Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 10 классе "Особый ребёнок"
план-конспект урока (10 класс)
Данные материалы содержат план урока на тему "Овощи и фрукты: цитрусы". Дети 10 класса "Особый ребёнок в основном имеют тяжёлую умственную отсталость, нуждаются в повторении и закреплении уже знакомых им тем и предметов. Более подробный разбор темы "Цитрусовые" развернёт перед ними представление о целом наборе напоминающих друг друга цитрусовых фруктов. Для более сильных учеников возможно использование рассказа о происхождении цитрусовых, о способах их выращивания. В общем и целом важно закрепить следующике сведения: цитрусовые полезны и содержат витамины; не все цитрусы пригодны для свободного употребления в сыром виде; цитрусы душисты, имеют твёрдую кожуру и палитру оттенков от зеленого до красного и жёлтого; цитрусы растут на деревьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 10 классе "ОР" (VIII вид) по предмету "Развитие речи и окружающий мир" | 767.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир»
в 10 «В» классе «Особый ребенок»
Учитель: Александрова Татьяна Вадиковна
Тема урока: «Что в саду и в огороде?»
Цель урока: закрепить и обобщить представления обучающихся о двух группах плодов - фруктах и овощах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять представления детей о двух группах плодов и их происхождении;
- уточнить и расширить понятие «фрукты», обратив внимание особенно на цитрусовые.
- формировать навык составлять простое предложение;
Коррекционно-развивающие:
- развивать коммуникативные способности и креативное мышление;
- развивать мелкую моторику;
- способствовать обогащению словарного запаса детей;
- расширить кругозор учащихся.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать эстетическое отношение к природе;
- воспитать чувство бережного отношения к дарам природы;
- создать положительно-эмоциональный фон урока.
- способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты.
- учить со вниманием относиться к своему питанию и его составу.
Методическое оснащение урока: дидактические картинки «Овощи», «Фрукты», плакаты «Сад», «Огород», магнитофон, DVD-диск (музыка времена года), стих, картинки листьев, яблоки, магниты.
Словарь: осень, сад, огород, овощи, фрукты, цитрусы (грейпфрут, апельсин, мандарин, лимон, лайм).
Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org; gastronom.ru; images.yandex.ru.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Организационный момент. Звонок на урок. | Учитель (звонит в колокольчик): «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! Ребята, кто хочет позвонить?» | Звонит в колокольчик тот ученик, кто поднял руку. |
II. | Работа над темой урока. 1. Закрепление ранее изученного материала – группа «Овощи».
| - Ребята! Все мы помним, что осенью огородник собирает на своём огороде овощи. Давайте вспомним о том, какие овощи бывают, как они растут. Чтение стихотворений: «В огороде нашем нет Редиски краше: как сочна, красна, кругла, - не смотрите, что мала! Репа тоже удалась, жёлтым солнышком зажглась! Ну а разве плох лучок, в ста одежках старичок?» (Н.Нищева) Погляди на огурец, Огурец – такой хитрец! Ловко одевается. Под листьями скрывается. Разгребу рукой листву, с грядки огурец сорву! (К.Тангрыкулиев) «По тропинке топ-топ-топ, я в саду ищу укроп, он зелёный и душистый, а ещё укроп пушистый!» «Я корзину овощей с огорода принесу, пили лук и сельдерей утром светлую росу, умывал их дождик тёплый, солнце нежно согревало, наливалась соком свёкла, становилась сладкой, алой» (Т.Шорыгина) - Ребята, про какие овощи мы забыли сказать? - Конечно. А ещё? - Отлично! Давайте теперь поговорим о других дарах природы – фруктах. Они вырастают в саду. | Дети внимательно слушают стихотворения, которые учитель сопровождает показом иллюстраций-фотографий - Картошка! - Морковка! |
2. Беседа о фруктах. Демонстрация плаката. | Давайте внимательно рассмотрим этот плакат. Здесь нарисованы различные деревья. Всё дело в том, что апельсины, сливы, вишни, яблоки и груши растут на деревцах. Ананас, как мы уже видели, на земле. Ребята, давайте вспомним, где висят бананы? - Правильно, на пальме. Сегодня мы особенно внимательно поговорим об апельсине и о тех фруктах, которые похожи на него. | Ребята рассматривают плакат, закрепляя понятие «сад». - На пальме. | |
