Программа по предмету "Двигательное развитие"
рабочая программа
Программа для школ 8 вида по двигательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для школ 8 вида по двигательному развитию | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г МОСКВЫ
ШКОЛА 2124 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»
структурное подразделение №486
Рабочая программа по предмету
Двигательное развитие
6,7 классы
Автор-составитель
КИРЕЕВ Н.А.
Москва 2015
Двигательное развитие(три года обучения)
Пояснительная записка
Программа нацеливает на последовательное обучение двигательным умениям, навыкам. Воспитанию физических качеств – ловкости, быстроты движения, выносливости, развитию координации движения, пространственной ориентировке, равновесия. Дети должны научиться чувствовать свое тело, правильно двигаться, прыгать, лазать.
У ребенка со сложной структурой дефекта из-за специфических нарушений его движения развиваются иначе, чем у нормальных детей. Проблема в нарушении движения – это снижение мышечного тонуса в качестве типичного нервно-двигательного нарушения, координации движения.
Этим детям свойственна задержка двигательного развития. В работе с детьми, с нарушением интеллектуальной недостаточностью, особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, общей моторики, которые способствуют развитию как умственных, так и двигательных способностей.
Общеразвивающие упражнения в разном темпе и амплитуде движения укрепляют крупные мышцы туловища, способствуют формированию правильной осанки, умению ориентироваться в пространстве. При подборе упражнений рекомендуется воздействовать на определенную группу мышц: укреплению плечевого пояса, мышц спины, мышц брюшного пояса, мышц ног. Упражнения поводятся с предметами и без предметов, под музыкальное сопровождение, под удары бубна – это дисциплинирует детей, способствует четкости выполнения движения, создает эмоциональный настрой.
Обучая детей двигательным умениям и навыкам необходимо обращать внимание на основные виды движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, равновесие. Для достижения цели перед специалистами стоят задачи:
- развивать координацию движений рук и ног; чувства ритма при ходьбе; ходить и бегать не наталкиваться друг на друга с согласованными, свободными движениями рук и ног;
- формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку; четкий шаг; преодоление страха;
- учить ползать, лазать правильно – поочередно переставлять руки и ноги; ползать на четвереньках, чувствовать тело в горизонтальном положении;
- прыгать на двух ногах; отталкиваться двумя ногами, приземляться
на полусогнутые в коленках ноги – чувствовать тело в полете; - развивать слуховое, зрительное восприятие; слышать указания
- выполнять упражнения по показу и образцу.
Развитие координации рук и ног при ходьбе.
Обучение умению ходить и бегать, не наталкиваясь согласованными, свободными движениями рук и ног.
6 КЛАСС
Развитие координации движений рук и ног.
Обучение умению следить за положением тела в разнообразных упражнениях.
Обучение выполнению произвольных положений головой, руками, туловищем – по словесным указаниям.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
ХОДЬБА - по кругу взявшись за руки; ходить, обходя предметы; ходьба приставным шагом вперед; ходьба со зрительным прослеживанием-
работа рук и ног; с высоким подниманием колен; ходьба с перекатом ( с пятки на носок); ходьба на коленках (чувствовать свое тело); ходьба с выполнением задания (словесные указания); ходьба змейкой.
БЕГ – в прямом направлении; в разных направлениях (развивать координацию рук и ног при беге); бег с изменением темпа «быстро» «медленно»; убегать, догонять; бег мелким шагом, большим шагом; бег «змейкой»; бег друг за другом, в рассыпную, с высоким подниманием колен, с выбрасыванием ног вперед.
ПРЫЖКИ - на месте, на двух ногах; с продвижением вперед; прыжки в чередовании с ходьбой; прыжки вверх касаться предмета; прыжки с высоты 20см.-приземление на полусогнутые ноги; прыжки через 2-3 предмета лежащие на полу; прыжки в длину с места.
ПОЛЗАНИЕ - на четвереньках по прямой, между расставленными предметами.
ЛАЗАНЬЕ - по наклонной доске, по гимнастической скамейке, пролезать в обруч (правым - левым боком); лазанье по шведской стенке с перелезанием с одного пролета на другой (преодолевать страх); подлезать под натянутую веревку.
КАТАНИЕ – мяча друг другу; прокатывание мяча в «воротики», между предметами, лежащими на полу (ш.-50см.); метать в даль левой, правой рукой;
из-за головы, снизу – р.100см.; ловля мяча брошенного воспитателем; перебрасывание мяча через натянутую веревку; отбивание мяча об пол и ловля его двумя руками.
РАВНОВЕСИЕ – бег между двумя палками р.-30см.; ходьба по дорожке ш-20см.; ходьба и бег по наклонной доске; ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет; сохранять равновесие стоя на носках, на гимнастической скамейке.
