открытый урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока
Тема: "Родственные слова."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Бахчисарайская специальная школа-интернат»
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Выделение корня. Подбор родственных слов».
Учитель: Присяжнюк Татьяна Анатольевна.
Цели: учить находить родственные слова; выделять в них корень; устанавливать их смысловое родство;
- развивать умение анализировать, группировать, сравнивать;
- корригировать речь;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к уроку;
Оборудование: учебники, телевизор, ноутбук, иллюстрации, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2. Логопедическая минутка:
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
- Закрепление временных представлений.
- Какое сегодня число?
- Сколько дней в феврале?
- Сколько дней осталось до конца февраля?
- Какое время года закончится?
4. Активизация логического мышления.
- Послушайте слова: зима, зимушка, зимовать, зимний.
- Какой звук слышите больше всех остальных? (з).
5. Минутка чистописания: Зз.
6. Сообщение темы урока. Работа по теме.
Слайд №1.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль.
- На какую тему слова?
Внимание задание:
- Надо выписать только те слова, которые являются родственными. Пишем с большой буквы через запятую.
- Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).
- А вот некоторые дети выписали все слова.
- Давайте разберемся и вернемся к заданию.
а) беседа о родственниках.
- Скажите, кого вы считаете родственниками? (мама, папа)
- Это люди, которые произошли из одной семьи. Они очень часто могут быть похожими между собой.
б) В русском языке есть такое понятие «родственные слова» (близкие по смыслу)
- Вернемся к нашему зимнему заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близкие по смыслу?
Зимушка - так ласково называют зиму.
Зимовать - значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний - тот, который бывает зимой (зимний день)
- Но ведь и снег, и мороз тоже бывает зимой.
Февраль - зимний месяц.
Значит эти все слова родственные, ведь они связаны между собой по смыслу. (да или нет?)
в) Тогда должно быть еще какое - то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотри еще раз на эти слова и обратим особое внимание на написание.
- Что увидели ? ( в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть - зим -
- Выделим эту общую часть дугой карандашом.
- Как называется эта общая часть у слов? (корень)
- Давайте все вместе прочитаем правило.
Слайд №2.
Родственные слова близки по смыслу.
В них повторяется общая часть.
г) Ребята, а где вы еще слышали слово «корень»?
Слайд №3.
Корень - подземная часть растения, дерева.
Корень - часть волоса, зуба, ногтя.
Корень - часть слова.
Это - многозначное слово.
- Послушайте сказку.
- Давным-давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.
Когда папа-корень превращался в деревце, на нем вырастали новые слова – веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове - веточке было что-то свое, особенное. Иногда из слов вырастало целое дерево!
Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называть однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками.
Общую часть родственных слов с тех пор называют корнем. Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова - веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.
д) Упражнение в распознавании однокоренных слов.
- Поиграем в игру « Найди свое дерево».
- Вот два дерева с корнями, а вы - листочки с этих деревьев. ( у детей на порте листики со словами).
- Задание: каждый листик должен найти свое дерево и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа: - рыб -
рыбак, рыбачить, Рыбачье, рыбка, рыбешка.
2 группа: - ум -
умный, умница, умник, разум, поумнел.
Физминутка «Масленица»
е) работа с учебником : с. 167, упр. №1.
-Индивидуальная работа : обозначить корень в словах.
-Блины с Масленицы со словами: лиса, лисонька, лисий, вода, водичка, водный, водитель, гора, горный, гореть, пригорок.
е) А вот и мудрая С…ва (совы) появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовила для вас лесные загадки. Если отгадаете загадку, получите интересное задание.
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной…. (медведь)
Слайд №4.
Медведь, медленно, медвежата, медвежий, медвежонок.
- На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Слайд №5.
Волк, волчий, волокно, волчица.
Слайд №6
Словарная работа- волокно.
- Вот иголки и булавки,
Вылезают из под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Слайд №7.
Еж, ежиха, ежевика, ежовый.
ж) Проверочное задание-тест.
У вас на столах карточки с цифрами. Я буду читать вам группы родственных слов , а вы должны вычеркнуть то слово, которое будет лишним.
(1,2,3)
Чайка, чай, чайник.
Водяной, вода, водить.
Пес, песочный, песок.
Моряки, морской, моржи.
- Проверка.
З) какой скоро праздник? ( День защитника Отечества)
Запись под диктовку предложения:
Мы очень любим свою Родину. ( род, родник, родственник, Родина)
7. Итог. Рефлексия.
8. Д.З. с. 168. Упр. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...