем мае

Он как самолет летает.

Тише! Слышишь, он гудит?

Ночью звездною не спит,

Бьется к нам в окошко.

Не до сна и кошке».

- Правильно! Майский жук приготовил для вас интересную компьютерную игру: «Посмотрите, Баба – Яга напустила на липу жуков-вредителей. Вы сможете спасти дерево.  Щелкните мышкой подряд по двум жукам с одинаковыми буквами, оба и упадут».

Аналогичная работа проводится со слогами.

- Вижу, что эта игра вам очень понравилась. Перенес майский жук Муравьишку через лес и сел на ту самую березу, под которой его родной дом находится. А как спуститься вниз Муравьишка не знает.

7. «Гусеница – листовертка».

- Глянул вокруг, а там…

«Толстая, зеленая, может быть пушистой,

Может быть рифленою, или золотистой.

Ползает по веточке, объедает листья,

И легко на ниточке может вниз спуститься».

- Ребята, кто это? Спустит она Муравьишку к дому или нет - зависит от вас. Гусеница предлагает вам поиграть в игру «Цепочка слов».

- Ребята, давайте вспомним всех насекомых, которые помогали нашему Муравьишке вернуться домой. Кто правильно называет насекомое – получает разрезную картинку с его изображением и собирает ее.

- Дети! Наш Муравьишка снова очутился дома и это ваша заслуга! Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие муравьи!

IV. Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, по страницам какой сказки мы с вами сегодня путешествовали?

-  А кто написал эту сказку?

- Вы читали ее дома?

- Тогда скажите, всех ли насекомых из этой сказки мы с вами сегодня вспомнили? Никого не забыли?

- Через что жучок – блошачок перенес Муравьишку на своей спине?

- Скажите, где в Санкт-Петербурге можно увидеть большую коллекцию насекомых?

- Дети, а вы знаете, что «МУРАВЕЙНИКОМ» называют не только домик муравьев, но и вкусный десерт? Я всех приглашаю пить чай и пробовать это угощение.

- Спасибо за вашу прекрасную работу на занятии. До свидания.

- Здравствуйте!

- Дом муравья называется муравейник.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети читают слова: в, хочет, муравей, дом, родной, вернуться.

- Муравей хочет вернуться в родной дом.

- Да!

- Готовы!

- Это гусеница!

- Название гусеницы «землемер» состоит из двух слов: земля, мерить.

- Гусеницу так назвали потому, что она ползет, как бы измеряя проходимый путь.

Дети называют насекомых: богомол, жук-носорог, жук-короед, долгоносик, сороконожка, бабочка-шелкопряд, водомерка и объясняют их названия.

- Это паук!

- В паутине запутались буквы: А, У, Х, М.

Дети вырезают ножницами буквы из паутины и составляют слово МУХА.

- Это муха запуталась в паутине.

- Это жужелица!

Дети слушают звуки и называют насекомых: комар, муха, пчела, сверчок, цикада.

- Это кузнечик!

Дети рассказывают считалку про кузнечика, сопровождая ее жестами, описанными в самой считалке.

- Это водомерка!

- Единственное насекомое, которое может заглянуть себе за спину - это богомол.

- Люди придумали вертолет, наблюдая за стрекозами.

- Шмель может замерзнуть даже летом, если перестанет гудеть. Температура его тела равна 40 градусам. Она выше температуры воздуха.

- Дети во многих странах мира берут в руки божью коровку и просят полететь к Богу.

- В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

- Пауки похожи на насекомых, но не относятся к ним. У пауков 8 ног, а у насекомых 6.

- Скарабей считается священным в Египте.

-  Светлячки светятся по ночам, таким образом, они находят друг друга.

- Это майский жук!

Дети нажимают на жуков с одинаковыми буквами и называют их.

Дети нажимают на жуков с одинаковыми слогами и читают их.

- Это гусеница!

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, называя насекомых. Каждый последующий игрок должен назвать всех предыдущих насекомых и свое. В конце игры дети хором повторяют вышеперечисленных насекомых.

Дети вспоминают и перечисляют насекомых.

Дети собирают разрезные картинки насекомых.

- Мы путешествовали по страницам сказки «Как Муравьишка домой спешил».

- Эту сказку написал Виталий Валентинович Бианки.

- Да!

- Мы забыли про жучка – блошачка!

-  Жучок – блошачок перенес Муравьишку на своей спине через картофельное поле.

- Большую коллекцию насекомых можно увидеть в Зоологическом музее.

Дети пьют чай и едят «муравейник».

- До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценка на День здоровья - Айболит спешит на помощь

В школе в течение года проводятся Дни здоровья. Данную сценку мы использовали в качестве начала игры-путешествия "Тропа здоровья"...

Обобщающий урок чтения на тему: Спешите делать добро.

Конспект урока, презентация обобщающего урока чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида...

Самоподготовка "Не спеши языком - спеши делом"

Данная самоподготовка рассчитана на учащихся пятых классов коррекционной школы восьмого вида.  Цель: Закрепление знаний, полученных на уроках. Задачи: 1.  Формирование у учащихся устойчивого...

Сказка "Как муравьишка нашел себе друзей"

Терапевтическая сказка, предназначенная для коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного или младшего школьного возраста с замедленным психическим развитием.Данный материал использовала с целью п...

Конспект открытого занятия «Приключения Муравьишки в окружающем мире»

Цель занятия: выявить уровень знаний, умений и навыков, полученных учащимися за первый год обучения.Задачи: - определить, знают ли учащиеся домашних и диких животных, и кто чем питается; времена года...

Интерактивная книжка "Как Муравьишка спешил домой"

Интерактивная книжка "Как Муравьишка спешил домой" выполнена  в стихотворной форме по мотивам сказки В.В.Бианки на шаблоне листания и может быть использована для более легкого запоминан...