ПЕРЕСТРОЕНИЕ – по одному, друг за другом, по парам, врассыпную, перестроение в круг.
Общеразвивающие упражнения
Для рук и плечевого пояса:
разводить руки в стороны из положения – руки перед грудью;
поднять руки вперед - вверх – сплетенными в «замок»;
поднять и опустить кисти рук (вверх, вниз).
Упражнения для ног:
не отрывая ноги от пола – переступать на месте;
приседания все ниже и ниже - сохранять равновесие;
переступать приставным шагом – в сторону, на пятку.
Упражнения для туловища:
поднять руки вперед – вверх опустить;
наклоны туловища вперед – достать пол;
повороты туловища влево, вправо разводя руки в стороны, из положения - руки перед грудью;
руки за голову – поочередно отставлять левую, правую ногу назад на носок;
группировка – присесть, обхватив руками колени, опустить голову;
подтягиваться на руках – лежа на гимнастической скамейке, на животе.
Мелкая моторика
Растопырить пальцы, сжать в кулак – 5-6 раз.
«Замок» - сомкнуть обе руки пальцы переплести, вращение «замка», пальцы переплетены, похлопать в ладоши и разомкнуть « замок».
Одновременно согнуть пальцы в кулак левой и правой руки, затем поочередно их разгибать, начиная с большого пальца.
Дыхательные упражнения
Рубим дрова – руки сомкнутые к «корзинку» вверху над головой (вдох).
На выдохе – резко опустить руки вниз, произнести – ух – ух.
«Насос» - на вдохе накачиваем мяч, на выдохе мяч сдувается, произнести звук с-с-с-с.
Подвижные игры
Элементы футбола – ударить мяч левой, правой ногой - сохраняя равновесие.
Игры с бегом: «Гуси – лебеди», «Сделай фигуру», «Море волнуется», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Можно поиграть», «Лошадки».
Игры с прыжками
«Классики», «Кто дальше», «Не оставайся на полу», «Тик – так» - через скакалку, резинку, «Из домика в домик», «Мыши и кот», «Обезьянки».
Ожидаемый результат к концу учебного года:
ребёнок умеет:
ходьба:
ходить, согласовывая работу рук и ног, чувствовать положение
рук и ног при выполнении упражнений;
ходить, высоко поднимая колени;
ходить по прямой, не наталкиваясь друг на друга;
ходить по кругу в разных направлениях;
бег:
согласовывать работу рук и ног, не прижимая локти к туловищу;
бегать по кругу, взявшись за руки в разных направлениях;
прыжки:
легко приземлятся на полусогнутые ноги, на носки;
отрываться от пола обеими ногами;
выполняя прыжки, принимать правильное исходное положение;
лазанье:
лазать по шведской стенке, не пропуская реек;
перелезать с одного пролета на другой;
ловля мяча – ловить мяч двумя руками (кистями рук);
ловля мяча:
отбивать мяч о землю двумя руками и ловить его;
бросать мяч левой и правой рукой из-за головы;
равновесие:
сохранять равновесие на ограниченной поверхности без помощи взрослого «преодолевать страх»;
ориентировка в пространстве:
находить левую и правую сторону, выполнять повороты налево и направо.
7 класс
Формирование умения следить за своей осанкой.
Формирование умения в упражнениях и играх следить за техникой и правильностью выполнения действий.
Совершенствование видов ходьбы, бега, прыжков, метания. Добиваться легкости выполнения движений.
Развитие глазомера, активного движения кистей рук, пальцев при броске и ловле мяча.
Воспитание выносливости, силы воли, преодоления страха.
Обучение умению самостоятельно организовывать подвижные игры, спортивные упражнения.
Поддержание интереса к событиям физкультурной жизни школы-интерната, страны.
ХОДЬБА – в заданном направлении, приставным шагом влево, вправо, в сторону, с высоким подниманием колен, между предметами, по всему залу (не шаркая ногами), врассыпную, с перестроением - друг за другом, по сигналу, перекатом с пятки на носок, скрещенным шагом, на носках, пятках, мелким, широким шагом.
БЕГ – на носках, с выбрасыванием прямых ног вперед, врассыпную, с преодолением препятствий, по гимнастической скамейке, в чередовании с ходьбой, по сигналу, спиной вперед, на скорость – 80 метров, пять раз по 10 метров, между расставленными предметами.
ЛАЗАНИЕ, ПОЛЗАНЬЕ – пролезать в обруч левым правым боком, ползание по гимнастической скамейке, на четвереньках с мешочком на спине, ползанье по гимнастической скамейке, на животе подтягиваясь руками, подлезать под рейку, веревку, лазанье по шведской стенке – подниматься свободно, крепко держаться руками и твердо ставить ногу на рейку(уверенно), перелезать свободно с пролета на пролет, без помощи взрослого, преодолевая страх.
