Творческий проект " Там на ведомых дорожках..."
материал по теме
Одно из направлений воспитательной работы негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа–интернат № 29» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» – экологическое образование.
Учитывая потребность детей в игре, общении, приключениях, романтике мной был предложен для реализации творческий проект для школьников младшего и среднего звена «Там, на неведомых дорожках…»
В основе разработки – сюжетно – ролевая игра «Экологическое путешествие по Дальнему Востоку».
Для того чтобы детский коллектив легко включился в игру, разучивались песни, проводились коллективно творческие дела, игры, беседы – диалоги, конкурсы, бала организованна творческая мастерская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leo.ppt | 2.98 МБ |
otchet_po_proektu.doc | 56 КБ |
polozhenie_o_tvorcheskoy_gruppe.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Проект «Экологическое путешествие по Дальнему Востоку»
Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиление связи обучения с жизнью. В наши дни особое значение приобретает ответственное отношение человека к природе. Из-за неразумного отношения к окружающей среде, к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной, из-за экологического кризиса появилась потребность формирования экологической культуры, которую необходимо начинать с детей, сосредоточив усилия на формировании экологической культуры у школьников.
Мы рассматриваем экологическую культуру как систему знаний и умений, ценностных отношений к живой природе, которые формируют экологическую ответственность и активность.
- Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна.
- Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья.
- Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека.
Китайская мудрость
Так, одно из направлений воспитательной работы негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа–интернат № 29» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» – экологическое образование.
Учитывая потребность детей в игре, общении, приключениях, романтике мной была предложена для реализации методическая разработка для школьников среднего звена «Там на неведомых дорожках…»
В основе разработки – сюжетно – ролевая игра «Экологическое путешествие по Дальнему Востоку».
Для того чтобы детский коллектив легко включился в игру, разучивались песни, проводились коллективно творческие дела, игры, беседы – диалоги, конкурсы, бала организованна творческая мастерская.
Вся работа была разбита на этапы.
Подготовительный этап
В период подготовительного этапа создавалась творческая группа детей и педагогов, распределялись обязанности, составлялся план деятельности, разрабатывалась сюжетная линия, сценарии.
Цель:
Формировать в поведении школьника ценностное отношение к субъектам и объектам окружающего мира, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с миром и педагогом как представителем мира взрослых.
Задачи:
- Расширять кругозор учащихся по биологии, географии, экологии.
- Воспитывать любовь к природе.
- Развивать коммуникативные качества.
- Научить давать оценку морально – нравственной стороне поведения людей по отношению к природе и животному миру.
В формировании отношений школьников к живой природе главными стали требования к развитию трех каналов:
перцептивно-аффективный, определяющий умение созерцать красоту и видеть прекрасное в природе;
когнитивный, благодаря которому у школьников возникает желание постигать новое в мире природы, понимать сущность её процессов и влияний;
практический, который определяет стремление школьников к целесообразному экологическому взаимодействию – как прагматическому, так и не прагматическому.
В этой системе все полученные знания помогают и позволяют личности понимать процессы и явления – как природные, так и связанные с деятельностью человека в социоприродной среде.
Основной этап
На следующем этапе было важно предусмотреть формирование ценностного отношения к природной среде, которое должно стимулировать личность поступать экологически целесообразно. Для этого формируются навыки и умения взаимодействия с социоприродной средой, которые позволяют личности с готовностью, мотивированно, активно и творчески применять их в практической деятельности.
В системе внеурочного школьного образования используется многообразные формы работы по экологическому воспитанию, я совместно с педагогами школы организовала игровую деятельность, которая строилась на умениях и способностях видеть, осознавать и сопереживать экологические проблемы, создавать идеи по их решению.
Кроме того, через игру развивается творческий потенциал личности, который важен потому, что каждый из воспитанников закончив обучение, столкнётся с необходимостью самостоятельно решать биологические и экологические задачи. Задачи сохранения и укрепления здоровья своего и людей, формировать умения вести здоровый образ жизни. Эти знания и умения имеют личностный смысл и обеспечат творчество и успешность в дальнейшем обучении.