III. | Физкультминутка. | По тропинке, по дорожке, в сад бегут сороконожки. Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Никому их не догнать. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке – около. Жалко Фёкле свёклу, жалко свёкле Фёклу. Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!» | Ребята выполняют упражнения. |
IV. | Работа над углублением в новый материал «Группа Цитрусовых». 1. Отгадай загадки. | В шкурке жёлтый, кислый он, называется (…) Фрукт, конечно, всем известный: и красивый. И полезный. Апельсину брат родной, и душистый он какой! Жаль, что очень кислый он, витаминный фрукт (…) С оранжевой кожей, на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно. Ну а это угадать очень даже просто: апельсин ни дать, ни взять. Только меньше ростом! Кто этот важный господин? Он не лимон, не апельсин, заморский горьковатый фрукт… Ребята, это же (,,,) Ношу оранжевый наряд, а мандарин – мой младший брат. Мой старший брат – синьор грейпфрут. Ребята, как меня зовут? При сложностях с грейпфрутом материал закрепляется путём показа картинки, настоящего плода и стихотворения: Знакомьтесь, дети: я грейпфрут. Большой и круглый сочный фрукт. Слегка горчу, но не беда: здоровью помогу всегда. А это – лайм. Он очень похож на лимон, но имеет зелёный цвет. Он уже не пожелтеет и всегда будет зелёным. Лайм растёт в тёплых странах на деревцах. Он действительно родственник лимона. Его «брат». В сыром виде, как апельсины, их не едят. Лаймы едят как лимоны – выжимают сок, кладут в чай. | Ребята отгадывают загадки. Рассматривают картинки-подсказки при сложностях. Дети рассматривают грейпфрут (настоящий) на картинке, или на видеозаписи. Дети рассматривают иллюстрации с лаймом. |
| 2. Игра «Накорми друга» | Двое детей садятся на стульчики друг против друга. Им завязываются глаза и дают по яблоку. Они должны накормить друг друга фруктом. | Ребята играют в игру. |
V. | Физкультминутка. | В саду фруктовом яблоня посажена была. Она цветами белями весною расцвела. Следил наш старый дедушка Известный садовод, Чтобы растила яблоня румяный, сладкий плод. | Ребята выполняют упражнения. |
VI. | Работа над темой урока. 1. Игра-ассоциация Геометрия форм. Интеграция с уроком по предмету «Математические представления». Приложение 1. | Ребята, а давайте сравним плоды с геометрическими формами. Вот красный круг. Что похоже на красный круг? Давайте найдём и подставим картинки. - Замечательно. Серёжа, а что похоже на коричневый овал? - Поищем зелёный овал и зелёный круг среди фруктов и овощей. - А вот этот оранжевый треугольник что-нибудь вам напоминает? | - Яблоко! Помидор. Гранат. - Картофель, киви (подставляет картинки) - Огурчик, зелёное яблоко, зеленый кабачок. Капуста. - Морковь. |
VII. | Итог урока. Оценка деятельности учащихся.
| - Ребята, если вам понравился урок – положите перед собой на парту солнышко. А если не понравился и вам было скучно на уроке – покажите мне тучку. - Молодцы! Урок окончен! | Учащиеся кладут на парту перед собой картинку. Обосновывают выбор тучки для будущего самоанализа учителя. |
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»
Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....
Конспект урока по родной речи и окружающему миру Тема: "Наши помощники"
Презентация конспекта занятия по родной речи и окружающему миру с элементами самообслуживания для детей с тяжелым нарушением интеллекта....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"
Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Секреты здоровья"
Конспект урока "Секреты здоровья" разработан для учащихся класса "Особый ребенок" 8-го года обучения...
конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Проигрывание ситуации "Накрываем стол к чаю"
предмет "Развитие речи и окружающий мир"...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру для учащихся с ОВЗ "Домашние питомцы".
Конспект открытого занятия предназначен для детей с ОВЗ (IIвариант обучения). Он способствует возникновению речевой активности детей посредством создания коммуникативных ситуаций, развивает неречевые ...