Логопедическое пособие "Артикуляционные дорожки"
учебно-методическое пособие
Разработано наглядное пособие, в котором представлено путешествие Весёлого Язычка по тропинке, ведущей от одного символа артикуляционного упражнения до другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_posobiya_artikulyatsionnye_dorozhki.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логопедического пособия «артикуляционные дорожки» при коррекции звукопроизношения.
Автор работы: Кудельникова Ю.Е., учитель-логопед МОУ «Центр образования» г.Олонца
Описание работы: Разработано наглядное пособие, в котором представлено путешествие Весёлого Язычка по тропинке, ведущей от одного символа артикуляционного упражнения до другого.
Цель: выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме
Для нормализации моторики артикуляционного аппарата в логопедической практике применяются традиционные упражнения, которые подробно представлены в работах О.А.Правдиной, М.Ф.Фомичевой, Е.Ф.Рау и др. Широко распространены комплексы артикуляционных упражнений. Е.Ф.Архиповой в пособии «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» представлена система артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой. Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции. В активную артикуляционную гимнастику входит 20 упражнений:
- «Забор»
- «Окно»
- «Мост»
- «Парус»
- «Трубочка»
- «Забор» - «Трубочка»
- «Лопата»
- «Лопата копает»
- «Вкусное варенье»
- «Теплый ветер»
- «Жук»
- «Цокает лошадка»
- «Молоток»
- «Дятел»
- «Пулемет»
- «Холодный ветер»
- «Комар»
- «Пароход»
- «Пароход гудит»
- «Маляр»
- «Качели»
- «Фокус».
Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем складываются комплексы для коррекции конкретных звуков – серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)
«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Забор» - «Холодный ветер».
2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)
«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает» - «Вкусное варенье» - «Фокус» - «Теплый ветер».
3 комплекс упражнений для «Р» (альвеолярная позиция)
«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Цокает лошадка» - «Молоток» - «Дятел» - «Пулемет».
4 комплекс упражнений для «Л» (альвеолярная позиция»)
«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Пароход» - «Пароход гудит».
В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков.
Данная методика натолкнула меня на создание пособия «Артикуляционные дорожки». При большом количестве занятий, идущих друг за другом (до 12 в день), с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, это наглядное пособие, находящееся на стене рядом с зеркалом, удобно и для ребенка, и педагога. В нём представлено путешествие Весёлого Язычка по тропинке, ведущей от одного символа артикуляционного упражнения до другого. Причём начинается оно для всех групп звуков одинаково (общие упражнения), затем тропинка разветвляется: влево – упражнения для свистящих, вправо – для шипящих, а прямо – для звуков Л, ЛЬ, в конце пути – подходит к «трудным» звукам Р, РЬ.
Положительными качествами этого пособия считаю:
- Упражнения выполняются в системе, последовательно;
- Формируются четкие кинестезии, что способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии;
- Упражнения легче усваиваются, запоминаются детьми;
- Экономится время проведения артикуляционной гимнастики;
- Форма пособия вызывает интерес к занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект " Там на ведомых дорожках..."
Одно из направлений воспитательной работы негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа–интернат № 29» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» – экологическое образование.Учиты...
Пьеса для школьного театра "На дорожке на лесной"( "Колобок" на новый лад)
Пьеса - победитель школьного конкурса "Дебют". Это юмористическая пьеска, в которой идёт речь о творчестве народов мира, о любви к Родине. Пьеска предназначена на учеников 5-7 классов. Ис...
Дорожки
Презентация может быть использована как логопедами, так и воспитателями и родителями для укрепления тонкой моторики руки. Дорожки легко копируются и распечатываются для творческого применения на...
«Путешествие по лесным дорожкам»
Задачи:1. Формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля.2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание со...
Театрализованное музыкальное представление по сказкам А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках»
Мероприятие представлено в виде соревнования. Перед ребятами разворачиваетчся действие многих сказок А.С. Пушкина. Очень интересное зрелищное представление.Может проводиться как обобщающий...
Методическое пособие своими руками "Логопедические дорожки"
Из практики работы с детьми речевой группы, возможно, проследить прямую зависимость между уровнем сформированости речи и развитием моторики пальцев рук у воспитанников. На занятиях по коррекции речевы...
План-конспект урока " Устройство садовых дорожек и площадок. Садовая дорожка и площадка. Формы и размеры садовой дорожки и площадки", 9 класс
План-конспект урока " Устройство садовых дорожек и площадок. Садовая дорожка и площадка. Формы и размеры садовой дорожки и площадки", 9 класс, предмет "Технология. Цветоводство и д...