Проект по профориентации «Кем быть»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Цель проекта: оказание помощи в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_proforientatsii.docx | 411.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по профориентации
«Кем быть»
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Кем быть» |
Категории участников проекта | Обучающиеся 9- 11классов |
Цели проекта |
|
Задачи проекта |
профессии;
саморазвития.. |
Срок реализации | Сентябрь 2017г – июнь 2019 г. |
Ожидаемые конечные результаты | Успешный самостоятельный выбор профессии каждым выпускником. |
Пояснительная записка.
«
Необходимость формирования у обучающихся 9-11 классов готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. По результатам тестирования старшеклассники, например, могут назвать в среднем лишь 5-7 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
- 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
- 17 %— по совету родственников,
- 9% — под влиянием средств массовой информации.
- 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью училища к дому.
- 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Кем быть?», который предлагается учащимся 9-11 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта:
- формирование профессиональной готовности будущих выпускников,
- оказание помощи будущим выпускникам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы
саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
- Выездные экскурсии.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
- информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
- информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Воспитанники должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- правила выбора профессии;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Обучающиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
- классифицировать профессии, разделять понятия: “профессия”, “специальность” и др.;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым воспитанником.
План реализации проекта
№ п\п | Мероприятия | Срок проведения |
Создание банка данных об учебных заведениях Мурманской области. | ||
Посещение тематических выставок по профориентации в библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», | ||
Школа практической помощи Тестирование по теме« Познай самого себя» | ||
Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория» | ||
Беседа «Мир моих увлечений» | ||
Час общения: «Как правильно выбрать профессию» .(Понятие о профессии и специальности..) | ||
Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.) | ||
Беседа «Какие бывают профессии?» | ||
Оформление презентации «Мир профессий». | ||
Родительское собрание: «Профессии, которые выбирают наши дети» | ||
Деловая игра «Я и моя будущая профессия» | ||
Обзор презентаций «Профессии людей».(«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» по Е. А. Климову) | ||
Час общения « Как избежать ошибок при выборе профессии». (Формула выбора профессии.) | ||
Единый День профориентации-Профориентационный час «Путь познания», Деловая игра « Собеседование при приёме на работу» Тренинг самопознания «Что значит быть взрослым?» | ||
Диспут «Что такое цель жизни?» | ||
Встреча старшеклассников с выпускниками школы. | ||
Встреча с людьми разных профессий «Человек трудом славен». | ||
Экскурсии На мебельное предприятие «Стелс» г. Североморск Учебные заведения Мурманской области: Мурманский строительный колледж им. Н. Е. Момота, ГАПОУ МО Мурманский индустриальный колледж. | ||
Участие в конкурсах профессионального мастерства Участие в чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс» |
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь обучающимся выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
- Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профориентация. Кем быть?»
У меня растут года,Будет и семнадцатьГде работать мне тогда,Чем заниматься?В. МаяковскийПрофессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения фи...
Классный час по профориентации "Кем быть?"
laquo;Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет» ...
Сценарий агитбригады к районному конкурсу профориентации "Кем быть?"
Сценарий агитбригады, направленный на профориентацию школьников. Посвящена профессии офицер....
Программа по профориентации "Кем быть"
Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития....
Внеклассное мероприятие по ранней профориентации "Кем быть? Каким быть?"(«Ярмарка рабочих профессий») в 9-б классе, 12.10.2020
Мероприятие предназначено для детей школьного возраста. Перед началом игры-путешествия ребята делятся на две группы (команды). Цели: выяснить уровень знаний учащихся о профессиях;позн...
Внеклассное мероприятие по профориентации "Кем быть?"
Внеклассное мероприятие по профориентации "Кем быть?" для обучающихся 8-9 классов с элементами диагностики....
Конспект занятия по профориентации "Кем быть?"
Конспект занятия с презентацией по профориентации помогает подростку сориентироваться в мире профессий, соедйствет сознательному профессиональному самоопределению....