Совместная деятельность дефектолога с детьми по развитию речи и коммуникативным навыкам:"Наши имена".
план-конспект
Цель совместной деятельности: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, оно невидимое и отличается от других. Рассказать о том, что имя растет вместе с человеком, по имени можно определить полчеловека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность дефектолога с детьми по развитию речи и коммуникативным навыкам
«Наши имена»
Цель: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, оно невидимое и отличается от других. Рассказать о том, что имя растет вместе с человеком, по имени можно определить пол человека.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать положительное отношение к себе через имя.
- Отрабатывать модель коммуникативного общения.
Развивающие:
- Развивать силу голоса.
- Развивать динамическое восприятие.
- Развивать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией
взрослого.
- Развивать словообразование, слуховое внимание, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки самоконтроля при выполнении заданий.
- Воспитывать интерес к рассматриваемой теме и желание правильно обращаться к людям.
Оборудование: волшебная палочка с улыбающимся смайликом, зеркало, карточки – схемы с изображением мужчины и женщины, мальчика и девочки, карточки с написанными именами людей.
Ход занятия:
Организационная часть.
Дефектолог делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
«- Однажды в магазин «Овощи и фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами.
Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не осталось, зато на дне его спит какой-то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду стоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула – на пол.
-Фу, ты чебурашка какой! – сказал продавец.
Зверек открыл глаза и огляделся.
- Ты кто?- спросил его продавец.
- Не знаю…
- А как тебя зовут?
- Не знаю…
- Может, ты медведь?
- Не знаю…
- Ну ладно! Тогда тебя буду звать Чебурашка».
Так у Чебурашки появилось имя.
- И у каждого человека есть свое имя.
Игра «Волшебная палочка».
- Имена есть и у всех нас. Меня зовут Галина Николаевна. А как зовут вас?
Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!»- назовем свое имя громко, тихо, шепотом. Затем по просьбе дефектолога ребенок называет свое имя, при ответе получает волшебную палочку со смеющимся смайликом.
Игра с гостями «Давайте познакомимся».
Дети подходят к гостям, дарят волшебную палочку гостям. Знакомятся, называя свое имя, а гости называют свое имя.
Беседа с детьми.
Бывают ли люди, у которых нет имен?
-А для чего нужны имена?
-Посмотрите внимательно друг на друга. И скажите, чем мы похожи и чем мы отличаемся?
- Несмотря на то, что у нас много общего, все- таки у каждого есть такое, что нельзя увидеть.
Дефектолог просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы.
- А ты видишь свое имя?
- А что ты видишь?
- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы не видим. Имя не видно, но все друг другу обращаются по именам. Значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.
- А что такое имена? Это слова, но особые. Имя для человека имеет огромное значение, с именем он идет до конца своей жизни.
Имя дается сразу после рождения. Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Когда вы пойдете в школу, вас будут называть полным именем, а когда вы станете совсем взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству. Отчество дается по имени отца.
Игра «Имена по-разному»
Дети по сигналу дефектолога начинают двигаться и здороваться со всеми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила: один хлопок – здороваются за руки и говорят имя маленькое: два хлопка – здороваются за руки и произносят свои имена полные; три хлопка – здороваются за руки и произносят имя и отчество.
Игра – упражнение «Обратись по имени».
К человеку нужно обращаться по имени. Не знать имя, обращаться по кличкам - это невежливо. Именно, поэтому всегда надо знать имя, имя - отчество родных, знакомых, имена своих друзей и не лениться приветливо, называть их и обращаться с просьбой.
Например:
- Лиля, у тебя трудная пуговица, ты не можешь ее застегнуть. Попроси Федю помочь. Как это ты сделаешь? А как ответит Василиса?
- Дима у тебя нет зеленого карандаша, а у Лили есть. Попроси у нее. Как это ты сделаешь? А что ответит тебе Лиля?
- У Василисы в руках мяч. Арине очень хочется поиграть с ней. Арина обратись к Василисе, попроси мяч. Как ты обратишься? А что ответит Василиса?
- Молодцы, ребята, вежливо, красиво обратились к своим друзьям!
Игра «Торопись обрадоваться!»
« Дарить радость - значит творить добро» - гласит пословица. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которую назовем «Торопись обрадоваться!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать? Друг другу передается ленточка, пока дефектолог не скажет «Стоп». Тот, у кого в этот момент окажется лента, может порадовать своих соседей, находящихся слева, а затем справа, называя их имена ласково.
Игра «Солнечные лучики».
Дефектолог предлагает детям вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.
Итог занятия. Рефлексия деятельности.
- О чем мы сегодня говорили?
- Как надо обращаться к людям?
- Что понравилось вам на занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность педагога с детьми художественно-эстетического направления «Улыбка»
Данная Данная программа, предназначенная для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей детей 5-7 лет, способствует более углублённой подготовке воспитанников к...
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...
Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий
Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...
Методическая разработка конспекта совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны»
Цель: Создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ. В конспекте описаны методы и приемы, обеспечивающие многократное повторение необходимого педагогу материала, ...
"Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда с детьми по развитию речи детей".
Консультация для педагогов...