ПРЫЖКИ – чувствовать легкость своего тела, прыгать на месте, вокруг себя, на двух ногах, из обруча в обруч, прыгать с высоты 40см., в длину 100см., прыжки через веревку – высота 40см., прыжки через скакалку, на одной ноге через веревку, лежащую на полу(на левой правой ноге).
БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ, МЕТАНИЕ – бросание мяча через сетку друг другу, перебрасывание мяча из-за головы, снизу, бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. отбивание мяча правой, левой рукой о землю и ловля его, метание мяча на дальность (6-12 м.) левой, правой рукой, метание в цель левой, правой рукой, метание в цель из разных положений (стоя, сидя, стоя на коленках).
РАВНОВЕСИЕ – ходьба по гимнастической скамейке с набивным мячом, с перешагиванием через предмет, ходьба приставным шагом, по узкой рейке . по веревке – прямо, боком, стоять на одной ноге с закрытыми глазами, сохраняя равновесие, кружение руки в стороны вокруг себя.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для рук и плечевого пояса:
поднять руки вперед, вверх; стать на носки, отставить ногу правую, левую назад на носок;
поднять и опустить плечи;
энергично согнуть и разогнуть руки в локтях (пальцы согнуты в кулак);
круговые движения руками, согнутыми в локтях (кисти рук у плеч).
Упражнения для ног:
выставить ногу вперед – назад на носок, руки на поясе;
стоя, ноги врозь, руки на поясе пружинистые приседания;
перенос тела с одной ноги на другую (наклоны в сторону).
Упражнения для туловища:
руки к плечам – повороты в правую, левую стороны;
наклоны вперед – руки в стороны;
из положения, лежа на спине – поднять обе ноги в угол, коснуться ногами предмета за головой;
поочередно поднимать левую, правую ногу, согнутую в колене.
Упражнения на дыхание:
греемся на морозе – развести руки в стороны, потом «обнимая себя», произносим звук – «ОХ» (начинать с выдоха), повторить упражнение 3-4 раза;
глубокий вдох – медленный выдох – 3-4 раза;
«Сдувается мяч» – исходное положение - сидя на корточках - встать – вдох; медленно присесть – выдох, произнести звук «С», повторить 3-4 раза;
«Подуть на бабочку» - на выдохе.
Мелкая моторика
Согнуть, разогнуть пальцы; свести, развести пальцы.
Поочередно соединить все пальцы с большим пальцем, развести по одному по очереди левой и правой рукой.
Упражнение «Курочка» - соединить все сомкнутые пальцы к большому.
Упражнение «Петушок» - соединить указательный палец с большим, остальные - растопырить (гребешок).
Подвижные игры
Ходьба, бег: «Горелки», «Карусели», «Лохматый пес», «Совушка», «Кто быстрее до флажка?», эстафета «Чья команда быстрее?», «Краски», «Два Мороза».
Прыжки: «Волк во рву», «Цапля и лягушки», «Не попадись», «Достань банан», «Лев и обезьянки».
Метание и ловля мяча: «Охотники и зайцы», «Кто самый меткий?», «Попади в цель», «Кто дальше?», «Попади в кольцо».
Спортивные игры
«Мяч в ворота» - элементы футбола.
«Передай мяч «другому», «Попади в кольцо» - элементы баскетбола.
«Отбей мяч», «Перебрось через сетку» - элементы волейбола.
Ожидаемый результат к концу учебного года:
ребёнок умеет:
ходьба:
выполнять все виды ходьбы, сохраняя равновесие; координацию движения; шаговые движения в беге, не шаркая ногами;
прыжки:
правильно и четко выполнять все виды прыжков (в высоту, с места, с разбега, в длину), прыгать через скакалку;
ловля мяча:
ловить мяч двумя руками, бросать и перебрасывать мяч левой правой рукой, попадать в цель.
выполнять все виды упражнений из разных исходных положений, по показу и карточкам.
понимать и слышать словесные указания воспитателя.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Ознакомление с окружающим миром. Трудовое обучение. Изобразительное искусство. Музыка. Физическая культура» /Под редакцией Л.Ф. Климановой.
- «Программа воспитания в детском саду» /Под редакцией Л.Н. Васильевой.
- В.Г. Петрова. «Обучение учащихся вспомогательной школы».
- Петер Е.М. Лаутесслагер. «Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна».
- Л.Б. Баряева «Программа воспитательного обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Внутришкольная модель развития учительского потенциала в МБОУ СОШ № 11. Саморазвитие педагога, методиста как основа развития профессиональной компетентности в условиях научной организации труда».
Раздел программы развития школы до 2015 года....
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.
Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...
Рабочая программа по двигательному развитию (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)
Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9б класса с умеренной, тяжелой умственной о...