Направления логопедической работы по компенсации речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи I-III уровня.
статья
Процесс формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I-III уровня имеет свои особенности. Он связан не только с недостаточностью пассивного и активного словаря ребенка к 3-4 годам, а иногда и к 5 –летнему возрасту, но и прежде всего с недоразвитием двигательной активности органов артикуляции, когда ребенок нуждается в выработке точных движений артикуляционного аппарата на определенные звуки, с недостаточностью фонематического восприятия. Для непосредственного обогащения и активизации словаря детям необходимо речевое общение со взрослыми носителями языка, а также со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompensatsiya_rechevyh_defektov.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления логопедической работы по компенсации речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи I-III уровня.
Учитель – логопед Соколова О.Г. г. Москва, 2019 г.
Процесс формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I-III уровня имеет свои особенности. Он связан не только с недостаточностью пассивного и активного словаря ребенка к 3-4 годам, а иногда и к 5 –летнему возрасту, но и прежде всего с недоразвитием двигательной активности органов артикуляции, когда ребенок нуждается в выработке точных движений артикуляционного аппарата на определенные звуки, с недостаточностью фонематического восприятия. Для непосредственного обогащения и активизации словаря детям необходимо речевое общение со взрослыми носителями языка, а также со сверстниками.
Разнообразие предметов обстановки влияет на расширение представлений об окружающем мире, способствует накоплению и пополнению словарного запаса, развитию разнообразных и интересных лексических форм, новых для ребенка. Работа по формированию речи ребенка тесно связана с уровнем развития мыслительной деятельности. На этапе наглядно – действенного мышления и появления наглядно – образного мышления в возрасте от 3 до 3,5 лет у младших дошкольников зачастую недостаточно сформированы не только навыки самообслуживания (одевание, раздевание, посещение туалета, принятие пищи, уборка игрушек и др.), но и речевые навыки, на которых строится повседневное бытовое общение, например, нет умения просить понравившуюся вещь или игрушку словами, отсутствует или ослаблена мотивационная сторона речевой деятельности, не заложена программа общения с другими детьми и взрослыми во время игр и проведения детских режимных моментов, лексико – грамматический строй речи выражается в лепетных звукосочетаниях или искаженных лексических единицах. В старшем дошкольном возрасте проявления общего недоразвития речи обусловлены не только особенностями дизонтогенеза, но и различными другими факторами, например, социальной депривацией, резидуальными болезненными процессами в центральной нервной системе, ограниченными возможностями здоровья, задержанным психическим развитием. Содержание коррекционной работы строится в соответствии со структурой речевого нарушения, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. К I уровню речевого развития относятся дети с 3- летнего возраста, ко II уровню речевого развития – начиная с 4-летнего возраста, к III уровню речевого развития – начиная с 4-5 – летнего возраста. Речевая работа протекает в активном речевом контакте с логопедом, в игровой форме, что способствует преодолению речевого негативизма, создает положительное эмоциональное настроение и желание говорить с собеседником или логопедом.
Основными направлениями работы логопеда являются:
1.Формирование неречевых процессов.
Данное направление коррекционной работы проводится учителем - логопедом на каждом индивидуальном и групповом занятии и включает в себя следующие виды деятельности:
1.Развитие дыхания.
2.Развитие общей и специальной моторики.
3.Развитие слухового внимания
4.Развитие фонематического слуха
5.Формирование ориентировок в пространстве.
6.Развитие зрительного внимания и памяти.
7.Сенсорное воспитание ребенка.
Неречевые процессы являются непосредственной составляющей речевой функции человека и качественно изменяют речевой процесс, что в дальнейшем положительно влияет на успешную успеваемость в учебном заведении, дальнейшие занятия и трудовую деятельность. Начало работы над неречевыми процессами строится с младенческого и раннего дошкольного возраста, а продолжается в течение всей работы по устранению нарушений звукопроизношения.
2.Развитие речи ребенка.
Одним из наиболее важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие устной речи ребенка.
В целом, система работы логопеда по развитию речи ребенка состоит из нескольких этапов:
1.Обучение ребенка правильной артикуляции и звукопроизношению, механическая постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах и фразовой речи.
2.Обогащение, уточнение и активизация лексики.
3.Работа над синтаксическими конструкциями
( предложение).
4.Формирование фразовой речи
5.Развитие связной речи.
На этих этапах учителю – логопеду приходится решать следующие задачи:
1.Развитие фонематического восприятия ребенка
2.Формирование правильного звукопроизношения и интонации.
3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза
4. Накопление словарного запаса ребенка и активизация его на занятиях и в повседневной жизни.
5.Формирование грамматических навыков.
6.Развитие связной речи
7.Устранение специальных ошибок в речи при обучении чтению с помощью коррекционных заданий.
Рассмотрим содержание направлений работы логопеда по решению данных задач.
