Особенности логопедического сопровождения учащихся с ТМНР в рамках внедрения ФГОС УО (вариант 2)
презентация к уроку
Презентация к Круглому столу учителей-логопедов 05.06.2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к круглому столу учителей-логопедов 05.06.2017 | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательный комплекс – ГБОУ Школа №281 Специальное (коррекционное отделение) В прошлом Специальная коррекционная школа VIII вида №309 Всего в школе обучается 185 детей, из них инвалидов 118 , остальные дети с ОВЗ 120 с легкой степенью УО 65 с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР
2016-2017 учебный год – введение ФГОС ОВЗ и ФГОС УО 1 К 1 вариант АООП Для детей с легкой степенью УО 7 человек (из них 4 по программе 8.3) о ткрыты три первых класса 1 М 2 вариант АООП Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР 6 человек 1 Л 2 вариант АООП Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР 6 человек
Состав детей в классах по 2 варианту
Особенности речевого развития 1 ребенок с Системным недоразвитием речи при УО (3 УРР) (с особенностями) 2 детей с Системным недоразвитием речи при УО (1-2 УРР) 1 ребенок с Системным недоразвитием речи при УО ( 1 УРР) 4 детей «условно говорящих» с эхолалиями и минимальной штампованной речью 3 полностью мутичных 1 ребенок с последствиями пластики полной расщелины носа, губы и неба ( ринолалия )
Диагностика Для диагностики детей (второй вариант ФГОС) отсутствует единый инструментарий. Классический вариант речевой карты для детей не подходит. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ от 20 ИЮНЯ 2002 Г. N 29/2194-6 Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.
Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений 1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих: Есть ли указующий жест; Сформирована ли фиксация взгляда на предмете, лице человека (продолжительность) ; Прослеживание взглядом за движущимся предметом; Реакция на собственное имя; Латентность реакции;
2. Умение воспринимать обращенную речь: Умение слушать то, о чем говорят; Умение реагировать на жесты и выполнять простую одноступенчатую инструкцию, в которой есть слова, обозначающие действия, признаки, местоположение предмета (сядь, иди, принеси красный мяч , возьми кубик со стола и т.д. ) Умение выбирать из разных предметов (картинок) то, что нужно ( покажи, где мишка, где дверь и т.д. ) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений
3. Умение подражать: Способность к подражанию по трем уровням развития движения ( крупномоторные , мелкомоторные , артикуляционные) Способность к звуковому подражанию Наличие эхолалий (их вид) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений
4. Умение соблюдать очередность: Соблюдение очередности при совершении различных действий; Соблюдение очередности при произнесении звукоподражаний (слов, при наличии) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений
5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни (коммуникационный мотив): Умение выражать просьбу (дай мне…) Умение просить о помощи (еще?) Умение отказываться (нет!) Умение здороваться и прощаться (хотя бы жестом) Обследование речи: определяем уровень развития навыков и умений
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом » (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС) .
А льтернативная коммуникация (АК) Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» – часть учебного плана – 3 часа в неделю Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» - не менее 2-х раз в неделю АК – как способ коррекции нежелательного поведения
Невербальный ребенок ( мутизм ; малое количество согласных звуков в звуковом потоке; непонимание «речи» ребенка окружающими + нежелательное поведение) ЖЕСТЫ ОБМЕН КАРТОЧКАМИ - СИМВОЛАМИ
PECS Жесткий протокол Простая система Хорошо работает с детьми с нарушением коммуникации Способствует развитию звучащей речи у большей части детей
Makaton языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы
Альтернативное чтение Чтение в широком смысле слова , как процесс перекодирования информации различной модальности (аудиальной и визуальной) способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся: Чтение телесных и мимических движений; Чтение изображений на картинках; Аудиальное чтение; Чтение символов (пиктограмм); Глобальное чтение и т.д.
Формирование круга чтения учащихся через -- ежедневное чтение художественной литературы, -- обучение самостоятельному чтению жестово-двигательных и знаково-символических изображений; у читывая индивидуальные особенности восприятия и личностно значимую тематику каждого ребенка.
Обучение чтению Когда ребенок способен соотносить предмет и его изображение на плоскости, составлять пары – вводятся элементы глобального чтения Занимательный букварь Т. С. Резниченко Создание «Личного букваря» методика Н.Б. Лаврентьевой
Необходимое условие коррекционной работы! п остоянный обмен информацией между родителями и педагогами; о бучение родителей; закрепление навыков; повышение мотивации семьи. Взаимодействие с родителями
До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семьёй в рамках психолого педагогического сопровождения учащихся школы
Работа с семьёй предполагает систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях. Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО
Выступление на раонном семинаре-практикуме...
Роль взаимодействия служб специального коррекционно-образовательного учреждения при решении задач комплексного сопровождения детей с ТМНР
В соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время содержание коррекционной работы в нашей школе направлено на создание системы комплек...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 5 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 6 класс ООО...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 Б класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра «Солнышко»
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-о...