Дидактические игры на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
методическая разработка
Практика работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида показывает, что учащиеся с интеллектуальным недоразвитием испытывают трудности в усвоении учебного материала. Это приводит к снижению интереса к учению. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств привития интереса к премету и повышения эффективности урока является дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_urokah_matematiki_v_spetsialnoy_korrektsionnoy_shkole_viii_vida.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционной школы нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым, предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта еще недостаточно развиты.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Наличие познавательных интересов к учебному процессу способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
Одним из эффективных средств привития интереса к предмету и повышения эффективности урока является дидактическая игра.
В процессе игры ученики незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д.
Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.
Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра доступна и понятна ребенку.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задание, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.
В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. Дети учатся считаться с интересами других, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, воля и характер.
При отборе занимательного материала учитель должен принимать во внимание коррекционные цели обучения, учитывать особенности развития детей с нарушением интеллекта, а также детей, которые испытывают трудности в обучении математики, их потенциальные возможности. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.
Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математических заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Наиболее ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоятельности, преодоление неуверенности в своих знаниях. Если ученик слабо успевает по математике, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ученика на выполнение более сложных заданий. Ученикам, которые успешно овладевают знаниями по математике, следует давать в игре более усложненное математическое задание, чтобы у них поддерживался интерес к игре.
Приемы зрительной, слуховой наглядности, занимательные и доступные вопросы, загадки, занимательные задачи, игры с элементами ожидания или неожиданности («Что изменилось?», «Который по счету?»), игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации («Магазин», «Школа»), игры соревнования, игры на загадывание и отгадывание чисел способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.
Приведу примеры некоторых дидактических игр, проводимых мной на уроках:
- Игра в лото.
Материал игры.
1) Карточки (8см x 4см), которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.
2) Трафареты предметов или геометрических фигур, равные по величине нарисованным на карточках.
Каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки
- «Найди пару».
К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.
9 х 4 = ? + ? | 42 : 6 = ? - ? | ||
76 - 44 = ? х ? | 27 = ? х ? |
- «Кто скорее, кто вернее?».
Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Учитель читает выражение, например 4 х 4. Учащиеся должны быстро сосчитать, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16.
- «У кого больше выражений?».
Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами 35, 48, 24, 81 и т.д. Выражения составляются в тетрадях. Проверка осуществляется так: один из учеников читает выражение с ответом 35, остальные подчеркивают его у себя, другой читает следующее выражение и т.д. Выигрывает тот, кто составил больше выражений.
- «Составь слово».
На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу выражения (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, побеждает.
- «Отбей мяч».
Учитель называет любое выражение (5 х 9), бросает ученику мяч, ученик говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т.д.
- «Проверь Незнайку».
К доске прикрепляется рисунок – изображение Незнайки, и тут же записывается несколько выражений с решениями. Некоторые из них решены с ошибками. Учитель показывает на какое-либо выражение, учащиеся проверяют его. Если решение правильное, то в классе полная тишина. Если решение неправильное, дети хлопают в ладоши.
- Игра «Поступай так, как я говорю».
Учитель дает инструкцию, куда надо расположить геометрическую фигуру на листе бумаги. Например, поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник и т.д. Дети выполняют.
- Игра «Придумай сам».
Из простой геометрической фигуры: круга, треугольника, прямоугольника и т.д. ученик должен нарисовать любой предмет.
- Игра «Найди слова».
Детям предлагается найти слова (километр, миллиметр, метр, сантиметр, дециметр).
КИЛОМЕТРУКРСОМВЖБЩМИЛЛИМЕТРОУШЕБЬЧМЕТРЮЯВАУКСАНТИМЕТРЮДЛОНЕИМИДЕЦИМЕТРБКНГХЖДЛЯЯЯЭЖЛЫВР.
Список литературы:
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е изд., перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.;
- Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательные материалы / авт. – сост. Н.В. Агаркова. - Волгоград: Учитель, 2008 г.;
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990 г.;
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов аномальных детей. – М.: Просвещение 1969 г.;
- Печерский В.Г. Программированные задания как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы // Дефектология. – 2000. – № 1;
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы" 6 класс
Представленный проект урока был подготовлен для защиты на курсах повышения квалификации в ПАПО г. Москва 2010г....
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Применение карточек-тренингов на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Решение логических задач – занятие интересное и увлекательное.Погружение в мир логических заданий происходит на занятиях – тренингах по математике в старших классах, под девизом: “Хорошо развитое логи...
Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя по определению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Описана дея...
Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида
В статье описан практический опыт применения проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида....
Русских Н. К. Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида
разноуровневый подход...
Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
Обобщение опыта работы педагога по индивидуализации обучения детей с ОВЗ на уроках математики.В статье представлен опыт работы по разработке ИОМ для детей с ОВЗ в школе VIII вида....