Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ
статья

Петрова Светлана Алексеевна

Представлены коррекционно-развивающие задания и упражнения с целью формирования метапредметных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_u_obuchayushchihsya_s_ovz.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Если педагогика хочет                                                        воспитать человека во всех отношениях,                                                                         то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях.

К.Ушинский

        Проект Концепции ФГОС для детей с ОВЗ одобрен на научно-практических конференциях, общественных слушаниях. Последняя редакция от 13 декабря 2013 года. В настоящее время авторы концепции осуществляют доработку текста с учетом замечаний и пожеланий, высказанных участниками общественных обсуждений. Мы ждем принятия ФГОС и внедрения его в практику.

        Наше учреждение реализует общеобразовательные программы в условиях внедрения ФГОС НОО и ФГОС основного общего образования. Реализация ФГОС предусматривает коррекционную работу как обязательный раздел в структуре примерных учебных образовательных программ.

        Свое выступление хочу посвятить особенностям коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС.

        В моем выступлении будут представлены коррекционно-развивающие задания и упражнения, направленные на формирование метапредметных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных – как основы овладения учеником умением учиться.

        Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

                Система коррекционной работы по формированию УУД включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений. Хочу представить классификацию заданий, направленных на развитие высших психических функций и формированию УУД

Коррекционно-развивающие задания

Психические процессы

Учебные предметы

Универсальные учебные действия

«Закономерности»

«Продолжи ряд»

Развитие операций анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти.

Математика, окружающий мир

Познавательные: логические универсальные действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, контроль.

«Зрительный диктант»

Развитие зрительной памяти и внимания

Математика, ИЗО, технология

Познавательные:

логические универсальные действия, постановка и решение проблемы.

Регулятивные: контроль, коррекция, целеполагание.

«Самый внимательный»

Развитие устойчивости и концентрации внимания

Математика

Познавательные:

логические универсальные действия, постановка и решение проблемы.

Регулятивные: контроль, коррекция, целеполагание.

«Коврики»

Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа, произвольного внимания

Математика

Познавательные:

логические универсальные действия.

Регулятивные: контроль.

«Составь слова»

Отработка смысловых словообразовательных навыков и умений

Обучение грамоте, русский язык. Литературное чтение.

Познавательные: логические универсальные действия, постановка и решение проблемы.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные действия.

        Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат, и это позволяет рассчитывать на большую отдачу. В свое время эту закономерность прекрасно выразил Ян Амос Коменский в VII главе своей книги «Великая дидактика»: «Природа всех рождающихся существ такова. Что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему нужную форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП»

Формирование  универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП» Выступление на ММО учителей начальных классов. Обсуждение ФГОС второ...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Инфо...

ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения предметных программ начальной ступени образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...

«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ на уроках математики»

Практика показывает, что каждый год увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. В нашей школе в каждом классе по четыре таких ребёнка. Из 105 моих у...