Статья. Формирование лексики в процессе онтогенеза у детей с нормальным психическим развитием.
статья (7 класс)

Статья. Формирование лексики.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Статья.                                                                                                    Формирование лексики в процессе онтогенеза у детей с нормальным психическим развитием.

Формирование лексики в процессе онтогенеза происходит согласовано с развитием представлений ребенка об окружающем мире. Словарный запас малыша быстро обогащается во время рассматривания и тактильного изучения новых предметов, наблюдения явлений. Познание внешнего мира ребенком происходит посредством неречевой и речевой деятельности во время контакта  с реальными объектами и, конечно, через общение со взрослыми [25]. Механизм развития словаря ребенка запускается за счет усложнения психических познавательных процессов, таких, как мышление, восприятие. Вследствие этого фонетико-фонематический и грамматический строй речи поднимаются на новый уровень [28].

Итак, четко выделим предпосылки развития речи у ребенка:

  1. Предметная деятельность самого ребенка;
  2. Речевая деятельность взрослых по отношению к ребенку.

Сначала, общение взрослого с ребенком имеет односторонний характер. Постепенно ребенок приобщается к знаковой системе языка с помощью звуковых символов [29]. Следует отметить, что на детскую лексику оказывает достаточно сильное влияние социальная среда, в которой растет ребенок.  

Каждое слово имеет сложное по своей структуре значение.

Во-первых, слово обозначает определённый предмет и соотносится с конкретным образом предмета.

Во-вторых слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий [23].

По результатам исследования С.Н. Цейтлин приобщение слова к словарному запасу малыша происходит поэтапно[46]

1 этап: ребенок овладевает денотативным компонентом значения слова -  устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением;

2 этап: после того, как у ребенка в достаточной мере сформируются способности к анализу, сравнению, обобщению, он усваивает понятийный компонент значения слова;

3 этап: ребёнок осваивает и контекстуальное значение слова [15].

На скорость развития детской речи, особенно в раннем периоде, сильнейшее влияние оказывает ситуация, интонация, мимика, жесты взрослого. Слово в этот момент для ребенка имеет расширенное значение. В ранний детский период предметная отнесенность слова может изменить свое конкретное значение, и приобретает значение расплывчатое. Например, когда ребенок говорит мишка, он может иметь в виду свою варежку, так как по внешнему виду она напоминает мишку [28]. С.Н. Цейтлин утверждает, что развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе[46].

На первом году жизни у ребенка крепнет механизм словесного раздражителя. К концу первого года жизни слово превращается в интегратор второго порядка. Лалаева Р.И. предполагает, что для этого ребенок учится оперировать различными предметами, которые можно обозначить одним словом [28]. Со временем у ребенка развивается подражательность, частое повторение нового слова, что способствует усилению его как компонента в общем комплексе раздражителей. У многих детей этот процесс происходит раньше. В речи ребёнка появляются первые нерасчлененные слова, которые представляют собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко - моко, собака - бака). Психологи называют этот этап развития детской речи - «слово-предложение». При этом  звукосочетания не имеют грамматической оформления, как такового слова пока еще нет, оно не несет грамматического значения [26].

Приблизительно от полутора до двух лет у ребенка начинает увеличиваться запас слов с 250 до 300 единиц (напомним, что это лишь примерные границы). В этом возрасте ребенок умеет объединять слова в простейшие речевые комбинации (Миша ням-ням, Миша ляля, Миша бай).

Новое слово появляется у ребенка как непосредственная связь между произнесенным сочетанием звуков и соответствующим предметом. Первая стадия развития детских слов происходит по образу условных рефлексов. Левина Р.Е. отмечает, что услышав новое слово (условный раздражитель), ребенок сначала сопоставляет его с предметом, и после этого воспроизводит [32]. Возраст от полутора до двух лет характерен тем, что ребенок самостоятельно переходит от пассивного заимствования маминых и папиных слов к активному расширению своего словаря.  В это время у ребенка начинают появляться вопросы: «что это?», «как называется?».

К четырем годам предметная отнесенность слова у ребенка начинает носить достаточно устойчивый характер. Но формирование предметной отнесенности слова на этом не завершается. Появляются слова-интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать слова обобщающего плана, такие как игрушки, птицы, животные, после чего происходит уточнение значения слова [26].

По данным рост словаря характеризуется  количественными особенностями (Е.А. Аркин)[3]: 1год – 9 слов; 1год 6 месяцев – 39 слов; 2 года – 300 слов; 3 года 6 месяцев – 1110 слов; 4 года – 1926 слов.

Представим так же данные, полученные А. Штерном [47]: 1 год 6 месяцев – 100 слов; 2 года – 200-400 слов; 3 года – 1000-1110 слов; 4 года – 1600 слов; 5 лет – 2200 слов; 6-7 лет - формирование основного словаря, который постоянно обогащается.

В возрасте шести-семи лет у детей отмечается преобладание отрицательной оценки над положительной, и активное употребление сравнительных прилагательных и прилагательных со значением размера [24].

Согласно мнению Л.С. Выготского в процессе развития ребенка слово меняет свою смысловую структуру, оно обогащается и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух направлениях: смысловом и системном. Смысл слова в процессе развития ребенка изменяется [10]. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом [14]. Для ребенка в более младшем возрасте, главную роль в системном значении слова играет аффективный смысл, а для детей дошкольного и младшего школьного возраста главным является наглядный опыт, память, которая воспроизводит определённую ситуацию [29].

Л.С. Выготский утверждает, что развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с момента знакомства ребенка со словом.  По мнению Л.С. Выготского  существует несколько этапов развития понятийного обобщения у ребенка.  Структура понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а следующим проходит этап потенциальных понятий. Из этого можно сделать вывод, что значение слова развивается от конкретного, к абстрактному [28].

Таким образом, по мере развития мышления, восприятия, запоминания, активного знакомства с миром, незаменимого сенсорного опыта ребёнка, изменения ежедневной деятельности в качественную сторону, качественно и количественно формируется и словарь малыша [45].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Особенности познавательных процессов и учебной деятельности у детей с задержкой психического развития

В статье рассматривается проблема обучения детей с ЗПР. Рассмотрены вопросы о особенностях познавательных процессо  учебной деятельности детей с ЗПР....

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...