Урок "Сталинградская битва"
план-конспект урока (9 класс)
Урок истории по теме "Сталинградская битва"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stalingradskaya_bitva.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему:
«… НО ВЫДЕРЖАЛ ЖЕЛЕЗНЫЙ ТОТ СОЛДАТ,
НО ВЫСТОЯЛ БЕССМЕРТНЫЙ СТАЛИНГРАД»
Ко дню разгрома немецких войск в Сталинградском сражении.
Урок подготовила
учитель коррекционного класса Бесиджева А.М.
Цели:
Расширить представление учащихся о Сталинградской битве (17.07.1942г. – 02.02.1943г.), формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны.
Слова учителя (на фоне песни «Журавли»)
Ты хочешь мира? Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Через 3 дня, 2 февраля, вся страна отмечает день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении. Сегодняшний урок мы посвящаем этой великой Победе и тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы с вами.
- Как вы думаете, о какой войне мы будем сегодня говорить? (О ВОВ) Да, мы будем говорить о Великой Отечественной войне, самой жестокой и кровавой. Слайд2
- Ребята, назовите мне дату начала и окончания войны?
-Как вы понимаете слова «Великая Отечественная война»?
(Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества)
Против кого воевал наш великий народ? (против фашисткой Германии)
Слайд №3,4,5,6. Ребята, посмотрите на эти ужасные картины войны.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом “война”? (смерть, голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие)
- Со словом «мир»? (победа, улыбка, милосердие, жизнь, освобождение, добро)
-На доске две ладони - обычная ладонь и обратная сторона ладони. Давайте поместим в эту ладонь, слова, связанные со словом «Мир» - 5 слов – победа, жизнь, добро, солнце, улыбка.
- На обратной стороне ладони размещаем слова, которые ассоциируются со словом «Война». (смерть, голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие).
Два человека работают у доски. С остальными ребятами работаем по пословицам.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о войне и мире? Попробуем вспомнить некоторые пословицы.
- Воин воюет, а жена горюет
- Один в поле не воин.
- Где смелость, там и победа.
- Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
-В бою кто смел, тот и цел.
-За край родной иди бесстрашно в бой.
Дружно за мир стоять - войне не бывать
Солдат спит, а служба идет.
- Молодцы! Проверяем работу на доске.
- Почему же не уместились на одной ладони слова, которые ассоциируются со словом война? Этих слов, к сожалению, гораздо больше. Почему? Немыслимо перечислить все то, что приносит человечеству война.
Видеоролик о войне Приложение 3
Сталинград – это боль, это муки,
В Сталинграде лишь плач матерей.
Вот берет мать дитя свое в руки
И несется сквозь пули быстрей.
Реки крови и свист пулеметов
Не забудет дитя никогда.
Горы трупов умерших солдатов
Крики помощи, но в никуда.
Учащийся 2:
Серый дым разрушенных зданий,
Самолет подбитый летит.
Людям нечего есть, голодают,
Много раненых, но врач - дефицит.
Умирали от пуль, от гранаты,
Замерзали насмерть порой.
Гибли, гибли наши солдаты
В Сталинграде, под Курском, Москвой.
Слайд №7 - Трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась судьба нашего государства.
Слайд№8 Почему гитлеровцы рвались к Сталинграду, каковы были их планы? Военная стратегия Гитлера сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, выйти к Волге, захватить Сталинград, и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства.
Слайд №9. 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области, 17 июля считается общепризнанной датой начала Сталинградской битвы. Ни одно другое государство в мире не смогло бы устоять в такой войне. Но советские люди понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!» - таков был приказ Родины.
Слайд№10-11-12. 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История войны не знала такого ожесточенного сражения.
Слайд 13-14 -15.
Звучит песня: «Темная ночь». минус
Учитель:
Самые ожесточенные бои шли на главной высоте города – Мамаевом кургане – его высота 102 м. Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, возвышающейся над городом, было необычно беспощадным. Высота переходила из рук в руки несколько раз. Во время одной из советских контратак на Мамаев курган с целью перехватить его, советские войска потеряли целую дивизию в 10 тысяч человек в один день. Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город. Здесь в течение 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Это место огромных людских потерь… Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.
Слайд №16. Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели, но Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.)
Слайд № 17. -После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне. За эту битву город награжден Орденом Ленина и Золотой звездой Героя.
Там сегодня над Волгой – рекой,
На священной земле сталинградской
Рвётся к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской
Слайд № 18. После войны Сталинград был переименован в Волгоград.
8 мая 1965 года г. Волгограду присвоено звание «Город-герой»
Мамаев курган- один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.
Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.
В. Мавродиева «Мать».
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо берёзок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук…
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего-
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Ещё взглянула и ещё прочла,
Кулёк конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя, и к выходу,
усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Ещё минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…
Слайд № 19 - На Мамаевом кургане произошла встреча 52-ой гвардейской дивизии. После этой встречи поэтом Валентином Панариным было написано прекрасное стихотворение «Встреча на Мамаевом кургане»
-Ребята, а сейчас давайте попробуем восстановить текст стихотворения Валентина Панарина «Встреча на Мамаевом кургане».
Встреча на Мамаевом кургане
Мамаев Курган, под тобой Волгоград
И Волга - подарок природы.
Здесь мыслями я улетаю назад
В кровавые страшные годы. (1группа)
Здесь чувства парят, как орёл над землёй.
Здесь память встаёт, как живая.
И думаю я о той битве былой,
Всё мелкое прочь забывая. (2 группа)
Здесь Родина-мать поднимает свой меч.
Какой же я малый пред нею!
Хочу свои чувства словами облечь,
Но только сказать не умею.( 3 группа)
Читаем стихотворение полностью
Подведение итогов.
В памяти нашего народа это время живет не только как время коренного перелома в войне, но и как ужас, как незабываемое горе. Это событие и сейчас еще напоминает о себе едва ли не в каждом доме пожелтевшими треугольниками солдатских писем, страшными листками «похоронок», сохранившимися боевыми наградами, фотографиями погибших на фронте, умерших от ран, болезней и без вести пропавших родственников. Мы не имеем права забывать об этом. Это наша история, это наша память.
Слайд №20 - Ребята, мы обязательно должны знать и помнить прошлое нашей Родины.
Жизнь! Мы славим величье её.
Жить – вот благо и счастье людское!
За него. За счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои…
Слайд №21. Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Для чего? Чтобы не забывали.
Ты всем, несущим миру смерть,
тогда сказал решительно:
– Не сметь!
Врагов хвастливых ты разбил о Сталинград!
Победу миру ты добыл о Сталинград!
Слайд №22 ПОКЛОН ЗЕМЛЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ, ЗЕМЛЕ СУРОВОЙ И ПРЕКРАСНОЙ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)
Зачем мы изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...
: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...
На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
методическая разработка урока истории с применением ИМЭУ...
Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.
Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...
Историческая игра «Великая битва на Волге» Героям Сталинградской битвы посвящается
Игра проводилась среди 9-х классов на Неделе наук. Материалы взяты из разных источников (учебные пособия и презентации)...
Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО.
Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО....
Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)
Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...