На этом этапе был дан старт экологическому путешествию по Дальнему Востоку.
Основополагающий вопрос:
Кто же он, будущий гражданин?
Человек, живущий по принципу «Взять у природы её богатства – наша задача»?
Или истинный гражданин и патриот своей родины, заботливый и внимательный хозяин, видящий неполадки в своём доме и пытающийся их устранить?
План маршрута
- Заповедные места.
- А кто такая Флора?
- Фауна.
- Океания приглашает.
- Экология.
Во время проведения мероприятия использовались разные виды деятельности: творческая, практическая, подготовка домашних заданий, поисковая.
Формы работы также разнообразны: беседы – диалоги, экскурсии, выставки, конкурсы, презентации, концерты, встречи со специалистами, спортивные эстафеты.
Маршрут №1
Задачи:
- развитие познавательного интереса к заповедникам Дальнего Востока в целом;
- развитие навыков работы в группах, коммуникативных способностей
- Формирование основ экологической грамотности.
Для участия в этом маршруте всем классам было дано домашнее задание, которое заключалось в подготовке сообщений о том или ином заповеднике. Выбор тем осуществлялся путём жеребьёвки.
Для успешного выполнения данного задания в школьной библиотеке был создан уголок под названием «Заповедная страна», где дети могли не только читать, но и играть, разгадывать кроссворды, рисовать.
Маршрут №2
Задачи:
- углубить знания учащихся по природоведению;
- помочь найти ответы на вопросы:
А кто такая Флора?
А где она живёт?
План маршрута
- Ведение:
А кто такая Флора? Где живет Фауна?
- Путешествие по цветочной поляне.
- Загадки «Старичка – лесовичка».
- Калейдоскоп поделок.
В ходе прохождения второго маршрута дети познакомились с героем русских сказок – «Старичком – лесовиком». Дети от него узнали ответ на вопрос: «А кто такая Флора? Где живет Фауна?» Совершили путешествие по цветочным и лесным полянам, узнали много нового и показали свои знания.
С большим интересом дети приняли участие в творческой мастерской «Старичка – лесовичка», где они учились изготавливать поделки из природного материала.
В заключение своего маршрута школьники показали мини – концерт с песнями, танцами и чтением стихотворений собственного сочинения.
Маршрут №3
План маршрута:
1.Решить следующие задачи:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- формировать бережное отношение к природе;
- развивать в игровой форме творческие способности учащихся.
2. Для удачного завершения маршрута провести и организовать:
- беседы – диалоги «Тайны природы» и «Кто в лесу живёт? Что в лесу растет?»
- игру – путешествие «Экологические забеги»
- выставка – путешествие «Край мой дальневосточный»
В работе с детьми учитывались их возрастные особенности. Детям среднего школьного возраста свойственны доброта, и любознательность. Занятия с этой возрастной категорией дают желаемый результат лишь в том случае, если они интересны, привлекательны и содержат занимательный игровой материал. Поэтому для них мы использовали разные виды деятельности: игра – путешествие «Зоологические забеги». Участники игры смогли побывать «в шкуре», какого – либо зверя и познакомиться с их повадками. Активную помощь при подготовке к игре оказали родители. Они шили костюмы, готовили атрибуты, рисовали маски, помогали в подборе музыкального оформления.
Параллельно с мероприятием была организована и оформлена выставка рисунков учащихся и родителей «Край мой Дальневосточный». Лучшие работы по решению творческой группы отправлены в Красноармейский район, для участи в конкурсе рисунков и поделок из природного материала. В этом конкурсе была отмечена особенная активность.
Не зря рисование - одно из самых увлекательных и любимых занятий, как детей, так и взрослых. Здесь они отображают свои впечатления об окружающем мире. Рисуя, учатся чувствовать природу, осознавать свою связь с ней.