Развитие фонематического восприятия ребенка.
С этой целью дифференцируются звонкие и глухие согласные звуки, слоги произносятся утрированно и отрабатываются в устных речевых высказываниях, начиная с трехлетнего возраста, на логопедических заданиях и упражнениях (Комар звенит: «З-З-З», чайник свистит: «С-С-С», жук жужжит: «Ж-Ж-Ж», барашек кричит: «Бе-Бе-Бе», гусь кричит: «Га-ГА-ГА»).
В старшем дошкольном возрасте при ОНР I-III уровня данный вид упражнений также должен проводиться. На занятиях по формированию фонематического восприятия мы вырабатываем необходимые изолированные дифференциации отрабатываемых звуков в слогах. Сходные упражнения проводим для различения звонких – глухих согласных, начиная с губных: «Ба-па, Ба-па». Далее отрабатываем произношение губно –зубных согласных звуков: «Ва – Фа, Ва- Фа», язычно- зубных: «ДА-ТА, ДЭ-ТЭ», «Са-За, СА-За», заднеязычных: «Га-ка,га-ка», затем язычно –передненёбных: «Ша- Жа, Жа –Ша».После четкого усвоения звукопроизношения включаем в речь короткие слова на различение звонких – глухих согласных: «Жил –шил, Год –кот, Был –пыл» и предлагаем детям упражнения для речевого тренинга на дифференциацию звонких и глухих согласных в слогах и словах (Во-фо, До –то, Вы- фы, Ды –ты, Жи-ши, Сэ-Зэ и т.д.) в различных сочетаниях с гласными звуками.
При нарушении фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте слоги с этими звуками закрепляются при обучении грамоте. Используются при написании слогов на уровне письма печатными буквами. С опорой на зрительный образ звука – букву. Развитие фонематического анализа является составной частью работы по развитию фонематического восприятия и проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора, что тесно связано со следующим направлением коррекционной работы.
2.Формирование правильного звукопроизношения и интонации.
При отсутствии, замене и искажении звука данное направление работы начинается с постановки изолированного звука механическим способом или в сопряженной и отраженной речевой деятельности с логопедом, далее продолжается в процессе активизации звука в слогах, словах и фразовой речи: (Послушай, как я произношу звук «Ш-Ш-Ш»). Для достижения грамотного результата в коррекции речи вырабатываем утрированное произношение звука, регулируем силу и громкость голоса: (ГРОМКО, а потом ТИХО скажем: «ЛА-ЛА-ЛА. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ»).
На групповых занятиях дети более успешно подражают своим сверстникам, обладающим четкой артикуляцией, так как оценка своих действий другим ребенком очень важна для малыша, он не хочет отставать от своих друзей по группе в процессе такой обучающей игры. Логопеду бывает достаточно попросить одного ребенка показать другому грамотную артикуляцию, как дети будут неоднократно упражняться в произношении: «Сделай, как Вика: Р-Р-Р-Р», «Лиза, покажи Алеше, как правильно спрятать язычок за зубки: С-С-С». Немаловажное значение в этом виде работы приобретает артикуляционная гимнастика, которая начинается с разминки губ в виде упражнения «Улыбка –трубочка», а продолжается целым комплексом упражнений на движение губ, щек, языка и всей ротовой полости. Артикуляционная гимнастика непосредственно помогает формированию нужной артикуляционной позиции на заданные звуки. Необходимые совместные повторы звукопроизношения по схеме ЗВУК - СЛОГ –СЛОВО –ПРЕДЛОЖЕНИЕ дают положительный результат, если фонематический слух детей находится в сохранном состоянии. При нарушении фонематического слуха необходимо заниматься развитием навыков звукового анализа и синтеза.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
При формировании звукового синтеза логопед строит коррекционную работу, объединяя звуки в слоги, а слоги в слова, работает над образованием новых слов, соединением их в предложения, расширяя формат деятельности до синтаксических конструкций (СА,ША, БАШ,НЯ, РА, КЕ, ТА, ЛИ,ЦО).
Развивая навыки звукового анализа, дети разъединяют слова на слоги, слоги на звуки (ЛИ-ЗА, ШУ –БА, ГУ –СИ). Анализируя звуковую позицию в слове, дети с дошкольного возраста учатся не только выделять нужный звук, но и определяют его местоположение в начале, в середине или в конце слова.
Логопед интегрирует в работу с речевым звуковым, слоговым, лексическим материалом для дошкольников более сложные задания на синтаксическом доступном материале. Например, работа над схемой предложения, по которой предложение составляется или, наоборот, разбирается (Схема: - - -. Образец: МАМА ЛЮБИТ ДОЧКУ. ЗОЯ МЫЛА РАМУ И Т.Д.)
В качестве схемы можно поставить на стол три ярких кубика, каждый из которых обозначает отдельное слово. Зрительная опора на 3 предмета (3 кубика) помогает запоминать порядок слов в составленном предложении.