В реальной педагогической практике система уроков дополнялась различными формами внеклассной работы. Внеклассная работа в развитии способностей и удовлетворении всесторонних интересов школьников играет большую роль. И приносит ожидаемые результаты, если построена на плановой основе, целенаправленно.
Мною экологическая культура рассматривалась как система знаний и умений, ценностных отношений к живой природе, которые формируют экологическую ответственность и активность.
Ребята справились со всеми заданиями. В результате этого заняли первое место в экологической акции «Марша парков – 2008».
В экологической игре в среднем и старшем звене особый интерес был вызван интеллектуальным турниром, в котором предусматривалось решение системы творческих задач. В процессе игры они узнали. Как леопард приспосабливается к определённым условиям обитания. Рассуждали о взаимосвязи человека с природой. Коллективно – творческая деятельность по решению этих задач показала способности у частников: видение проблем, а анализ турнира позволил определить характер и степень их развития.
При такой постановке решения всех задач требовали от учащихся мыслительных и практических действий, направленных на овладение биологическими и экологическими знаниями, на развитие умений применять их на практике.
В процессе их решения у школьников формируются: чувствительность к проблеме, умение теоретического анализа задачи, опыт творческого мышления, развитие личностного потенциала ученика, развивается способность находить нужную информацию и обрабатывать её.
Большая часть конкурсных работ, представленных во время проведения экологической акции, носила поисковый характер, что свидетельствует об интересе школьников к данному вопросу.
Параллельно с мероприятиями была организована и оформлена выставка рисунков учащихся и родителей.
Результатом работы стали подготовленные ребятами сообщения с электронными сопровождениями, которые они защищали на общешкольном конкурсе. При подведении итогов педагоги и сами участники конкурса сделали вывод, что они узнали много нового не только о леопарде, но и задумались над поступками людей, их поведением.
Вывод: процессу воспитания экологической грамотности принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке. Школа в этом вопросе воспитания занимает особое место, так как её воспитательное воздействие длительное и целенаправленное.
Предварительный просмотр:
Положение о работе творческой группы педагогов по обобщению опыта организации внеклассной работы.
Направление: экологическое воспитание.
1.Общее положения
- Данное положение составлено на основе внутришкольного положения о временных творческих и проблемных группах педагогов и отвечает целям и задачам деятельности группы.
- Временная творческая группа педагогов создаётся для реализации мероприятий в рамках
- Состав группы:
- В состав группы входят на добровольных началах педагоги, заинтересованные в данной проблеме.
- В состав группы включены: Танаева О. В., Дёмина Л.Г.,, С Пилипенко Е.Б.
- Цели работы творческой группы:
1.4.1.Пробудить в сознании подрастающего поколения чувство ответственности за природные богатства
1.4.2.Расширить кругозор о флоре и фауне Приморского края;
1.4.3.Обобщения, систематизации и расширения
приобретённого ранее опыта школьников по вопросам
природоохраны и экологии.
2. Организация работы
2.1. Распределение обязанностей:
Руководителем группы - Танаева Оксана Вячеславовна - намечает основные направления работы группы, является координатором деятельности членов творческого союза, осуществляет связь с природоохранными организациями, организовывает встречи, отвечает за связь с представителями прессы, отвечает за подготовку и проведение встреч для младших школьников, с участием представителей природоохранных организаций.
Пилипенко Елена Борисовна проводит внутришкольный конкурс рисунков на тему «Земля наш дом»,организует работу творческой мастерской, помогает в проведении мероприятий, отвечает за подготовку и оформление фотоматериалов.
Дёмина Людмила Григорьевна отвечает за создание и работу центра экологического образования при школьной библиотеке.
2.2 Творческая группа разрабатывает план мероприятий и предлагает для реализации на педсовете.
2.3. Заседание творческой группы проходят не реже 1 раза в две недели.
3. Документация и отчётность
3.1. Все рабочие материалы группы фиксируются в специальной папке.
3.2. План работы утверждается на Методсовете.
3.3. Анализ и результаты деятельности творческой группы представляются на педсоветах, годовом отчёте школы, конкурсе экоцентра «Уссурийский эндемик» при Уссурийском заповеднике.
4. Обязанности и права творческой группы
4.1.Обязанности:
4.1.1. разработка нормативно – правовых документов для работы (положений);
4.1.2. составление аналитических материалов и отчётов по работе группы;
4.1.3. ознакомление педагогов, учащихся и родителей с результатами своей работы.
4.2. Права:
4.2.1. вносить коррективы в план мероприятий;
4.2.2. представлять свой опыт для использования другим
педагогами;
4.2.3. выставлять свои работы и работы детей для участия в
конкурсах различного уровня.
Этапы работы творческой группы
Этапы | Организация работы | Сроки |
Подготовительный | 1.создание творческой группы; 2.разработка положения о творческой группе; 3.постановка целей, задач; 4.составление плана мероприятий, распределение обязанностей | ноябрь 2007г. |
Основной | Индивидуальная работа членов группы в соответствии с планом работы. Реализация мероприятий. | ноябрь-май 2007/2008 г. |
Заключительный | 1. Составление аналитических материалов и отчетов по работе группы; 2. Ознакомление педагогов, учащихся и родителей с результатами работы. 3. Награждение по итогам конкурсов и мероприятий, рассылка благодарственных писем. | май 2008г. |
Цель
Пробудить в сознании подрастающего поколения чувство ответственности за наши природные богатства.
Первоначальная задача
Обобщения, систематизации и расширения приобретённого ранее опыта школьников по вопросам природоохраны и экологии
Пути решения
- Расширять, углублять и дополнять базовые знания школьников в области экологии
- Развивать коммуникативные качества
- Учить давать оценку морально – нравственной стороне поведения людей по отношению к природе и животному миру
Форма проведения
экологическая экспедиция
« Там на неведомых дорожках…»
Основополагающий вопрос
«Кто же я?»
Человек, живущий
по принципу
«Взять у природы её богатства – наша задача?»
или
Заботливый и внимательный хозяин, видящий неполадки в своём доме и пытающийся их устранить?
План работы творческой группы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1. 2. 3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Организации творческих мастерских -Юные художники - Мастерская природы Выставка книг «Природы храм» Игра «Путешествие по страницам Красной книги» Выставка – путешествие «Край мой Дальневосточный»
Викторина « Истории заповедных мест» Посещение заповедных мест Уссурийского района Выступления агитбригады клуба «Олимп» - В гости к доктору Чистый воздух - Встреча с доктором Чистая вода - Путешествие в страну «Здоровячков» Познавательные занятия -Кто такая Флора? - Где живёт Фауна? Карнавал цветов Участие в экологической акции «Марш парков 2008» «Сохраним леопарда вместе» Участие в конкурсе детского творчества, организованного государственным природным заказником краевого значения «Таёжный» Конкурс рисунков и поделок из природного материала Проведение школьной линейки с награждением победителей конкурсов | В течение проекта ноябрь декабрь январь февраль В течение проекта В течение проекта февраль март Апрель Май Май Май | ПилипенкоЕ.Б. ДёминаЛ.Г ТанаеваО.В. ТанаеваО.В. ПилипенкоЕ.Б. ПилипенкоЕ.Б. Танаева О.В. Пилипенко Е.Б. Пилипенко Е.Б. Танаева О.В. |
Цель
Пробудить в сознании
подрастающего поколения чувство
ответственности за наши
природные богатства.
Развитие коммуникативных качеств
Обобщение, систематизация
и расширение ранее
приобретённого ранее опыта
школьников по вопросам
природоохраны и экологии
Научить давать оценку
морально – нравственной
стороне поведения людей
по отношению к природе
и животному миру
-
Форма проведения
экологическая экспедиция
«Там на неведомых дорожках…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Проект: "Там, на неведомых дорожках..."
Материал адресован педагогам, специалистам ДОУ...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...