С целью зрительного закрепления логопед вместе с детьми подбирает слова на данный звук или заданный слог, другим видом работы является деление слов на две группы по наличию в них глухого или звонкого согласного (в этом виде работы знакомим детей с парными звонкими и глухими согласными, подбирая к ним слова: ЗУБ – СУП, ГОД –КОТ, РОД –РОТ, ПЛОД –ПЛОТ и др.) При выявлении ошибок в письменной речи в начальной стадии обучения письму в старшем дошкольном возрасте логопед предлагает детям дописать буквы в слогах и слоги в начатых словах.
На синтаксическом уровне логопед предлагает додумать предложение и произнести вслух его окончание (Ваня пришел за…/ Сережа наклонился над…/Павлик играл в…). Другой вид работы – изменение деформированного текста – позволяет развивать навыки звукового анализа и синтеза в более широком формате (Лесу медведи в живут. Пчела медом летит за.) Для данного вида работы необходимо использование большого словарного объема, которым дети дошкольного возраста не всегда владеют, поэтому необходим такой вид работы, как накопление, обогащение словарного запаса и активное применение его на занятиях и в обычной жизни.
4. Накопление словарного запаса и его активизация в процессе коррекционных занятий.
Для решения этой задачи учим детей разным способам образования новых слов, предлагая, например, один корень слова и несколько приставок (ПО-, ДО-, ВЫ—, СО-, ШЁЛ), одну приставку и несколько корней (ЗА-. НЕС, ВЕЛ, БЕЖАЛ, ШИЛ); предлагаем сделать подбор однокоренных слов
( ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИК).
Логопед предлагает детям отрывки из литературных произведений с целью их последующего пересказа, анализа текста с помощью вопросов по содержанию. Используется такой вид работы, как составление описательного рассказа по игрушке, картине, серии сюжетных картин, а также составление рассказа о своей жизни на тему: «Как я провел утро в детском саду. Воскресный день дома» и т.д. Данная работа тесно связана со следующим направлением коррекционных занятий по развитию речи.
5. Развитие грамматических навыков.
В процессе работы по формированию грамматических форм языка логопед предлагает детям составить словосочетания, изменить слова или образовать новые слова, построить, распространить и сократить предложения, учит грамотно применять предлоги для связи слов в предложении. Начинается работа в младшем дошкольном возрасте с определения значений слов в единственном – множественном числе. Для этого проводится игра «Один-много: КОЛЕСА, ОБЛАКА, ТАРЕЛКИ, РУЧКИ, СТОЛЫ, ДВЕРИ, ИГРУШКИ, ПЛАТЬЯ И ДР.
Уделяется внимание лексической работе по изучению несклоняемых имен существительных: ПАЛЬТО. КАКАО, ПИАНИНО, РАДИО. Далее логопед работает над беглыми гласными в именах существительных множественного числа в играх «Три предмета», «Как сказать много?» Например: ОГОНЬ – ОГНИ, ЛЕВ – ЛЬВЫ, КУСОК –КУСКИ, ЗАМОЧЕК –ЗАМОЧКИ, КРЮЧОЧЕК –КРЮЧОЧКИ И ПР. Особенную трудность представляют имена существительные с чередованием гласных: УХО – УШИ, ДРУГ –ДРУЗЬЯ, СНЕГ –СНЕЖКИ И Т.Д. Изучаются имена существительные множественного числа с основой на мягкий звук: СТУЛЬЯ, ДЕРЕВЬЯ, ПЕРЬЯ, КРЫЛЬЯ, слова с непродуктивными суффиксами: ТЕЛЯТА, РЕБЯТА, ЗВЕРЯТА.
6. Формирование связной речи.
Задача развития связной речи решается учителем –логопедом в процессе проведения таких видов речевой работы, как краткий пересказ прочитанного текста детьми, рассказ –описание, составление самостоятельного рассказа, сказки –фантазии. Для успешной работы над поставленной задачей логопед предлагает детям план данной речевой деятельности: сначала расскажите, как начинался рассказ, кто главный в рассказе, затем – что сделал главный герой. В каких условиях он оказался и как поступил в данной ситуации. Как бы вы поступили на месте главного героя? Логопед включает в план основные опорные понятия и логические акценты, на которые можно опираться во время пересказа или составления своего текста. После рассмотрения с детьми плана рассказа логопед может предложить образец своего описания, рассказа, пересказа, сказки.
В процессе коррекционной работы по устранению недостатков речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи существенно изменяется фонетическая сторона речи, формируется лексический запас, закрепляются навыки составления синтаксических конструкций. У детей создается положительная эмоциональная направленность на коррекционные занятия, им интересно воспроизведение звуков родной речи на игровом материале, и на начальной стадии обучения письму при сочетании образа буквы со звуком ускоряется динамика овладения письменной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (по Глухову В.П.)...
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...